Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:03, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические особенности нравственно-экологического воспитания младших школьников на уроках” Окружающий мир”.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику особенностей детей младшего школьного возраста.
2. Изучить педагогическую литературу по нравственному и экологическому воспитанию младших школьников.
3. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" как составную часть нравственного воспитания в учебно - воспитательном процессе начальной школы.
4. Разработать планы - конспекты по окружающему миру на формирование нравственно - экологического воспитания младших школьников.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающий мир
1.1. Особенности развития младшего школьника…………………………....6
1.2. Сущность нравственного - экологического воспитания младших школьников……………………………………………………………………...13
1.3. Использование экологических понятий и нравственно-экологических представлений при изучении курса “Окружающий мир”……………………19
Выводы по первой главе……………………………………………………...24
Глава 2. Планы – конспекты уроков по окружающему миру на формирование нравственно – экологического воспитания младших школьников…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………38
Вод – ой: Э, подождите, подождите, давайте поиграем в мою игру, которая называется «Знатоки природы».
(Водяной предлагает детям подойти к водоему и посмотреть, кто живет в нем.)
Дети : Рассказывают о водяных растениях.
Вод – ой: Что, самое главное для этих растений?
Дети: Вода – это их дом, там, где нет воды, нет и таких растений. А самое главное для водяных растений, это вода, почва и свет.
Вод – ой: Выложите мне отгадку.
Дети: Выкладывают условные знаки на фланелиграфе.
Вод – ой: Хвалит детей.
Вос – ль: Водяной, а у нас тоже есть водоемы, но они поменьше, чем твой.
Ребята, покажите их Водяному.
Дети: Пойдем, Водяной с нами, и увидишь, какие они.
(Подходят к аквариумам).
Вод – ой: А зачем в них растения, ведь рыбки их редко едят, и без них места больше?
Вос – ль: Ребята расскажите, нужны ли растения в аквариуме?
Дети: Конечно, нужны, растения чистят воду, делают ее прозрачной, растения – это еда и дом.
Вос – ль: Ребята, выложите памятную схему, чтобы Водяной запомнил, что растения дружат с водой.
Вод – ой: Понял я ребята, понял!
Вос – ль: Э, Водяной подожди, это еще не все, ведь не один же ты живешь в водоеме. Ребята, кто еще живет с Водяным?
Дети: Рыбы, раки, улитки, твои подружки пиявки да лягушки.
Вос – ль: Ребята и про них выложите Водяному схему, чтоб запомнил.
Дети: Выкладывают схему, животные дружат с водой.
Растения дружат с животными.
Вос – ль: Водяной, ты разобрался со схемами?
Вод – ной: Их так много …
Вос – ль: Дети, поможем Водяному?
Дети: Поможем!
Вос – ль: Каким цветом обозначим водоем Водяного?
Дети: Синим, голубым.
Вод – ной: Почему?
Дети: Когда воды много она кажется голубой.
Вос – ль: Ребята, выложите Водяному схему, как растения, животные и вода дружат друг с другом.
Дети: Выкладывают схему.
Вод – ной: Ну, теперь я все понял.
Ребята, как вы думаете, почему я такой зеленый, мутный, не прозрачный, а в вашем аквариуме чисто, все видно?
Вос – ль: Ребята, что-то произошло в водоеме Водяного.
Дети: Это люди загрязнили водоем.
Вос – ль: Водоем заболел. Покажите на схеме, что произошло с водоемом.
Дети : Выкладывают схему, объясняя.
Вода грязная, исчезли растения, погибли животные.
Вос – ль: Это беда, как с этой бедой справиться и помочь Водяному?
Дети: Нужно почистить воду.
Вос – ль: А вы справитесь?
Дети: Мы постараемся.
Вос – ль: Ребята, пройдем в нашу лабораторию и проведем очистку воды.
(Дети и воспитатель
подходят к столу с
Вос – ль: Давайте посмотрим, что у нас получилось.
(Воспитатель показывает сосуд с очищенной водой).
Можно в такой воде жить?
Дети: Да, можно.
Вос – ль: Благодаря вашим стараниям и усилиям водоем стал чистым, он выздоровел.
Ребята, выложите схему ожившего водоема.
Дети: Выкладывают схему.
(Приходит Водяной)
Вод – ой: Вот каким я стал красивым. Мой водоем стал чистым.
Дети: Дарят Водяному «капельки воды».
Вод – ой: Спасибо ребята и загрустил.
Вос – ль: Водяной, что с тобой, ты загрустил? В чем дело?
Дети: Так ведь на улице холодно, его подружки пиявки да лягушки спят.
Вос – ль: Надо Водяного развеселить.
Дети: Потанцуй с нами Водяной!
(Дети и Водяной танцуют).
Вод – ой: Ребята, я с вами пообщался, повеселился и получил такой огромный заряд бодрости, что мне ее хватит до самой весны. И я хочу вам подарить подарки. (Дарит подарки).
3) Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду!"
Цели урока:
определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека;
выявить причины загрязнения воды; сформулировать способы ее защиты.
Задачи урока:
формирование учебно-информационных умений (умения работать с с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление по предложенной инструкции);
развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);
воспитание бережного отношения к природе.
Ход урока
1. Мобилизующий момент.
2. Сообщение темы урока.
(Приложение 1. Слайд 1)
– Что объединяет все фотографии? (На всех изображена природа)
– Какая из фотографий лишняя? (Та, на которой изображены горы. На остальных изображена вода в природе в различных ее состояниях)
– Сегодня мы продолжим изучение темы “Вода”
– Начнем с проверки домашнего задания.
