Обучение детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:42, отчет по практике

Краткое описание

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Организационные моменты, цели и задачи ДОУ.
2. Принципы и формы организации обучения.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

khusnutdinova_otchet_po_praktike.doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Челябинский

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Учебно-исследовательская  практика

Тема

Обучение детей дошкольного  возраста

Фамилия студента

Хуснутдинова

Имя студента

Елена

Отчество студента

Николаевна

№ контракта

11607101101150

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

 

Направление на практику


 

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Организационные моменты,  цели и задачи ДОУ.

    2. Принципы и формы  организации обучения.

  Заключение

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

Дошкольное  образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения. Именно это положение дает основание считать проблемы целенаправленного обучения дошкольников в соответствии с их специфическими возрастными особенностями наиболее актуальными для современного этапа развития как общей, так и дошкольной дидактики.

   Я проходила учебно-исследовательскую  практику в МК ДОУ №2 «Березка»  с 14 августа 2013г. в течении  4-х недель. Целью  моей практики  было ознакомление с организацией  процесса  и методов обучения в ДОУ. В ходе практики я ставлю перед собой некоторые задачи, а именно: разобраться в структуре учебной деятельности и овладеть обобщенным способом действий.

Основная часть

1 Организационные моменты, цели и задачи ДОУ.

 

  Практику я начала с ознакомления организационных моментов. Управление педагогической деятельностью осуществляет Совет педагогов МДОУ, который работает по плану, являющимся составной частью годового плана работы  МДОУ.

Педагогами  МДОУ Детский сад №2 «Березка»  разработаны функциональные обязанности субъектов образовательного процесса. Специалисты, участвующие в реализации образовательного процесса, обеспечивают условия для эффективной деятельности всех ее подсистем:

- планировании работы;

- обеспечение мер по сохранению  и укреплению здоровья, социальной защите воспитанников  МДОУ;

- развитие личности воспитанников  средствами досуговой деятельности;

- соблюдение требований в виде  документации;

- организация психолого-педагогического  просвещения, помощи родителям.

   Следующим этапом в моей практике было изучение воспитательно - образовательного процесса в МДОУ.

Одним из основных направлений работы в  МДОУ Детский сад№2 «Березка» является организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности сотрудников детского сада. Воспитательские, или педагогические функции состоят из:

- определение цели;

- планирование;

- организация;

- контроль;

- педагогический анализ.

   От выбранной цели зависит  выбор способов, средств и методов  педагогической деятельности.

   Сущность цели заключается  в овладении обобщённым способом  действий, которым поможет выполнить  аналогичные задания, решить задачи  данного вида. Так, педагог ставит  цель – научить детей рисовать  лиственное дерево. Основное внимание  уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщённым способом рисования дерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания. Обучив детей обобщённому способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д. На занятии главное в деятельности педагога – организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное добывание знаний, создаёт ситуацию открытия.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснение, показе действий. Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

   В последние годы в педагогическую лексику всё активнее входят понятие «обучающее воспитание»; «воспитывающее обучение», подчёркивающее единство воспитания и обучения формирования личности. Воспитание направлено на формирования системы ценностей, способов общественного поведения. Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.

Поскольку обучение затрагивает всю жизнедеятельность  обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочное отношение к миру, к самому себе, то выполняет роль системообразующего фактора.

    Говоря об обучении как особом  средстве влияние на детей,  мы связываем результаты его  воспитательного влияния не только  с определёнными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребёнка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение учебной деятельности.

Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнять  на занятии.

    В ходе практики я выяснила, что на разных возрастных этапах  формируются разные способности,  которые становятся все более  развернутыми по мере взросления ребенка.   В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

   В младшем дошкольном возрасте  на занятиях необходимо формировать  у детей способность к постановке  цели собственной деятельности (на этапе от 2–3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3–4 лет). После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Всё это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

   В старшем дошкольном возрасте  у ребёнка формируется такие  элементы учебной деятельности:

– умение определять цель предстоящей  деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

– самоконтроль, который проявляется  при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

– умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

– умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

   Педагоги составляют перспективные  планы, в которых выделены две  основные темы, данные для дошкольного  учреждения. И уже отталкиваясь от этих основных тем, каждый педагог составляет уже план на весь учебный год (См. приложение 1), помесячный план, понедельный, и план на каждый день  опираясь на программу, требования, цели и задачи поставленные непосредственно для определенного возраста.

