Нравственное воспитание детей по современной концепции дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 04:29, контрольная работа

Краткое описание

Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей сейчас испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки со стороны родителей.

Содержание

Введение
1.Актуальность духовно-нравственного воспитания детей в современное время
2. Духовно – нравственное воспитание в системе дошкольного образования
3. Воспитание духовно – нравственных качеств в семье
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

вероника педагогика.docx

— 55.79 Кб (Скачать файл)
  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
  • Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

 

3.  Воспитание  духовно – нравственных качеств  в семье

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. 
  Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. 
  Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. 
  У детей старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Поэтому так важен пример отца и матери. 
  Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны  
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье: 
- супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему "я"; 
- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов); 
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.  
2. Повреждены устои семьи: 
- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений; 
- утрачен традиционный уклад семейной жизни; 
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями, 
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.  
 3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: 
- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; 
- растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое); 
- увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников;  
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: 
- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; 
- не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки; 
- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка; 
- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху; 
- представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.  
5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: 
- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений; 
- нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными; 
- духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; 
- у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством; 
- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.  
 6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи; 
- тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образования программах, 
- в учебном плане школ отсутствуют предметы "Духовно-нравственные основы семьи", "Основы нравственности", 
- до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения, валеологического образования детей и подростков.  
7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии; 
- в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока. 
- массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти "свободной любви", половой распущенности, всевозможных извращений.  
Выход из сложившейся кризисной ситуации один, содействовать укреплению семьи посредством: 
1. Восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства. 
2. Возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций. 
3. Творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи. 
4. Формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания. 
  В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".  
  В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.  
  Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. 
Отмечая роль семьи в становлении личности подростка, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только понимания родителями своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим высокий уровень нравственной, эстетической, духовной, правовой культуры самой семьи как сферы воспитания. Именно семья призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную нравственную составляющую личности и поведения своих детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе духовные потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, порядочность, нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию. 
  В этой связи семья сама нуждается в духовно-нравственном просвещении и оздоровлении. 
   Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. 
 
Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.  
  Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как должное и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.  
  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нравственное воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования и включает в себя задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о своем государстве; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, уважения к другим народам.

Педагогическими условиями, обеспечивающими  эффективную организацию нравственное воспитание в дошкольном образовательном учреждении, выступают: ведущая роль педагога, «одушевляющего» предметный мир в дошкольном образовательном учреждении; поддерживаемая педагогом активная познавательная позиция ребенка при освоении предметного мира в игровой и других видах деятельности; предметный мир, целенаправленно организуемый с учетом комплексного развития ценностного влияния компонента развивающей предметной среды на личность ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Алешина Н.В. Воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2000. - 340с.

3.Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. - 258с.

4.Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.

5.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.

6.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.

7.Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.Изд.2-е,испр. И доп.М.,»Просвещение»,1978.256с.

 


Информация о работе Нравственное воспитание детей по современной концепции дошкольного образования