Нравственное воспитание в трудах Д. Локка, Н. Новикова, В. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 21:18, контрольная работа

Краткое описание

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Содержание

Введение.
1.Джон Локк-программа воспитание джентельмена.
2.Н. И. Новиков : «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами…»
3.В.А. Сухомлинский-педагог-гуманист.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

история пед к.р..docx

— 41.21 Кб (Скачать файл)

Как истинный педагог-гуманист, он видит жизнь  своих учеников не только и не столько  в радостных маршах «трудных побед», сколько в будничной повседневности жизни с неизбежностью и горечью  утрат, с несчастьями, тревогами  и заботами.

Принципиально важным для нас является позиция  Сухомлинского в нравственном воспитании ребенка. Ключ к развитию нравственности его педагог видит в «переживании им… горя, забот, страданий другого  человека, личном участии в судьбе того, кто нуждается в помощи, сочувствии». [12] Стремление человека к познанию истины рассматривается Сухомлинским как важнейшая духовная потребность, основа его интеллектуального развития. С этим природным даром приходит ребенок в мир, и на этом фундаменте должна выстраиваться исходная основа развития его личности. Вместе с тем, нам часто приходится видеть, как те или иные формы поведения начинают проявляться тогда, когда перестает гореть в ребенке интерес к учению, когда оно превращается в тяжелое бремя, а то и в мучение. Педагог не может не заметить, как на его глазах исчезает главный духовный источник роста ребенка, его полноценной духовной жизни, его успехов в жизни. И наоборот: «все становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении… он чувствует радость и обретает человеческую гордость» [12].

 «Дайте  ребенку радость умственного  труда, радость успеха в учении»  - этот завет-призыв выстрадан  и выношен учителем-гуманистом  и должен быть услышан, прежде всего, теми педагогами, кто решает сложные проблемы трудного детства. Другой идеал воспитания – труд – основа становления личности человека. По существу, всем строем школьной жизни утверждалось отношение к труду как основе нравственности: «умственный труд», «труд души», «созидание трудом красоты», «атмосфера серьезного отношения к труду» и др. В то же время поддерживалась атмосфера нетерпимости к лени, безделью, неряшеству. Видя в безделье истоки трудновоспитуемости ребенка, В.А. Сухомлинский подчеркивает: «Маленький бездельник – это живучий корешок дармоедства и паразитизма и, если человек стал взрослым дармоедом, вырвать этот корень, который прижился с детства и отрочества, очень трудно». [12] 

Когда его  спрашивали: ”Что самое главное  было в его жизни? ”, он отвечал: ”Любовь  к детям!”. Искренняя любовь к  детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

“Если учитель  стал другом для ребенка, если эта  дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя  не узнали их, не нашли подхода к  ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках.” [11]

Во всем вышедшем из-под пера В. А. Сухомлинского—следовало бы видеть, образно говоря, «философию сердца», обращенную к людям всех возрастов и всех родов занятий. И если воспитание—это, прежде всего, постоянное духовное общение старшего с младшим, то главное в нем — творчество взаимных отношений. Точнее говоря, сотворчество. Василий Александрович не уставал повторять, что в воспитуемом любого возрастного уровня следует видеть и всячески поддерживать самостоятельно мыслящее и инициативно действующее существо и главное в воспитании — становление и развитие самовоспитания. Не формальные учительские усилия и не — тем более — «педагогическое» (в кавычках) насилие, какими бы благими намерениями оно ни мотивировалось, а искусство подобрать ключик к внутреннему миру воспитанника, чтобы этим ключиком завести на всю дальнейшую перспективу «механизм» интеллектуального и нравственного саморазвития, — таков основополагающий принцип. Дух самостоятельного поиска, вкус к решению разнообразных задач, а вместе с тем и нравственное сознание — вот что необходимо заложить в умы и сердца молодого поколения. «Воспитывать человека—значит, воспитывать у него требовательность к самому себе. А это возможно лишь тогда, когда человека не ведешь постоянно за руку, но и предоставляешь его самому себе, чтобы он отвечал за самого себя, вырабатывал собственную жизненную позицию». Как это делать? В. А. Сухомлинский говорил, что для этого следует учить молодого человека познавать себя и воспитывать себя, и цитировал порою великого писателя — мыслителя Ф. М. Достоевского: «Найди себя в себе, подчини себя себе; овладей собой».

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это  постепенное обогащение ребёнка  знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения  к добру и злу, подготовка к  борьбе против всего, что идёт вразрез  с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные  идеи становятся достоянием каждого  воспитанника, превращаются в нормы  и правила поведения. Основным содержанием  нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств  личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

«Настоящим человеком становится только тот, - писал В. А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют  поведение, порождают страсти и  поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков». [11]

Выдающийся  отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский ввел понятие о воспитательном коллективе, как содружестве и сотворчестве педагогов и учащихся. Деятельность воспитательного коллектива, описанная В. А. Сухомлинским на примере возглавляемой им средней школы села Павлыш (Украина) опиралась на следующие принципы: 1) доверительное, активное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников, создающее «коллективную духовную жизнь школы»; 2) установка на «единство мысли и чувства» как цель незавершающегося процесса воспитания личности; 3) развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей каждой личности, поскольку «всякий ребенок по-своему уникален»; 4) умение педагога «увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил»; 5) предоставление личности огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования, создание «атмосферы разнообразного творческого труда»; 6) максимальное использование специфических возможностей социокультурной среды для решения задач воспитания личности («Школа под открытым небом», «Праздник матери», «Праздник первого хлеба» и др.).

