Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:44, реферат
Цель. Теоретически изучить нравственное воспитание.
Задачи. Актуализировать нравственное воспитание среди подростков.
Изучить понятия нравственности, морали, критерий нравственного воспитания.
Рассмотреть периодизацию развития морального сознания личности.
Введение………………………………………………………………….3
Понятие нравственности………………………………………………...5
Критерии нравственного развития личности…………………………..6
Этапы нравственного развития ребенка (по Л.Колбергу)…………….8
Процесс формирования нравственной личности……………………..11
Ребенок в этом процессе………………………………………………..13
Влияние отношений со сверстниками и взрослыми на нравственность подростка……………………………………………………………….. 15
Заключение……………………………………………………………... 18
Библиография…………………………………………………………... 20
Только постоянное и тесное сотрудничество, основанное на взаимном уважении, доверии, разумной требовательности и помощи, может способствовать успешному нравственному формированию личности подростка.
Для
нравственного становления
Важнейшим условием оптимального общения подростков является взаимоуважение и взаимопризнание достоинств, отсутствие которых часто побуждает некоторых подростков искать новых друзей. Иногда это приводит к печальным последствиям, выражающимся в негативном социальном поведении. [8]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Невоспитанный
человек, нравственный невежда,
недоучка, - писал В.А.Сухомлинский: то
же, что
самолет, выпущенный в полет с испорченными
двигателями: погибнет сам и принесет
гибель другим».
[5]
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания…могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой…
Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…». [4]
Воспитание – всегда большой труд для педагога. А нравственное воспитание – один из самых сложных видов этого труда, требующий кропотливости, постоянных затрат времени и душевных сил, специальных знаний и мастерства. И хотя нравственное воспитание осуществляется в рамках общей педагогической деятельности, неотделимо от нее, от учителя требуется особое умение преднамеренно усиливать связь различных сторон жизни учащихся с моральными нормами и требованиями, ненавязчиво, тонко и тактично привлекать к ним внимание воспитанников. Только так он сумеет постепенно раскрыть перед ними сущность этих норм и важнейшие каналы их реализации, нацелить и приучить учащихся к их выполнению в каждодневной деятельности и поведении. Можно сколько угодно говорить о морали, о ее значении и красоте, но, если слова не будут органически вплетаться в жизненную практику учащихся, у них не выработается способность и готовность постоянно следовать этим нормам и требованиям – то, что мы называем нравственным обликом личности.
Нравственное воспитание – не только сложный, но и длительный процесс. В период активного формирования личности заметны лишь отдельные симптомы отклонений от тех или иных канонов нравственного поведения. [6]
Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением норм, правил и требований.
Необходимо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. [4]
Библиография.