Образование в Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:51, доклад

Краткое описание

В этой главе мы рассмотрим особенности воспитания в Древней Индии отдельно от особенностей обучения. Влияние распада истории Древней Индии на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую. Специфический отпечаток кастовости на воспитание и обучение в Древней Индии, влияние религиозной идеологии: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период, и других событий древнеиндийской современности.

Вложенные файлы: 1 файл

образование в др индии.docx

— 51.75 Кб (Скачать файл)

Воспитание и  школа в Древней Индии

 

История Древней Индии  распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую (до VI в. до н. э.) и буддистскую (с VI в. до н. э.). Культура дравидских племен — коренного населения Индии до первой половины 2-го тысячелетия до н. э. — соответствовала уровню культуры первых государств Двуречья. Здесь воспитание и обучение детей носило, условно говоря, семейно-школьный характер, причем роль семьи была первостепенной.

Школы в долине Инда появляются, скорее всего, в доарийский период в  городах Хараппской культуры, существовавшей в 3-2-м тысячелетиях до н. э. и тесно  связанной с Древней Месопотамией. Более тысячи печатей с надписями  на своеобразном письме, глиняные чернильницы  для письма на пальмовых листьях  — вот и все, что сохранилось  в качестве памятников культуры и  образования от тех времен.

Во 2-1-м тысячелетиях до н. э. на территорию Индии вторглись  арийские племена. Из отношений между  основным населением и завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Все население Древней  Индии делилось на четыре касты, или  варны. Потомки ариев составили  три высшие касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой  — низшей — кастой являлись шудра (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими  привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными  военными, участвовали в походах  и сражениях: в мирное время они  находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части  населения. Шудры не имели никаких  прав, а только одни обязанности. Наиболее жалкое положение занимали потомки  дравидов — так называемые парии. Кастовый строй наложил специфический  отпечаток и на развитие воспитания в Древней Индии.

Важным фактором воспитания в Древней Индии была религиозная  идеология. Вплоть до VI в. до н. э. здесь господствовал брахманизм; позднее на его основе развивался индуизм. В VI в. до н. э. возникает оппозиционное религиозное течение — буддизм.

До VI в. до н. э. воспитание и обучение в Индии основывались на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать органическим членом своей касты. У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов; у кшатриев — мужество и смелость, у вайшьи — трудолюбие и терпение, у шудры — покорность и безропотность.

Глобальными целями организованного  воспитания к середине 1-го тысячелетия  до н. э. были физическое развитие —  закаливание, умение управлять своим  телом; умственное развитие — ясность  ума и разумность поведения; духовное развитие — способность к самопознанию.

Считалось, что человек  рожден для насыщенной, исполненной  счастья жизни. У детей высших каст воспитывали такие качества, как любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Идеалом нравственного поведения считались содействие общему благу, отказ от поступков, которые идут во вред такому благу.

Образцы воспитания черпались, прежде всего, в сказаниях о Кришне — божественном и мудром царе-воине  и пастухе. В этих сказаниях («Бхагаватапурана») дано подробное описание семейно-общественного  воспитания у индоариев. Так, эпический  Кришна воспитывался первоначально  среди ровесников в совместных играх  и труде. Позднее родители отдали его в учение мудрому брахману. Здесь он вместе с товарищами усердно  изучал веды и по истечении шестидесяти  четырех дней сделался знатоком разнообразных  искусств и умений, овладев «всей  людской ученостью».

Идеал древнеиндийского воспитания раскрыт в образе Рамы — одного из героев «Махабхараты» — эпоса  народов Индии. Для индусов Рама являлся образцом совершенного человека, эталоном высшей воспитанности. Вот  каким предстает Рама: «Никто не мог сравниться с царевичем в  силе и отваге, и всех превзошел  Рама ученостью, и воспитанием, и  мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал  пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными  возрастом,наукою и опытом мужами. Он знал веды и веданги, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен, и он никогда не уклонялся с пути долга».

