Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 04:29, контрольная работа
Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей сейчас испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки со стороны родителей.
Введение
1.Актуальность духовно-нравственного воспитания детей в современное время
2. Духовно – нравственное воспитание в системе дошкольного образования
3. Воспитание духовно – нравственных качеств в семье
Заключение
Литература
3. Воспитание
духовно – нравственных
Предпринятые на сегодняшний день
попытки воспитания духовно-нравственной
личности показывают, что самым слабым, местом в этой
деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно,
что именно в дошкольном возрасте происходит
усвоение социальных норм, моральных требований
и образцов поведения на основе подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям
осознать, что в первую очередь в семье
должны сохраняться и передаваться нравственные
и духовные обычаи и ценности, созданные
предками, и что именно родители ответственны
за воспитание детей.
Одна из проблем современного образования
состоит в том, что в процессе воспитания
не соблюдается историческая преемственность
поколений. Дети лишаются возможности
брать пример с людей, живших в прошлом,
не знают, как люди решали свои проблемы,
что стало с теми, кто пошел против высших
ценностей, и с теми, кто смог изменить
свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Ведущую роль в становлении личности
ребенка-дошкольника играет семья. Именно
в семье благодаря ощущению " живой
человеческой среды" и на основе наблюдаемых
форм поведения взрослых ребенок приобретает
первый социокультурный опыт.
У детей старшего дошкольного возраста
углубляется интерес к трудовым делам
взрослых, к результатам их труда, возникает
чувство восхищения самоотверженными
поступками людей, желание подражать им.
Поэтому так важен пример отца и матери.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной
сфере современного общества является
разрушение традиционных устоев семьи.
Кризисные явления в жизни семьи многообразны
1. Разрушены нравственные
представления о браке и семье:
- супружеские отношения в современном
мире перестали быть выражением жертвенной
любви и духовного единства, но выродились
в проявление греховного пристрастия
падшего человека к своему "я";
- почти полностью утратилось представление
о необходимости пожизненной верности
супругов и нерасторжимости брака (в России
продолжает стремительно увеличиваться
число разводов);
- супружество, воспитание детей стали
восприниматься как тяжкое и нежелательное
бремя.
2. Повреждены устои семьи:
- фактически полностью разрушена иерархия
семейных взаимоотношений;
- утрачен традиционный уклад семейной
жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между
поколениями,
- традиционные отношения послушания,
почитания, уважения старших вытеснены
из современной жизни и заменены активным
противостоянием авторитету взрослых,
игнорированием мнения родителей, педагогов.
3. Утрачено традиционное
восприятие родительства и детства:
- культ
жизненного успеха, материального благополучия,
профессионального и общественного роста
привел к катастрофическому падению социального
престижа материнства и отцовства;
- растет численность совершенных абортов,
которые не осознаются как тяжкие грехи
(из 10 зачатых детей в России сегодня рождается
только трое);
- увеличивается количество нежеланных
детей, сирот при живых родителях, беспризорников;
4. Деформация коснулась
и сферы семейного воспитания:
- утратилось традиционное понимание семейного
воспитания как добровольного "крестоношения",
жертвенной родительской любви, труда
и усилий, направленных на установление
духовной общности с детьми;
- не имея навыков совместного проживания
с ребенком событий семейной жизни, большая
часть родителей стремится "откупиться"
от личного общения с ребенком дорогими
подарками, компьютерной и иной техникой,
лишая детей живого участия, поддержки;
- прервалась преемственность педагогической
традиции в семье, родители проявляют
поразительную неграмотность в вопросах
приоритетов развития и воспитания в разные
периоды детства, не имеют никакого представления
о закономерностях становления духовно-нравственного
мира ребенка;
- утрата родителями традиционных нравственных
ориентиров приводит к тому, что семья
оказывается не в силах удержать юных
от порока, но часто провоцирует ко греху;
- представители старшего поколения, вырастившие
своих детей в яслях, детских садах и пионерских
лагерях, не готовы к выполнению социальных
ролей бабушек и дедушек: они не владеют
традиционными приемами пестования маленьких
детей, избегают активного участия в воспитании
более старших внуков, оказываются неспособны
помогать детям и внукам мудрым наставничеством
и сердечным участием.
5. Следствием кризиса
семьи являются многочисленные проблемы
детства:
- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями
от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого
развития и поведения, большая часть проблем
спровоцирована нарушением внутрисемейных
родительских и детско-родительских отношений;
- нарушены процессы формирования нравственной
сферы: у маленьких детей дает существенные
сбои усвоение системы нравственных эталонов,
дети школьного возраста не владеют навыками
согласования своего поведения с определенной
системой нравственных правил и ориентиров,
в молодежной среде царит культ жестокой
силы, безграничного господства материальных
ценностей над духовными;
- духовно-нравственная неразвитость,
отсутствие четких представлений о пороке
и добродетели толкают подростков на путь
алкоголизма, наркомании, проституции,
криминала;
- у подрастающего поколения российских
детей не сформировано чувство ответственности
перед семьей, обществом, нацией, государством;
- в силу духовной и психологической пустоты
семейных отношений дети и подростки тяготятся
пребыванием в родительском доме, заменяя
семью "тусовкой" в компаниях сверстников.
