Образование как общественное благо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 22:53, реферат

Краткое описание

Что такое общественное благо - это что-то такое, что приносит пользу сразу всем, но никак невозможно определить, какую часть этого потребил каждый. Ну, например, чистый воздух в городе. Или развитая дорожная сеть. Казалось бы, причем тут образование? Ведь там чётко понято, какую долю получил каждый обучающийся.
Но это только в том случае, если мы считаем что выгодоприобретателем образования является ученик. А это - не так. Вспомним проблему гастарбайтеров, неассимилируемых меньшинств. От того, что дети иммигрантов не ассимилируются, не принимают культуру окружающего общества, это окружающее общество страдает больше, чем сами мигранты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………....3
Понятие общественного блага…………………………………………………………………………..4
Классификация общественных благ…………………………………………………………………...4
Природа человека………………………………………………………………………………………...6
Предназначение образования…………………………………………………………………………...7
Качество образования…………………………………………………………………………………....9
Образование: общественное благо или частная услуга?.................................................................13
Образование – это услуга, от качества которой зависит, станет ли она благом………………...14
Обучение – это услуга, образование – это благо……………………………………………………...14
Образование – это услуга, которую нельзя купить за деньги……………………………………...14
Образовательное общество. Образование, как общественное благо. Образование в системе общественных благ……………………………………………………………………………………….14
Социальные функции реализуемые образованием……………………………………………….….16
Заключение………………………………………………………………………………………………………...18
Используемая литература…………………………………………………………………………………….....21

Вложенные файлы: 1 файл

Образование как общественное благо.docx

— 69.47 Кб (Скачать файл)

Социальный институт образования становится важнейшим институтом духовного и материального воспроизводства жизни во всех странах мира, в том числе и в России. Выделим следующие факторы, определяющие становление образовательного общества в XXI веке.

В числе современных проблем образования особое значение приобрело изучение социальных проблем образования (Ф.Г. Зиятдинова), неравенства (Д. Константиновский). Анализируется учительство (Л.Г. Борисова, Ф.Г. Зиятдинова). Обосновывается мониторинг социально-экономических проблем системы образования, направленный на выявление общих тенденций и закономерностей, характеризующих состояние средних школ, учреждений начального и высшего профессионального образования, а также актуальных проблем их реформирования. В стране и зарубежом проводятся многочисленные социологические исследования, посвященные различным проблемам образования: изменению жизненных стратегий молодежи, выполнению работниками образованиями профессионального долга и культурным ориентациям школы, удовлетворенности учителей своей работой, связи этой удовлетворенности с качеством обучения учащихся и т.д.

Предметом этой науки являются образовательный процесс и механизм овладения людьми накопленных наукой и социальной практикой знаниями, обобщенным опытом, передача этих знаний и опыта через социальный институт образования и просвещения.

В предмет социологии образования входит также изучение специфики взаимосвязей системы образования с другими социальными системами и институтами, функционирующими в обществе, общественная диалектика образования с социальными процессами и изменениями.

Что же касается самой категории образования, то она до сих пор обладает полифункциональным содержанием и должна получить соответствующее развитие. «Образование» в социологии характеризуют либо как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, обусловленными социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития; либо как совокупность систематизированных знаний и умений, приобретенных индивидом самостоятельно или в процессе обучения в соответствующих заведениях; либо как социальный институт, который выполняет функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре определенного общества. Трактовка образования в указанных трех смыслах вполне понятна. Она объясняется той его ролью, которая должна получить дальнейшее освещение в теории. На первый взгляд, можно сделать вывод о тождественности первого и третьего подходов. Однако, каждый из контекстов рассмотрения образования имеет известную специфику.

В. В. Путин, президент Российской Федерации, в своем выступлении 29 августа 2001 г. на заседании Государственного Совета Российской Федерации отметил: «Развитие образования в стране – это далеко не только вопрос престижа нашего государства, хотя и это важно. Развитие образования – это задача общенациональной значимости. Мы всегда держали здесь высокую планку, и высота эта нужна не сама по себе. Она – залог успешного развития государства и общества» [«Выступление Президента…», 2001, с. 1]. «Высокая планка» и есть отражение «высокого качества». Похоже, это положение президента не перешло в реальную политику, наоборот, политика последних лет – демонстрирует противоположную тенденцию.

Таким образом, социальный институт образования становится ведущим механизмом развития российского общества в XXI веке, условием устойчивого развития России и ее национальной безопасности.