Образцом древнеиндийской  дидактической литературы можно  считать «Бхагавадгиту» — памятник религиозно-философской мысли Древней  Индии, содержащий философскую основу индуизма (середина 1-го тысячелетия  до н. э.). «Бхагавадгита» была не только священной, но и учебной книгой. Она  написана в форме беседы ученика  с мудрым учителем. В образе учителя  предстает Кришна, в образе ученика  — царский сын Арджуна. Попадая  в затруднительные жизненные  ситуации, ученик ищет совета у учителя, получает разъяснение, выходя в итоге  на новый уровень познания и поступков. Обучение строилось в виде вопросов и ответов. Учитель-Кришна преподавал в следующей логике: сначала излагал  новое знание в целостном виде, затем подходил к нему с разных сторон; раскрытие отвлеченных понятий  сочеталось с рассмотрением конкретных примеров.

Суть методики обучения, как  следует из «Бхагавадгиты», заключалась  в том, что перед учеником непрерывно ставились цели определенной деятельности с постепенным их расширением  и углублением, чтобы побуждать  Арджуну к самостоятельному поиску истины, вооружая его для этого  верными методами и приемами. Процесс  обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.

Воспитание и обучение в Древней Индии соответствовали  укладу жизни того времени. В содержание повышенного образования входили: поэзия и литература, грамматика, философия, математика, астрономия. Такое содержание образования являлось весьма широким  для своего времени. Можно заметить в этой связи, что, например, в Древней  Индии высокого развития достигла математика. Именно здесь были введены ноль и  счет с помощью десяти знаков —  цифр, заимствованных затем арабами, а от них — европейцами.

К середине 1-го тысячелетия  до н. э. в Древней Индии сложилась  определенная воспитательная традиция. На первой ступени воспитания —  в семье — систематическое  обучение не предусматривалось. Для  представителей трех высших каст оно  начиналось после особого ритуала  посвящения во взрослые — «упанаяма». Непрошедшие «упанаяму» презирались  индоарийским обществом; они лишались права иметь супругом представителя  своей касты, получать дальнейшее образование. Так осуществлялся контроль за результатами семейного воспитания.

Порядок обучения у специалиста-учителя  во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя  и помимо овладения им грамотой и  обязательными знаниями привыкал к  правильному поведению в семье.

Сроки «упанаямы», содержание дальнейшего образования не были одинаковыми для представителей трех высших каст. Для брахманов  «упанаяма» начиналась в 8-летнем возрасте, кшатриев — в 11-летнем, вайшья —  в 12-летнем. Наиболее полной была программа  образования у брахманов; занятия  для них состояли, прежде всего, в  пересказах вед, развитии навыков чтения и письма. У кшатриев и вайшья была сходная, но сокращенная программа; кроме того, дети кшатриев приобретали  знания и навыки в военном искусстве, а дети вайшья — в сельском хозяйстве, ремеслах и пр.

Некоторые из получивших такое  образование, которое могло длиться  восемь лет, затем углубляли его  еще 3-4 года, занимаясь в доме учителя или с домашним преподавателем.

Прообразом высшего образования  можно считать составленные по особой программе занятия, которым посвящали  себя немногие юноши. В этом случае они посещали известного своими познаниями учителя — гуру («чтимый», «достойный») либо участвовали в собраниях  и спорах ученых мужей. Вблизи городов  возникали так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников  собирались их верные ученики.

Специальных помещений для учебных  занятий обычно не было, обучение происходило  на открытом воздухе, под деревьями. Были и своего рода семейные школы, где все взрослые мужчины посвящали  себя обучению молодежи. Поначалу эти  учителя не получали какого-либо вознаграждения за свой труд, подарки учителю имели скорее символическую, чем реальную ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

Новый период в истории  древнеиндийского воспитания начинается в середине 1-го тысячелетия до н. э. В это время происходят существенные изменения в экономической и духовной жизни древнеиндийской цивилизации. Возникает новая религия — буддизм, идеи которой отразилась и на воспитании.

Буддийская традиция обучения имела своим истоком просветительскую и религиозную деятельность Будды, или Шакьямуни (623-544 до н. э.). В религии  буддизма он — существо, достигшее  состояния высшего совершенства. Будда выступал против монополизации  религиозного культа брахманами и за уравнение каст в сфере религиозной  жизни и воспитания. Будда проповедовал непротивление злу и отказ  от всех желаний (нирвана). По преданию, свою просветительскую деятельность Будда  начинал в «лесной школе» близ г. Бенареса. Вокруг него — учителя-отшельника собирались группы добровольных учеников, которым он проповедовал свое учение.