3. Проверка домашнего задания.
Тест (Приложение 2)
– Предварительно оцените свою работу.
– Сравните свои ответы с правильными.
– Поставьте себе реальную отметку.
– Какие вопросы вызвали затруднение, почему?
4. Новая тема урока.
А) Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река” (в сокращенном варианте)
Чтение учителем.
Жила-была Река. (Приложение 1. Слайд 2) Река очень любила путешествовать.
Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. (Приложение 1. Слайд 2) По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город. (Приложение 1. Слайды 3, 4, 5, 6)
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. (Приложение 1. Слайд 7) Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. (Приложение 1. Слайд 8) В ней мыли машины, стирали белье. (Приложение 1. Слайд 9) И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?” (Приложение 1. Слайд 10)
Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. (Приложение 1. Слайд 11) Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. (Приложение 1. Слайд 12) Покрылась Река черной пленкой, (Приложение 1. Слайд 13) стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. (Приложение 1. Слайды 14, 15, 16,17) Совсем заболела Река.
“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость. (Приложение 1. Слайд 18)
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. (Приложение 1. Слайды 19, 20, 21, 22, 23)
И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”
– Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. Чтобы работа получилась наиболее полной и плодотворной, мы распределимся в группы, и будем работать каждый над своей темой, наша совместная работа как раз и раскроет эту проблему: “Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?”
Б) Работа в группах.
Каждой группе предлагается
– инструкция по организации своей работы; (Приложение 4)
– 4 научных текста по теме (Приложение 3. 4 научных текста по теме, причем все 4 текста предлагаются каждой группе, дети должны выбрать только тот текст, который поможет раскрыть именно их проблему);
– словари;
– учебник;
– вырезки из газет и журналов.
Каждая группа работает над решением определенной проблемы:
1 группа. Раскрыть тему “Значение воды в жизни планеты Земля”. Доказать, что вода – источник жизни на планете.
2 группа. Раскрыть тему “Вода и человек”. Доказать, что вода необходима человеку как для жизнеобеспечения, так и для технического развития.
3 группа. Выявить причины загрязнения воды.
4 группа. Выявить
уже существующие способы
5 группа. (Наиболее слабые учащиеся) Составить схему-аппликацию “Источники загрязнения воды и способы ее защиты” (Используя вырезки с иллюстрациями из газет и журналов, призывы и запрещающие знаки, заранее подготовленные учителем, среди которых используются “ловушки”, чтобы дети могли сделать осознанный выбор)
6 группа. (Наиболее сильные учащиеся) Работа на компьютере. Создать слайды по теме: “Берегите воду!” Определить главное в каждом тексте и вывести на экран компьютера, используя программу Power Point.
В) Выступление каждой группы.
Выступление 6 группы является итогом работы всех групп. (Приложение 4)
5. Итог урока.
– Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?
(Ответы детей)
– А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?
– И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “ Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. (Приложение 1. Слайд 24) Попросили люди Речку вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. (Приложение 1. Слайд 25) С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
– Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор? (Да) Почему, как вы думаете? (Потому, что поняли главное. Человек – это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Реку (воду) нужно беречь и охранять)
– В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки?
(В том, что
ко всему, что нас окружает,
нужно относиться так, как мы
хотим, чтобы относились к нам.
– Я хочу закончить наш урок словами, которыми закончила свою работу 6 группа и еще раз призвать вас: “Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!”
6. Домашнее задание.
Учебник с.58-61, вопросы 1-5, задания 1-2 (1 – научиться чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду; 2 – узнать у старших, какая работа по охране вод проводится в нашем городе.). Тетрадь с. 26 № 2 (нарисовать плакат “Берегите воду!”).
Список литературы
1.Аристотель. Сочинения в 4-х томах [Текст]: - М.: 2004 , т.4.
2.Архангельский
Н.В. Нравственное воспитание[
3.Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций [Текст]: - М.: Просвещение, 2003.
4.Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов[Текст]: - М.: Просвещение, 1993.
5.Виноградова
Н.Ф. Экологическое воспитание
6.Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы [Текст]: Пособие для учителя / Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 2001.
7.Жесткова Н.А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах[Текст]: - М.: Педагогика, 2002.
8.Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации [Текст]: М.:Советская педагогика. - 2004. - №9.
9.Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы[Текст]: - М.: Педагогика, 1998.
10.Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии[Текст]: - М.: Просвещение, 2003.
11.Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования [Текст]: - М., 2000.
12.Зверев И.Д.
Организация экологического
13.Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников [Текст]: - М., 2003.
14.Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст]: - М.: Просвещение, 1999.
15.Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ [Текст]: - Мн.: 2001.
16.Кучер Т.В.
Экологическое воспитание
17.Лихачев Б.Т. Экология личности [Текст]: / Педагогика. – М, 2002. - №2.
18.Моисеева Л.В.,
Кастунов И.Р. Диагностика
19.Отношение школьников к природе [Текст]: / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. - М.: Педагогика, 2001.
20. Пакулова
В.М., Кузнецова В.И. Методика
21.Программа воспитания детей и учащейся молодежи в РБ [Текст]: - Мн.: 2001.
22. Программы
для учреждений, обеспечивающих
получение общего среднего
23. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе [Текст]: / Ролевые игры по охране природы в средней школе. - М., 2003.
24.Суравегина
И.Т. Методическая система
25.Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир [Текст]: / Метод. пособ. для учит. - М.: Новая школа, 2004.
26.Педагогика [Текст]: / Под ред. Харламова И.Ф.-М.: Педагогика, 2003.
27.Экологическое образование школьников [Текст]: / Под ред. Зверева И. Д.,