6. Система общественного
воспитания и образования не может изменить
ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление
традиционных ценностей семьи;
- тема
целомудрия, любви, верности почти не звучит
в содержании образования программах,
- в учебном плане школ отсутствуют предметы
"Духовно-нравственные основы семьи",
"Основы нравственности",
- до сих пор полностью не пресечены попытки
внедрения в систему образования наполненных
цинизмом программ полового просвещения,
валеологического образования детей и
подростков.
7. Современное общество
утратило представление о чистоте и целомудрии;
- в социокультурном пространстве, СМИ
темы семейной, воспитательной направленности
поднимаются крайне редко, бессистемно
и тонут в потоке второстепенной информации,
пошлости и порока.
- массовая культура и средства массовой
информации стали орудиями нравственного
растления, они пропагандируют насилие,
цинизм в сфере семейных отношений, превозносят
греховные страсти "свободной любви",
половой распущенности, всевозможных
извращений.
Выход из сложившейся
кризисной ситуации один, содействовать
укреплению семьи посредством:
1. Восстановления в общественном сознании
традиционной ценности брака, семьи, престижа
материнства и отцовства.
2. Возрождения отечественной культурно-исторической
и религиозной традиций.
3. Творческого воссоздания в современных
условиях традиционного уклада жизни
общества и семьи.
4. Формирование в государстве системы
социально-педагогической и духовно-нравственной
поддержки семейного воспитания.
В воспитании детей семья не может
быть заменена никаким другим социальным
институтом, ей принадлежит исключительная
роль в содействии становлению детской
личности. В семейном общении человек
учится преодолевать свой греховный эгоизм,
в семье узнает, "что такое хорошо и
что такое плохо".
В семье рождается чувство живой преемственности
поколений, ощущение причастности к истории
своего народа, прошлому, настоящему и
будущему своей Родины.
Испокон века воспитание доброго нрава
ребенка, развитие его способности к добродетельной
жизни определялось образом жизни матери
и отца, тем, насколько сами родители могли
показать ему добрый пример. Без примера
и наставления в добре ребенок теряет
способность формироваться как личность.
Отмечая роль семьи в становлении личности
подростка, следует подчеркнуть, что здесь
недостаточно только понимания родителями
своей роли и даже готовности ее выполнять.
Необходим высокий уровень нравственной,
эстетической, духовной, правовой культуры
самой семьи как сферы воспитания. Именно
семья призвана преобразовать культуру
как систему духовно-нравственных ценностей
в индивидуальную нравственную составляющую
личности и поведения своих детей, транслировать
в их сознание и чувства культурную информацию,
обеспечивать ее усвоение детьми, развивать
на этой основе духовные потребности,
интересы, мотивы, привычки, формировать
общечеловеческие ценности, порядочность,
нравственную позицию и постоянное стремление
к познанию и самосовершенствованию.
В этой связи семья сама нуждается
в духовно-нравственном просвещении и
оздоровлении.
Отцовская и материнская линии
поведения в русской семье органически
соединялись в иерархически выстроенном
семейном укладе (установившемся порядке,
строе жизни), благотворно влияли на становление
детской души и укрепление семейных связей.
Для каждого из своих членов семья является
школой любви как постоянной готовности
отдавать себя другим, заботиться о них,
оберегать их. На основании взаимной любви
супругов рождается родительская любовь,
ответная любовь детей к родителям, бабушкам,
дедушкам, братьям и сестрам. Радость и
горе в духовно здоровой семье становятся
общими: все события семейной жизни объединяют,
усиливают и углубляют чувство взаимной
любви.
Традиционный семейный уклад помогал
ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях
и учил включаться в эту жизнь по мере
сил и способностей. На основе традиционных
духовно-нравственных устоев семьи закладывалась
последующая социальная и духовная состоятельность
личности. Почитание родителей, послушание
им воспринималось детьми как должное
и необходимое условие благополучного
взросления. А мать и отец, осознавая особенности
своего семейного служения и свой долг
доброго воспитания детей, понимали и
житейскую, и духовную значимость мудрого
педагогического общения в семье.
Воспитание духовной личности возможно
только совместными усилиями семьи и образовательного
учреждения.
Заключение
Нравственное воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования и включает в себя задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о своем государстве; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, уважения к другим народам.
Педагогическими условиями, обеспечивающими
эффективную организацию
Список литературы
1.Алешина Н.В. Воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2000. - 340с.
3.Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. - 258с.
4.Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.
5.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.
6.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.
7.Нравственное воспитание в детском
саду. Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.Изд.2-е,испр.
И доп.М.,»Просвещение»,1978.
Информация о работе Нравственное воспитание детей по современной концепции дошкольного образования