Буддизм уделял большое внимание отдельной личности, подвергая сомнению незыблемость принципа неравенства  каст и признавая равенство людей  по рождению. Поэтому в буддийские общины принимались люди любой касты. Согласно буддизму главной задачей  воспитания является совершенствование  человека, душа которого должна быть избавлена  от мирских страстей через самопознание, самовоспитание и самосовершенствование.

В процессе познания (поиска знания) буддисты различали три стадии: первоначальная (предварительная), стадия сосредоточенного внимательного усвоения, закрепление (окончательное усвоение). Эффективным считалось такое  знание, которое приобреталось как  познание ранее непознанного.

В буддийский период складывается и программа образования. В обучении главное внимание уделялось грамматике санскрита, ставшего с I в. до н. э. ведущим языком в Северной Индии. В этот период возник древнейший индийский слоговой алфавит — брахми. К III в до н. э. в Индии уже существовало несколько систем алфавитно-слогового письма. Смена идеографического письма алфавитным привела к известному повышению уровня грамотности.

В буддийский период начальное  обучение осуществлялось в религиозных  «школах вед» или в светских учебных  заведениях. Оба типа школ существовали автономно. Учитель в них занимался  с каждым учеником отдельно. Содержание обучения в «школах вед» имело  религиозную направленность. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, и обучение здесь носило практический характер.

В некоторых буддийских монастырях были школы, дававшие повышенное образование. Учитель получал денежное вознаграждение. В школьный канон входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине.

Во II-VI вв. происходит возрождение индуизма. В это время, получившее наименование необрахманского, в Индии изменились взгляды на задачи воспитания; оно должно было помогать человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, отвергать суетное и бренное, добиваться реальных результатов («плодов дела»).

В необрахманский период в  Древней Индии увеличивается  число школ. В их деятельности появились  новые моменты. Так, в школах при  индуистских храмах помимо санскрита  стали обучать чтению и письму на местных языках.

При необрахманских храмах сложилась  двухступенчатая система образования: начальные школы (толь) и учебные  заведения полного образования (аграхар). Последние были сообществами ученых и их учеников.Программа обучения в аграхар в процессе их развития становилась постепенно менее абстрактной и учитывала потребности практической жизни. Был расширен доступ к образованию детей разных сословий. В связи с притоком в ученики представителей кшатриев и особенно вайшья в аграхар стали обучать в большем объеме географии, математике, языкам, вводилось обучение врачеванию, ваянию, живописи и пр.

В ходе развития организованного  воспитания и обучения в Древней  Индии сложился ряд крупных центров  образования. Наибольшую известность  среди них получили комплексы  в Такташиле (ныне г. Таксила в  Пакистане), а также в Наланде  близ г. Бхуванешвар.

В древнеиндийском культурном центре Такташиле, который процветал  около пяти столетий (до V в. до н. э.), жили известные ученые, философы. Вместе со своими учениками они обсуждали вопросы мироздания и бытия. Учащиеся получали сведения из медицины, искусства, астрономии, естествознания, торговли, магии, заклинания змей и пр. Такташила поддерживал культурные связи с тогдашним цивилизованным миром: Китаем, Ближним и Средним Востоком.

Не менее широкую известность  как центра культуры и просвещения  имели школы при буддистских  монастырях Наланды (424 до н. э.). В Наланде  в период расцвета находилось 13 монастырей с множеством учеников и учителей. Учащиеся изучали здесь индуизм  и буддизм, логику, веды, медицину, филологию, языкознание, право, астрономию и пр.

В общем, можно сказать, что  воспитание и школа в Древней  Индии прошли длительный путь развития. Постепенно в школах усиливалась  практическая направленность, расширялся социальный круг детей, имевших доступ в школу: вначале это были брахманы, затем кшатрии и вайшья. Программа  школьного обучения постепенно становилась  более жизненной и более доступной  для усвоения

Информация о работе Образование в Древней Индии