Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:01, контрольная работа
Целью работы является исследование особенностей развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
- изучить методические рекомендации по ознакомлению дошкольников со временем;
- изучить научную и методическую литературу по вопросам восприятия времени детьми дошкольного возраста;
- разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию у детей представлений о времени.
Введение
Глава 1. Методика формирование временных представлений у детей дошкольного возраста
Время и его особенности
Восприятие времени детьми разного возраста
Ознакомление детей со временем в разных возрастных группах
Методика формирования временных представлений в разных возрастных группах
Глава 2. Система дидактических игр по формированию у детей представлений о времени
Заключение
Список литературы
Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные. Овладение знаниями о календарных эталонах предполагает:
1) освоение ребенком
умений измерять время с
2) овладение знаниями временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;
3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.
Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной к школе группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.
Для того чтобы эта
сложная система
Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно, длительный промежуток времени, месяц и даже год.
Необходимо провести
четыре организованных занятия для
детей старшей и
Первое занятие по ознакомлению с календарем желательно провести в начале января. Выяснить, какого числа наступил новый год. Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать? Показать календари разного вида и пояснить их назначение. Выяснить, что дети смогут узнать по календарю.
Через неделю после первого провести второе занятие, на котором уточнить с детьми представления о днях недели, приучать их связывать названия дней в неделе с порядковым местом. На этом занятии дети должны как бы увидеть всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листков календаря. Связь между названием дня и его местом в неделе поможет запомнить последовательность дней недели и их названия, например: «Как называется второй день недели? Почему второй день недели называется вторник?»
На третьем занятии, которое проводится в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о неделе и месяце. На этом занятии дошкольники действуют с листками календаря, называют дни недели, соотносят с ними те или иные занятия, называют предшествующий и последующий день названному.
Умение определять дату по календарю и называть дни недели формируется у детей постепенно. Этому способствует и проведение разных дидактических игр с карточками (основанными на соответствии цветов дням недели) с целью закрепления знаний о порядке следования дней недели. Варианты игровых заданий могут быть различные.
Внимание детей ежедневно фиксируют на текущей дате. В конце каждого месяца проводят небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивают с предыдущим месяцем. Определяют количество прошедших месяцев с начала года и уточняют название и порядковый номер нового месяца.
В подготовительной к школе группе, где дети продолжают работать с календарем, в первые дни нового года проводится последнее, четвертое, обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточняется представление детей о календарном годе (сколько в году месяцев, как они называются).
Систематическая работа
с детьми по усвоению календаря в
течение полутора лет способствует
формированию у детей знаний не только
о текущей дате, но и о текучести времени, его
периодичности, о повторяемости календарного
года и его необратимости (прошедший год
не возвращается, а начинается следующий,
новый).
Развитие чувства времени у детей старшего
дошкольного возраста
Ко всем требованиям, которые предъявляет ребенку
школа, надо готовить еще в дошкольном
возрасте. Для этого, прежде всего, необходимо
развивать у детей чувство времени, создавать
специальные ситуации, заостряя внимание
дошкольников на длительности различных
жизненно важных временных интервалов,
показывать, что можно успеть сделать
за эти отрезки времени, приучать в процессе
деятельности измерять, а потом и оценивать
временные промежутки, рассчитывать свои
действия и выполнять их в заранее установленное
время.
Факторами, на основе которых формируется
чувство времени, являются:
1) знание временных
эталонов (обобщенное представление
о них); для того чтобы ребенок
мог понять, о какой временной
длительности ему говорят, или
самостоятельно определить
2) переживание времени
— чувствование длительности
временных интервалов. Для этого
необходимо организовывать
3) развитие у детей
умения оценивать временные
У воспитанников старшей
и подготовительной к школе групп
можно развивать чувство
Работу желательно проводить по этапам.
На первом этапе важно учить детей определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам (дать задание сделать что-либо за 1 минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам), этим обеспечивается накопление опыта у детей в использовании мерки. Воспитатель постоянно дает оценку умениям детей контролировать время по песочным часам.
На втором этапе следует учить детей оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности. Воспитатель фиксирует внимание на точности оценки детьми длительности.
На третьем этапе можно обучать умению предварительно планировать объем деятельности в указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на данную длительность осуществляется с помощью песочных часов.
На четвертом этапе учить детей
переносить умение оценивать длительность
временных отрезков в жизнь (быт, занятия,
игры).
Работа проводится в рамках занятий по
математике. На первом занятии надо выявить
представления детей об 1 минуте и продемонстрировать
ее длительность на секундомере, объяснив,
что движение стрелки по кругу совершается
всегда за 1 минуту. После этого следует
показать песочные часы, объяснить, почему
они так называются, и продемонстрировать
длительность минуты одновременно по
песочным часам и секундомеру. Затем предложить
детям выяснить, что можно успеть сделать
за 1 минуту. На этом и следующих занятиях
ребята сами будут проверять, что можно
сделать за 1 минуту.
