Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:19, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать методику обучения деловой речи в классах с экономическим уклоном.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать лингвистическую, педагогическую и методическую литературу по теме курсовой работы;
изучить передовой педагогический опыт;
рассмотреть различные методики обучения деловой речи в классах с экономическим уклоном.
Введение. 2
1. Обучение деловой речи и формирование экономических понятий у учащихся. 4
1.1. Зависимость развития языка от состояния общества. 4
1.2. Стиль и лексика делового общения 9
2. Практическая часть. 22
2.1. Словарь экономических терминов. 22
2.2. Упражнения на развитие деловой речи в классах с экономическим уклоном. 29
Заключение. 34
Литература 35
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ - сумма финансовых обязательств, денежных долгов, подлежащая погашению, возврату в определенный срок. Если к этому сроку задолженность не погашена, то она становится просроченной.
Инвестиция - долгосрочное вложение капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.
ИНФЛЯЦИЯ - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Инфляция вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.
КАПИТАЛИЗМ - экономическая система, в которой широко распространена частная собственность на факторы производства, а распределение произведенного продукта, товаров, благ, услуг осуществляется в основном посредством рынка. Капитализму свойственны свободное предпринимательство, конкуренция, стремление производителей и продавцов товаров к извлечению прибыли. Капитализм, будучи социально-экономической системой, тесно связан с общественно-политической системой страны, а иногда во многом предопределяет последнюю.
КАРТЕЛЬ - форма объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, фирм, компаний об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта. Цель создания картелей - увеличение прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении. В ряде стран заключение картельных соглашений запрещено антимонопольным законодательством или ограничено узкими рамками отдельных отраслей и видов производств или особых условий.
КАРТ-БЛАНШ - неограниченные полномочия, предоставленные доверителем доверенному лицу при осуществлении деловой операции от имени доверителя.
КЕЙНСИАНСТВО - макроэкономическая теория, автором которой является всемирно известный ученый-экономист Дж. М. Кейнс. Кейнсианское учение, объясняющее действие ряда экономических механизмов, основывается на следующих положениях: 1) уровень занятости определяется объемом производства; 2) общий спрос не всегда устанавливается на уровне, соответствующем объему платежных средств, так как часть этих средств откладывается в виде сбережений; 3) объем производства фактически определяется предпринимательскими ожиданиями уровня эффективного спроса в предстоящий период, которые содействуют инвестированию капитала; 4) при равенстве между инвестициями и сбережениями, свидетельствующем о сравнимости банковской процентной ставки и процентной эффективности капиталовложений, акт инвестирования и акт сбережений становятся практически независимыми. Кейнсианство аккумулирует в себе положения ряда предшествовавших ему экономических теорий и объединяет сторонников разных течений экономической мысли.
КЕРБ (англ. kerb - неофициальная биржа) сделки, совершаемые после торговых сессий, после закрытия биржи.
КЛИРИНГ - безналичные расчеты между странами, компаниями, предприятиями за поставленные, проданные друг другу товары, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путем взаимного зачета, исходя из условий баланса платежей.
КЛИРИНГ БАНКОВСКИЙ представляет собой систему межбанковских безналичных расчетов, осуществляемых через расчетные палаты и основанных на взаимном зачете равных платежей друг другу.
КОММИВОЯЖЕР - сбытовой посредник, разъездной представитель торговой фирмы, который по поручению фирмы ищет покупателей ее товаров, предлагая им образцы, рекламируя товар, распространяя каталоги товаров.
КОНКУРЕНЦИЯ - состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
КОНВЕРГЕНЦИЯ - сближение различных экономических систем, стирание различий между ними, обусловленное общностью социально-экономических проблем и наличием единых объективных закономерностей развития.
КОНФРОНТАЦИЯ - противостояние, противоборство, столкновение.
КООПТАЦИЯ - пополнение выборного органа собственным решением без проведения новых выборов.
КРЕДИТОР - субъект (юридическое или физическое лицо), предоставляющий ссуду и имеющий право на этой основе требовать от дебитора ее возврата или исполнения других обязательств.
ЛИЗИНГ - долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости. Международным называют лизинг, договор о котором заключается между арендатором и арендодателем, находящимися в разных странах.
ЛИКВИДНОСТЬ - 1) в деловой терминологии способность превращения активов фирмы, ценностей в наличные деньги, мобильность активов; 2) способность заемщика обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств; платежеспособность; 3) способность рынка поглощать ценные бумаги, мера их продаж при существующем уровне цен, без их существенного изменения; 4) в широком смысле слова - эффективность, действенность.
ЛОГИСТИКА - управление материально-техническим обеспечением, товарно-материальными запасами.
Менеджер - специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий он организует работу на фирме, руководит производственной деятельностью сотрудников.
Маркетинг - система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров.
Работа по развитию деловой речи является неотъемлемой частью каждого урока русского языка в классах с экономическим уклоном.
При разработке системы обучения школьников деловой речи на уроках русского языка исходит из того, что основная цель определяет направление всего процесса обучения русского языка – это развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления, усвоение грамматических заданий и формирование орфографических навыков. Конечными результатами являются умения грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и верно передавать их на письме.