  1. Социальные функции реализуемые образованием [А. И. Субетто, 1992, 2001]:
  • социально-воспроизводственные функции:

    • восходящее воспроизводство человека;

    • восходящее воспроизводство культуры;

    • восходящее воспроизводство науки;

    • восходящее воспроизводство системы образования, саморазвития института образования;

  • функции просвещения:

    • культурно-просветительскую функцию;

    • пропаганду научных, экологических, этических и эстетических знаний;

  • функции социализации личности:

    • формирования интеллигентности как синтеза нравственности и интеллекта личности;

    • ценностного, духовно-нравственного воспитания личности, этизации сознания;

    • формирования гуманистического и космопланетарного мировоззрения;

    • формирования экологического сознания, развития и трансляции экологической нравственности;

    • формирования цельной картины человеческой цивилизации как взаимообусловленной социоприродной общности людей;

    • формирования «корневого человека» по П. А. Флоренскому, укорененному в родных культуре, языке и национальной истории:

  • функции формирования мотивации личности к самосознанию и самообучению:

    • формирование способности к самообучению, «учиться, чтобы учиться»;

    • формирование культуры рефлексии, создания глубинных мотивационных структур к поиску смысла жизни своего «Эго» и смысла жизни человечества;

    • преодоление идеала «вещного потребительства» через культивирование идеала творчества и созидания;

    • расширение «витально-индивидуального пространства» сознания человека до «космо-планетарного пространства» сознания человека, космизации интеллекта человека, подготавливающей его к разрешению в историческом измерении «императива выживаемости»;

  • функции формирования «человека культуры», системы культуры личности человека:

    • формирование интеллектно-мыслительной и коммуникативно-языковых культур личности;

    • формирование информационной культуры личности;

    • формирование базовых системной, классификационной, квалитативной, управленческой культур, культуры познания и применения циклических закономерностей развития;

    • формирование культур родов деятельности: экономической (производственной), исследовательской (научной), художественно-культурной, экологической, педагогической, управленческой, здравоохранительной (медицинской), физкультурной;

  • функции формирования профессионально-специализированного и проблемно-ориентированного образования;

  • функции создания и воспроизводства культуры общения и принятия решений:

    • воспитание культуры консенсуса и компромисса интересов (культуры толерантности);

    • привитие толерантного отношения к многообразию культурных, идеологических и институциональных форм организации человеческих обществ;

    • формирование культуры диалога;

  • функции проблемно-глобальной и цивилизационно-исторической ориентации личности:

    • привитие видения и понимания глобальных проблем современности, формирование ответственной позиции по отношению к этим проблемам;

    • формирование культурно-образовательных механизмов преодоления различных форм отчуждения человека от общества, от социальных и политических процессов; разрушение в сознании стереотипов авторитаризма и эгалитаризма, обусловливающих отчуждение человека от общества; воздействие на молодежную субкультуру, элиминация девиантного мышления и поведения, несовместимых с устоями цивилизованного общества;

  • функции поддержания здоровья человека в образовательных системах, его реабилитации и развития, в том числе:

    • функции психологической и социологической поддержки личности в процессе ее развития;

    • функция валеологической поддержки личности;

    • функция физического развития и совершенствования, развития физической культуры среди учащихся;

    • функция формирования социально-психологического иммунитета к «психическим агрессиям» тоталитарных агрессивных сект, к стратегиям манипулирования сознанием;

  • функции патриотического воспитания;

    • формирования исторического самосознания личности;

    • формирования национального самосознания личности;

    • формирование «языковой личности»;

    • раскрытие интернациональной, народообъединяющей составляющей каждой национальной культуры, обеспечение единства национальной гордости и уважения к другим национальностям и культурам;

  • функции обеспечения конкурентоспособности человека на рынках труда и специалистов, в том числе обеспечение профессиональной мобильности специалиста;

  • функции обеспечения непрерывно-образовательного процесса, охватывающего весь жизненный цикл человека (интеллектуальный онтогенез).

 

Подведем итоги.

Социальный институт образования, таким образом, обретает новую функцию – функцию основания для становления и развития образовательного общества.

Образовательное общество есть такое общество, в котором реализуется право человека на непрерывное образование как условие его динамического развития в «мире изменений». Само непрерывное образование опирается на систему высшего образования, которое приобретает характеристику всеобщего высшего образования.

Образование является базисом всего общественного воспроизводства и это – один из главных признаков образовательного общества.

Образовательное общество, по нашей оценке, – ключевая категория в прогнозном сценарии развития образования в XXI веке в России и в целом в мире, главное условие перехода человечества на стратегию устойчивого развития, которое есть ноосферное развитие или, что тоже самое, управляемая социоприродная эволюция на базе общественного интеллекта.

Перечисленные социальные функции образования определяют его системно-социальное качество.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Социальный институт образования, таким образом, обретает новую функцию – функцию основания для становления и развития образовательного общества.

Образовательное общество есть такое общество, в котором реализуется право человека на непрерывное образование как условие его динамического развития в «мире изменений». Само непрерывное образование опирается на систему высшего образования, которое приобретает характеристику всеобщего высшего образования.

Образование является базисом всего общественного воспроизводства и это – один из главных признаков образовательного общества.

Образовательное общество – ключевая категория в прогнозном сценарии развития образования в XXI веке в России и в целом в мире, главное условие перехода человечества на стратегию устойчивого развития.

В работе предпринята попытка рассмотреть механизм социально-экономического воспроизводства образования как общественного блага. Для решения теоретических проблем воспроизводства образования использовалось известное понимание способа- производства как социально-экономического способа соединения человека со средствами труда, как производства и воспроизводства общества и человека.

Информация о работе Образование как общественное благо