На последующих занятиях дошкольники выполняют три задания.
1. Выкладывание из палочек каких-либо узоров в течение 1 минуты, следя за песочными часами.
2. Раскладывание палочек по десять штук в течение минуты.
3. Укладка всех палочек по одной в коробку в течение 1 минуты. В этом занятии учтено, что объем работы должен быть рассчитан на 1-минутный интервал.
Две операции — взять и положить палочку — требуют 2 секунды, поэтому на все три задания на первом занятии детям дается по 30 палочек. Таким образом, создаются условия, при которых они могут выполнить задание в срок.
На следующем занятии дети вновь наблюдают с помощью песочных часов за протеканием 1 минуты и выполняют несколько усложненные задания, в которых количество операций зависит от индивидуального темпа действий. В конце занятия детям показывают зависимость результатов от темпа работы при одинаковой ее длительности.
На следующем занятии дошкольники могут разрезать полоски бумаги на квадраты, потом квадраты на треугольники, а затем из квадратов вырезать круги. Педагог вместе с детьми сравнивает, сколько за 1 минуту можно вырезать квадратов, кругов и треугольников. В конце занятия ребята выкладывают узоры из полученных геометрических фигур и выясняют, из какого количества фигур можно успеть сложить узор за 1 минуту.
В последующих трех занятиях используется уже другой материал. Следует учить детей оценивать длительность своей деятельности по представлению.
Следующие два занятия посвящаются обучению умению правильно выбирать объем работы, соответствующий интервалу в 1 минуту. Важно, чтобы дети заранее планировали объем работы, а после ее выполнения определяли затраченное время.
Для развития чувства времени в процессе выполнения разных заданий недостаточно введения самого фактора времени, т. е. когда взрослый объявляет о начале и окончании временного интервала. Необходимо ввести фактор учета времени самими детьми с помощью песочных часов. Это наиболее удачный прибор для измерения детьми времени.
Минутные песочные часы могут использоваться не только на занятиях, но и при других видах деятельности. Песочные часы можно поставить в раздевальной, и дети будут проверять, сколько вещей они успевают надеть за 1 минуту.
Ознакомление дошкольников с длительностью 3- и 5-минутных интервалов проводится по той же методике. Сначала выясняется, сколько раз надо перевернуть минутные песочные часы и сколько кругов сделает стрелка на секундомере, пока пересыплется песок в 3-минутных песочных часах. Выполняя работу, рассчитанную на 3 минуты, дети сравнивают ее объем с тем объемом, который выполнили за 1 минуту.
При знакомстве с интервалом в 5 минут дошкольники учатся измерять время и на песочных часах, и на игрушечных часах-конструкторе с прозрачным корпусом.
Ознакомление с 10-минутным
интервалом можно проводить не только
на занятиях по математике, но и во время
других занятий, на которых детям
предлагают выполнять то или иное задание в течение
10 минут.
Так, можно предложить ребятам за 5 минут
нарисовать и закрасить вазу, а затем за
10 минут нарисовать узор.
В процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—30 минут.
В таких условиях дети более организованно работают, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности и больше успевают. У них не пропадает время на ожидание отстающих, все стремятся заканчивать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе.
Формирование понимания отношений временной последовательности
В существующем объективно
времени различные события, явления,
действия человека следуют одно за
другим, поэтому можно вычленить
их временную последовательность и
руководствоваться ею при планировании
и организации своей
Следовательно, нужны специально разработанные и введенные в процесс обучения приемы, направленные на вычленение, восстановление и установление временной последовательности, которые вооружат детей необходимыми способами действий.
Материал, на котором детей учат устанавливать временную последовательность, должен быть хорошо знаком им; выделяемые в нем звенья — значимыми и несущими определенную информацию; эмоциональная значимость выделенных звеньев должна быть примерно равнозначной. Надо выбирать такие занятия или виды деятельности, которые повторяются так, что с одним и тем же наглядным материалом можно провести работу на всех этапах обучения.
Временную последовательность ряда звеньев ребенок сможет усвоить тогда, когда он будет практически действовать с предложенными звеньями. Ребенок сможет одновременно сопоставить наличное состояние с предшествующим и последующим, когда каждое звено будет восприниматься не само по себе, а в системе. Для этого необходимо создать модель последовательного ряда, где отдельные звенья с промежуточными элементами, обозначенные символами, расположены от начала до конца.
Таким образом, обучение детей старшего дошкольного возраста установлению временной последовательности осуществляется по следующему плану:
Информация о работе Обучение ориентировке во времени детей дошкольного возраста