Повышение уровня речевого развития учащихся включает:
Пути осуществления этой задачи разнообразны. Большое значение имеет содержательность и художественная ценность материала, который используется на уроках русского языка (сам материал должен воспитывать внимание к смысловому значению слов и точному их употреблению в речи). Кроме того, важно, чтобы словарный состав упражнений был разнообразным и включал слова из разных областей: политической и экономической жизни, события в стране, взаимоотношения между людьми, дела сверстников и др. Иначе говоря, необходим целенаправленный отбор материала для урока с учётом не только формирования навыков письма, но и развития деловой речи учащихся.
Речь учащихся развивается в единстве с развитием их мышления, расширением объёма знаний. Вот почему необходимым условием успешного обучения русскому языку является связь учебного процесса с жизненным опытом учащихся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат по радио, узнают из книг.
Работа в классах с экономическим уклоном над развитием деловой речи включает в себя не только обогащение словаря, но и формирование умений и навыков последовательно выражать свои мысли в тексте.
Проследим, как решаются задачи развития деловой речи на примере следующих упражнений.
Упражнение 1. Подобрать симонимы к словам.
Банкротство, бизнесмен, коммивояжер, конкуренция, кредитор, ликвидность, рентабельность.
Упражнение 2. Вставить пропущенные буквы.
Р…стр…ктивная п…литика основывается на сокращении государственных расходов и повышении н…логов. Цель такой п…литики – с…кр…щение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного д…ф…цита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление эк…н…мического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой пр…дукции. В конечном счете, задача сводится к пере…р…ентации ресурсов от п…требления к нак…плению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением ст…гнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от п…требления в пользу инв…стиций весьма проблематично. П…литика ограничения спроса усиливает к…нкуренцию и возможность б…нкротства, а также социальную напряженность в обществе.
Своеобразным антиподом м…нетаризму является финансовая к…нцепция, разработанная Джоном Мейнардом Кейнсом, получившая название кейнс…анство. Эта к…нцепция отдает предпочтение государственному р…гулированию и государственной поддержке проводимых в эк…номике преобразований. Кейнс…анство основано на эксп…нсионистской финансовой п…литике, включающей расширение государственных расходов и снижение н…логов, а также эксп…нсионистской кр…дитно-денежной п…литике, связанной с расширением денежной массы в обращении.
Упражнение 3. Поясните значение следующих слов и составьте с ними предложения.
Атташе, верительная грамота, виза, вотум, декларация, демарш, коалиция, конвенция, конфронтация, лига, меморандум, петиция, ратификация, сателлит, экспансия, эмбарго.
Упражнение 4. Определите род у существительных и вставьте пропущенные буквы.
Денежн… аккредитив, биржев… аманко, прикрепленн… аллонж, торгов… гешефт, таможенн… дебентура, предприимчив… дебитант, письменн… жиро.
Упражнение 5. Поставьте числительное в соответствующий падеж.
Библиотека института ежемесячно пополняется (300) книгами. Вместе с новыми (1250) словами экономический словарь будет насчитывать свыше (4,5) тысяч слов. Разность между (87) и (58) составляет (29). (1000) жителей в городе стало больше. В университете издано (11000) статей, около (348) монографий, более (360) учебников и учебных пособий. В аспирантуре занимается более (600) человек по (83) специальностям. Университет имеет договоры более чем со (150) предприятиями, организациями и научными учреждениями.
Упражнение 6. От данных глаголов образуйте формы повелительного наклонения 2 лица единственного числа.
Торговать, распространять, противостоять, сближать, рекламировать, исчезнуть, бежать, медлить, продолжить, напоить, конкурировать, высунуть, высыпать.
Упражнение 7. Подберите 10 – 15 терминов, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы:
авто-, анти-, био-, гипер-, гипо-, интер-, интра-, мета-, микро-, моно-, морфо-, мульти-, нео-, поли-, пост-, прото-, псевдо-, суб-, супер-, экстра-.
Упражнение 8. Проанализируйте следующие формулы речевого этикета. Определите, в каких ситуациях общения они уместны.
До свидания! До скорого свидания! До встречи! До завтра! До воскресенья! До лета! Спокойной ночи! Доброй ночи! Прощай (те)! Всего доброго! Всего хорошего! Счастливо! Пока! Всего! Привет! Позвольте откланяться! Честь имею откланяться! Наше вам! Здравия желаю! Мое почтение!
Упражнение 9. Какие формулы обращения в письмах и документах могут быть использованы? Обоснуйте свой выбор. Дополните предложенный список.
Дорогой Леня! Дорогой Иван Иванович! Уважаемый Иван Иванович! Уважаемый председатель! Господин председатель! Многоуважаемый Иван Иванович! Господин Иванов! Сударь! Сударыня!
Упражнение 10. Сгруппируйте приведенные слова по типу стилистической окраски (разговорная – нейтральная – книжная). Укажите, в каких функциональных стилях употребляются книжные по стилистической окраске слова.
Ахнуть, актуальный, анонс, бартер, взыскание, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, дуализм, зачетка, забота, иждивение, иск, искатель, книга, книжка, книжонка, косинус, квартиросъемщик, картошка, лингвистика, начертать, неправосудный, невыполнение, норма, нормальный, отлынивать, периметр, пневмония, работать, рот, трудиться, усыновитель, усыновить, уста, эксперимент, эскалация, этимология, язык, языкознание.
Информация о работе Обучение деловой речи и формирование экономических понятий у учащихся