Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 21:18, контрольная работа
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Введение.
1.Джон Локк-программа воспитание джентельмена.
2.Н. И. Новиков : «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами…»
3.В.А. Сухомлинский-педагог-гуманист.
Заключение.
Как истинный
педагог-гуманист, он видит жизнь
своих учеников не только и не столько
в радостных маршах «трудных побед»,
сколько в будничной
Принципиально
важным для нас является позиция
Сухомлинского в нравственном воспитании
ребенка. Ключ к развитию нравственности
его педагог видит в «
«Дайте
ребенку радость умственного
труда, радость успеха в
Когда его
спрашивали: ”Что самое главное
было в его жизни? ”, он отвечал: ”Любовь
к детям!”. Искренняя любовь к
детям и подлинная
“Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках.” [11]
Во всем вышедшем из-под пера В. А. Сухомлинского—следовало бы видеть, образно говоря, «философию сердца», обращенную к людям всех возрастов и всех родов занятий. И если воспитание—это, прежде всего, постоянное духовное общение старшего с младшим, то главное в нем — творчество взаимных отношений. Точнее говоря, сотворчество. Василий Александрович не уставал повторять, что в воспитуемом любого возрастного уровня следует видеть и всячески поддерживать самостоятельно мыслящее и инициативно действующее существо и главное в воспитании — становление и развитие самовоспитания. Не формальные учительские усилия и не — тем более — «педагогическое» (в кавычках) насилие, какими бы благими намерениями оно ни мотивировалось, а искусство подобрать ключик к внутреннему миру воспитанника, чтобы этим ключиком завести на всю дальнейшую перспективу «механизм» интеллектуального и нравственного саморазвития, — таков основополагающий принцип. Дух самостоятельного поиска, вкус к решению разнообразных задач, а вместе с тем и нравственное сознание — вот что необходимо заложить в умы и сердца молодого поколения. «Воспитывать человека—значит, воспитывать у него требовательность к самому себе. А это возможно лишь тогда, когда человека не ведешь постоянно за руку, но и предоставляешь его самому себе, чтобы он отвечал за самого себя, вырабатывал собственную жизненную позицию». Как это делать? В. А. Сухомлинский говорил, что для этого следует учить молодого человека познавать себя и воспитывать себя, и цитировал порою великого писателя — мыслителя Ф. М. Достоевского: «Найди себя в себе, подчини себя себе; овладей собой».
В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
«Настоящим человеком
Выдающийся отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский ввел понятие о воспитательном коллективе, как содружестве и сотворчестве педагогов и учащихся. Деятельность воспитательного коллектива, описанная В. А. Сухомлинским на примере возглавляемой им средней школы села Павлыш (Украина) опиралась на следующие принципы: 1) доверительное, активное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников, создающее «коллективную духовную жизнь школы»; 2) установка на «единство мысли и чувства» как цель незавершающегося процесса воспитания личности; 3) развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей каждой личности, поскольку «всякий ребенок по-своему уникален»; 4) умение педагога «увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил»; 5) предоставление личности огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования, создание «атмосферы разнообразного творческого труда»; 6) максимальное использование специфических возможностей социокультурной среды для решения задач воспитания личности («Школа под открытым небом», «Праздник матери», «Праздник первого хлеба» и др.).
Решение глобальных
проблем конца второго начала
третьего тысячелетий педагоги многих
стран связывают с
Заключение:
Нравственное воспитание
во многом предопределяет судьбу человека,
ибо в нем закладываются многие основы
его духовного мира, его отношение к дальним
и близким, к окружающему миру. Воспитание
в значительной степени обеспечивает
преемственность в развитии общества,
передачу от поколения к поколению исходных
(прежде всего, нравственных) ценностей,
без которых общество превратилось бы
в дикую орду. Именно в процессе воспитания
осуществляется духовное воспроизводство
человека. Хорошо известно, что индивиды,
выраставшие вне общества (например, среди
диких зверей (Маугли и т.д.) или в заточении,
людьми в полном смысле этого слова не
становятся. Таким образом, не только материальное
производство средств к существованию
(пища, одежда и др.), не только биологическое
воспроизводство человека, но и воспитание
— воспроизводство духовное — является
обязательным условием человеческой истории.
При этом, как мы уже отмечали, каждый человек
как бы заново находит ответы на вечные
вопросы, приобретает нравственный опыт,
нравственные чувства и представления.
Нравственное, отмечал Вл. Соловьев, "не
есть вещь, которую один может подарить
другому, а внутреннее состояние, достигаемое
только через собственный опыт". Опыт
этот приобретается, прежде всего, в процессе
воспитания, в котором предвосхищаются
ситуации, возникающие в реальной жизни.
Процесс воспитания представляет собой
довольно сложное явление, как сложна
и многогранна сама жизнь. Есть воспитание
трудовое, политическое, эстетическое,
нравственное, правовое и др. Но стержнем
всего процесса воспитания является воспитание
нравственное, ибо именно оно формирует
базовые качества человека, приобщает
к вечным, глубинным человеческим ценностям.
Стремительные
перемены, происходящие в российском
обществе, порождают у части населения
настроения: мол, в жизни нет ничего
постоянного, устойчивого, а все
определяется эгоистическими интересами.
Однако... разваливались империи, низвергались
цари и президенты, свершались перевороты
и всенародные референдумы, но оставались
в сознании людей вечные аксиомы: "не
убий", "возлюби ближнего", "не
обижай сирых", "не желай ближнему
того, чего себе не желаешь", не исчезало
желание соотнести свое бытие с Вечностью.
Более того, именно эти вечные постулаты
морали во многом помогали разобраться
в бурном водовороте политических баталий
и сохранить человеку... человеческое лицо.
Конечно, задача нравственного воспитания
состоит не только в простом нравственном
просвещении, но и в формировании навыков,
умений реализовывать нравственные ценности
в самых разнообразных житейских ситуациях,
в выработке нравственного творчества,
а также стремления к нравственному совершенствованию.
Разумеется, трудно установить какие-либо
пределы этому совершенствованию. В конце
концов, это дело каждой отдельной личности,
в какой мере она будет воплощать высшие
нравственные идеалы. Но общество, государство
обязаны обеспечить и, конечно, каждая
отдельная личность, определенный минимум
нравственности, тот минимум, без которого
нет полноценной личности и полноценного
общества.
Джон Локк был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт -рефлексию. «Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию».
Нравственна
сила, по мнению педагога Н.И. Новикова,
заключается в руководстве
«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский.
Задача нравственного
воспитания состоит в том, чтобы
социально необходимые
Литература:
1. См.: Умом и сердцем. – М., 1989. – С. 77 - 81
2. Локк Дж. Мысли о воспитании /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М., 1981, с.163-195
3. Нарский И.С. Философия Д.Локка - М., 1960
4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Под редакцией А.В. Петровского М., Педагогика 1979
5. Век Просвещения. - М. - Париж, 1970
6.Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.
7.Новиков Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей»
– М., 1989.
8. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Под ред. Ш.И.
Ганелина. — М.,1974.
9. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. А.Н.
Алексеева, Н.П. Щербова. — М., 1972.
10. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения.: В 4 т. - М., 1962-1965.
11. Сухомлинский В.А. Избранные произведения.: В 5 т. — Киев, 1979—1980.
12. В.А. Сухомлинский «Павлышская средняя школа» 1967 г.
Информация о работе Нравственное воспитание в трудах Д. Локка, Н. Новикова, В. Сухомлинского