Образование в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:36, реферат

Краткое описание

Необходимо говорить о смене парадигмы «образование = обучение» парадигмой «образование = становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостности, его самосозидание, самоформирование, самооформление в личность, персону. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, общества и цивилизации в целом, - во всех смыслах. поскольку мы говорим о том, что образование должно перестать быть трансляцией культуры и призвано скорее научить человека найти свое место, свою нишу в культуре, оформить свое суб-культурное пространство, в новом образовании совершенно иной статус и значение должна обрести философия

Содержание

1. Образование как способ вхождения человечества в мир науки и культуры
2. Современное мировое образовательное пространство
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

REFERAT_NA_TEMU.docx

— 31.55 Кб (Скачать файл)

Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать  ее на практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования.

Превращение знаний в основной общественный капитал,  возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в  целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования. «Если в 60-х годах в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемого на образование, то с начала 80-х годов в подавляющем большинстве как  развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или, что встречается гораздо реже, стабилизируются.

Даже в США, где самой  приоритетной областью социальной политики государства является образование (эту отрасль в США по праву называют «государством в государстве»), на нужды которого выделяется больше средств, чем на оборону, проблемы государственного финансирования обострились. В России общая для большинства стран тенденция к сокращению государственного финансирования системы образования усиливается общими экономическими проблемами переходного периода. В результате доля расходов на просвещение и подготовку кадров в федеральном бюджете снизилось с 6% в 1992г. до 3-4% в 1996г.

Поиск путей выхода из финансового  кризиса систем образования многих стран  привел к появлению не только национальных, но и мировых рынков образовательных услуг. Так, в середине 90-х годов общая стоимость предоставления таких услуг иностранным гражданам оценивалась примерно в 100 млрд. долларов США в год, что сопоставимо с размером общего бюджета целого ряда государств. Из этой общей суммы 18 млрд. долларов зарабатывали США, которые проводят целенаправленную работу по «рекрутированию» студентов»[1].

Перечисленные тенденции  определяют основные направления в  развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение «лицом к лицу» и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение.

Основной тенденцией современного образования является постепенное  смещение приоритетов от прямого  обучения к индивидуальному контакту со студентами. Ключевые лекции и семинарские  занятия остаются, конечно, незаменимыми, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам.

В качестве основной черты  современного образования можно  назвать его диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания. Уже при подготовке студентов педагогических вузов надо формировать их ментальную совместимость, умение и любовь вести полемику. Для обеспечения ментальной совместимости учителей они сами должны уметь:

 – вести безоценочный диалог с коллегами;

 – определять степень взаимодополнения и взаимообогащения различных методических концепций при условии сохранения их самобытности и самостоятельности;

 – формулировать проблемы в категориях целей и решений (без «перехода на

 личности»[2]).

Выпускнику современной  школы нужны не сумма знаний и  умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Саморазвитию научить напрямую нельзя – эта  способность не передается. Но педагог  может создать условия для  «выращивания» этой способности. Умение создать такие условия становится профессиональным требованием к  педагогу. Для реализации новых целей  образования нужен новый учитель  – педагог-профессионал. В отличие от специалиста в предметной области профессионал должен уметь работать с процессами образования и развития.

Педагог-профессионал –  это уже не транслятор предметных знаний, он становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности подростков и юношей. Педагог имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому каждый учитель должен получить психологическое образование и психологическую подготовку.

Психологическое образование  невозможно получить путем простого суммирования различных психологических дисциплин, а психологическую подготовку – несколькими часами студенческой практики. Поэтому при обучении студентов в педагогических вузах и на курсах повышения квалификации учителей целесообразно ввести курс «Психологической антропологии» – целостного учения о субъективной реальности человека, его становлении и развитии в образовании. Этот курс должен стать основой психологического образования педагога[3].

 

Список использованных источников

 

1. Бордовская Н.В., Реан  А.А. Педагогика. Учебник для вузов.  СПб., 2000.

2. Реан А.А., Бордовская  Н.В., Розум С.И. Психология и  педагогика. Учебник для вузов.  СПб., 2000.

3. Компьютерно ориентированные  обучающие технологии в инженерной  подготовке. М., 1998.

4. Лиферов А.П. Интеграционный  потенциал образовательных систем  крупнейших регионов мира (технология, сравнительный анализ). Рязань, 1997.

5. Образование: традиция  и инновации в условиях социальных  перемен. М., 1997.

6. Столяренко А.М. Психология  и педагогика. М., 2001.

7. Филатов О.К. Информатизация  современных технологий обучения  в высшей школе. Ростов-на-Дону, 1997.

8. Филатов О.К., Чернилевский  Д.В. Дистанционное обучение: подходы  и перспективы. М., 1999.

9. Чернилевский Д.В., Филатов  О.К. Технология обучения в  высшей школе. М., 1996.

10. Чернилевский Д.В., Филатов  О.К., Мазолин В.П. Креативная педагогика  преподавателя высшей школы. М., 2000.


Информация о работе Образование в современном мире