Обучение дошкольников творческому рассказыванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:53, контрольная работа

Краткое описание

Рассказывание играет большую роль и в нравственном развитии ребенка. Побуждая включать в повествование факты, характеризующие взаимоотношения со сверстниками, педагог подчеркивает такие положительные качества, как проявление заботы, внимания, вежливости. Представляется возможность и для воспитания общительности, тактичности (внимание к рассказу товарища, добавления к нему, одобрение в случае затруднения).

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная творческое рассказывание.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)


ОБУЧЕНИЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ

 

         Учить ребенка рассказывать –  это значит формировать его  связную речь. Эта задача входит  как составная в общую задачу  развития речи детей дошкольного  возраста.

          Речь ребенка развивается в  единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

          Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс. Обучение монологической речи начинается со средней группы через обучение, прежде всего рассказыванию. Осуществляя эту задачу, педагог способствует умственному развитию детей, так как содержание рассказов отражает, закрепляет их знания об окружающем.

Рассказывание играет большую роль и в нравственном развитии ребенка. Побуждая включать в повествование факты, характеризующие взаимоотношения со сверстниками, педагог подчеркивает такие положительные качества, как проявление заботы, внимания, вежливости. Представляется возможность и для воспитания общительности, тактичности (внимание к рассказу товарища, добавления к нему, одобрение в случае затруднения).

Неподдельный  интерес педагога к повествованию  ребенка, поддержка его взглядом, жестом дают образец поведения во время общения.

При обучении рассказыванию  формируются такие психические  процессы, как память, внимание, мышление, творческое воображение.

Своеобразие и значение

творческого рассказывания в детском саду.

 

По словам Л.С. Выготского возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами фразовой речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.

Многие ученые, такие как К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка.

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались  Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участие положительных эмоций.

  Творческие рассказы детей – более сложная ступень в формирующем навыке монологической речи дошкольника. Эти рассказы качественно отличны от рассказов по памяти, так как строятся на иной психологической основе – детском воображении.

У детей дошкольного  возраста преобладает воссоздающее воображение. В практической, предметной деятельности воссоздающее воображение  широко проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте в игре, конструировании, рисовании. В словесной деятельности оно возникает в конце 6-го года и на 7-м году жизни. В этом возрасте воображение приобретает все более активный и творческий характер. Придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребенок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от других, а затем творчески синтезировать новое явление: новый сюжет, облик героя, обстоятельства его жизни.

Чаще всего дети придумывают реалистические рассказы, создают образы существующих в природе явлений или предметов, хотя в их личной жизненной практике они не встречались. Дети придумывают и сказки. Как правило, они также являются комбинированием сюжетных линий известных им сказок, характерных черт героев. В этой словесной деятельности дети создают фантастические образы. Руководя придумыванием рассказов нужно следить, чтобы созидательное творческое воображение не превращалось в пустое фантазирование, которое в психологии расценивается как отрицательное качество, характеризующееся отсутствием критичности ума. В процессе придумывания рассказов формируется одновременно и критическое мышление.

Поддерживая в  рассказе самостоятельность, элементы оригинального творческого воображения и фантазии, воспитатель одновременно воздействует на логику детской мысли, на воспитательную ценность содержания рассказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы обучения творческому рассказыванию.

 

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Н,А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, ограничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделила три этапа.

На первом этапе  происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных  наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному  видению окружающего. В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап – собственного процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка происходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем  этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремиться завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

 

 

 

 

Условия, необходимые для обучения

творческому рассказыванию.

 

Знания особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

  1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

  1. Другим важным условием успешного обучения творческому         рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
  2. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного рассказывания, знать композицию повествования и описания.
  3. Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», то есть создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал».

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика  обучения

творческому рассказыванию.

 

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумывать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Существуют различные  варианты творческого рассказывания. «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусматриваются разные виды рассказывания: описательные и сюжетные сочинения об игрушках, по картине, из личного опыта, творческие рассказы. Овладение каждым видом повествования идет постепенно в определенной последовательности и осуществляется с опорой на предыдущий вид рассказывания.

  Предложенная программой система обучения творческому рассказыванию рассчитана на три года (средняя, старшая, подготовительная к школе группы). В средней группе дети обучаются прежде всего описательным рассказам, с постепенным переходам к небольшим сюжетным повествованиям. Старшие дошкольники упражняются в придумывании рассказов на предложенную или самостоятельно выбранную тему, по литературному образцу в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет произведения, или заменить сюжет, сохраняя героев произведения. В подготовительной к школе группе дети упражняются в сочинениях по картине, изображающей пейзаж, и придумывании сказок с использованием отдельных выразительных средств данного жанра.

Обязательным элементом  предложенной системы является прием  мотивации деятельности на занятиях с учетом возрастных особенностей детей.

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Начинать обучение творческому  рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключается в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание описательных текстов о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Приемы обучения творческому  рассказыванию зависят от умения детей, задач обучения и видов  рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно  использовать простейший прием рассказывание  детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так после чтения и пересказывания рассказа педагог предлагает продолжить его, показывает как можно придумать конец, давая свой образец.

В подготовительной группе задачи обучения творческому рассказыванию  усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

В обучении детей творческому  рассказыванию используются следующие приемы обучения в зависимости от вида рассказа

Придумывание  продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Воспитатель читает незаконченный рассказ, после чего задает детям вопросы. Вопросы дают толчок творческому воображению детей. однако педагогу нужно проследить за тем, чтобы придумывались правдоподобные, реальные ситуации и чтобы рассказы не повторяли один другой. Если рассказы получаются однообразные, он должен предложить детям подумать, что еще могло произойти с героями. Темы для детских рассказов могут быть как реалистичными, так и сказочными. 

Придумывание  рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Л.А. Пеньевская предлагает составлять план в естественно-разговорной  форме. В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадет.

Придумывание  рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому рассказыванию и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочетание рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию и объединяться одной темой. Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроения и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказам. Можно предложить темы для придумывания сказок о животных.

Информация о работе Обучение дошкольников творческому рассказыванию