 

2 Принципы и формы организации обучения.

 

Деятельность  педагогов в МДОУ направлена на организацию  процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Очень важна предварительная  подготовка занятия (планирование, обеспечение  материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки). Вовлекать детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное добывание знаний, создавать ситуацию открытия, а не навязывать свое мнение- вот главное в учебном процессе.

   Педагоги совершенствуют методику обучения (посещая районные семинары и различные курсы), чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснение, показе действий. Особое внимание обращается на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Важным считается индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

   Принципами, лежащими в основе  современной теории дошкольного  обучения являются:

  Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остаётся воспитывающим, а воспитание – обучающим.

   Принцип развивающего обучения  требует ориентаций учебного  процесса на потенциальные возможности  ребёнка. В основе принципа  лежит закономерность, согласно  которой обучение – движущая  сила целостного развития личности ребёнка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей.

   Сущность принципа научности  состоит в том, чтобы ребёнок  усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.

   Принцип наглядности. Полноценное  обучение должно опираться на  чувственный опыт ребёнка и   на его непосредственное наблюдения  окружающей действительности. Принципы наглядности соответствуют основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание. Следует помнить, что переоценка наглядности в обучении может задержать развитие словесно – логического мышления.

   Принцип систематичности и последовательности предлагает, что усвоение учебного материала идёт в определённом порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

   Принцип доступности предлагает  соотнесения содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

   Принцип осознания процесса  обучения близок к принципу  сознательности и активности  в обучении. Он предполагает необходимость  развития у ребёнка рефлектирующей  позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался и т.п. Если ребёнок понимает, в чём и почему он ошибся, что ещё не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспитанию. А следующие шаги ему поможет совершить педагог, подбадривая, авансируя успех, оказывая конкретную помощь.

  В МДОУ педагоги работают  по 3-м формам организации обучения: индивидуальной, групповой, (или с  подгруппой), фронтальной (со всей  группой).

   Каждая из форм отличается  своей спецификой, которая выражается  в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.

   Индивидуальная форма организации  обучения заключает в себе  много положительных факторов. Педагог  имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов т.п.

   С каждым ребёнком в  группе педагог периодически  проводит индивидуальное занятие контрольно – диагностического характера, чтобы выявить уровень его обученности, во время определить проблемы в усвоении знаний и умений. Это необходимо для корректировки дальнейшего обучения детей.

   Групповые формы обучения  предполагает, что занятия проводятся с подгруппой не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто

относят к отстающим. Обеспечить такое  взаимодействие детей в учебном  процессе – основная функция групповой  формы обучения.

   Фронтальные занятия также  необходимы в условиях современного  дошкольного учреждения. Их содержание может быть деятельностью художественного характера. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействиями сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребёнка к самовыражению.

Обучение детей не ограничивается занятиями. Более того значительной частью знаний и умений ребёнок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога – помочь ребёнку приобрести полноценные знания вне занятий.

Заключение

 

В процессе четырехнедельной учебно-исследовательской  практики в муниципальном  казенном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №2 «Березка» г. Нязепетровска  я ознакомилась с организационными моментами и принципами, лежащими в основе современного дошкольного обучения.

Педагоги идут «в ногу» со временем, постоянно пользуются свежей  литературой, инновациями. У большинства педагогов  занятия нестандартны, индивидуальны, интересны. Взаимоотношения между  детьми и взрослыми дружеские. Дети не замкнуты, открыты, общительны и отзывчивы. Видно, что детям в детском саду комфортно, интересно и , что немаловажно уютно.

Информация о работе Обучение детей дошкольного возраста