Решение глобальных проблем конца второго начала третьего тысячелетий педагоги многих стран связывают с гуманистической  педагогикой В.А.Сухомлинского, краеугольным камнем которой является любовь и  уважение, доброта и чуткость, доверие  и бережное отношение, неподдельная человечность и разумная требовательность к ребенку. На этих основах, по убеждению  Василия Александровича, должна строиться жизнь школы, основываться отношения учителя и ученика.

Заключение:

Нравственное воспитание во многом предопределяет судьбу человека, ибо в нем закладываются многие основы его духовного мира, его отношение к дальним и близким, к окружающему миру. Воспитание в значительной степени обеспечивает преемственность в развитии общества, передачу от поколения к поколению исходных (прежде всего, нравственных) ценностей, без которых общество превратилось бы в дикую орду. Именно в процессе воспитания осуществляется духовное воспроизводство человека. Хорошо известно, что индивиды, выраставшие вне общества (например, среди диких зверей (Маугли и т.д.) или в заточении, людьми в полном смысле этого слова не становятся. Таким образом, не только материальное производство средств к существованию (пища, одежда и др.), не только биологическое воспроизводство человека, но и воспитание — воспроизводство духовное — является обязательным условием человеческой истории. При этом, как мы уже отмечали, каждый человек как бы заново находит ответы на вечные вопросы, приобретает нравственный опыт, нравственные чувства и представления. Нравственное, отмечал Вл. Соловьев, "не есть вещь, которую один может подарить другому, а внутреннее состояние, достигаемое только через собственный опыт". Опыт этот приобретается, прежде всего, в процессе воспитания, в котором предвосхищаются ситуации, возникающие в реальной жизни.  
Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, как сложна и многогранна сама жизнь. Есть воспитание трудовое, политическое, эстетическое, нравственное, правовое и др. Но стержнем всего процесса воспитания является воспитание нравственное, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.

Стремительные перемены, происходящие в российском обществе, порождают у части населения  настроения: мол, в жизни нет ничего постоянного, устойчивого, а все  определяется эгоистическими интересами. Однако... разваливались империи, низвергались цари и президенты, свершались перевороты и всенародные референдумы, но оставались в сознании людей вечные аксиомы: "не убий", "возлюби ближнего", "не обижай сирых", "не желай ближнему того, чего себе не желаешь", не исчезало желание соотнести свое бытие с Вечностью. Более того, именно эти вечные постулаты морали во многом помогали разобраться в бурном водовороте политических баталий и сохранить человеку... человеческое лицо.  
Конечно, задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию. Разумеется, трудно установить какие-либо пределы этому совершенствованию. В конце концов, это дело каждой отдельной личности, в какой мере она будет воплощать высшие нравственные идеалы. Но общество, государство обязаны обеспечить и, конечно, каждая отдельная личность, определенный минимум нравственности, тот минимум, без которого нет полноценной личности и полноценного общества.

Джон Локк был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической  теории познания. Локк считал, что у  человека нет врождённых идей. Он рождается  будучи «чистой доской» и готовым  воспринимать окружающий мир посредством  своих чувств через внутренний опыт -рефлексию. «Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию».

Нравственна сила, по мнению педагога Н.И. Новикова, заключается в руководстве разума поступками человека, его склонностями. Он понимал, что знания не ведут, автоматически, к моральным поступкам и полезным для общества делам; что важны нравственные побуждения, которыми руководствуется человек.

«Богатство  духовной жизни начинается там, где  благородная мысль  и  моральное  чувство, сливаясь воедино, живут в  высоконравственном поступке», - писал  В.  А. Сухомлинский.

Задача нравственного  воспитания состоит в том, чтобы  социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

 

 

 

Литература:

1. См.: Умом и сердцем. – М., 1989. – С. 77 - 81

2. Локк Дж. Мысли о воспитании /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М., 1981, с.163-195

3. Нарский И.С. Философия Д.Локка - М., 1960

4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Под редакцией А.В. Петровского М., Педагогика 1979

5. Век Просвещения. - М. - Париж, 1970

6.Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.

 

7.Новиков Н. И. Из трактата  «О  воспитании  и наставлении детей»

 – М., 1989.

8. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Под ред. Ш.И.

Ганелина. — М.,1974.

9. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. А.Н.

Алексеева, Н.П. Щербова. — М., 1972.

10. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения.: В 4 т. - М., 1962-1965. 

11. Сухомлинский В.А. Избранные  произведения.: В 5 т. — Киев, 1979—1980.

12. В.А. Сухомлинский «Павлышская средняя школа»  1967 г.

 

 


Информация о работе Нравственное воспитание в трудах Д. Локка, Н. Новикова, В. Сухомлинского