Обучение школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:29, шпаргалка

Краткое описание

Программа Т. И. Одиноковой «Мордовское музыкальное искусство на уроках музыки в начальной школе» (1-3 классы) (Саранск, 1989). Программа Т. И. Одиноковой «Мордовский фольклор в школе» (1 – 4 классы) (Саранск, 1997).
Актуальность освоения музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных школах. Программа «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях» (1-8 классы) (автор Л. П. Карпушина) (Саранск, 2007).
Программа «Музыкальное искусство Мордовии» (9 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2007). Программа элективного курса (в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов) «Волшебный мир мордовского музыкального театра) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2007). Программа «Художественная культура Мордовии» (10-11 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).
Мордовский музыкальный фольклор. Жанры мордовского музыкального фольклора. Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» (составители Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).

Вложенные файлы: 1 файл

Bilety_k_GAK_mordovskie_otvety.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы

  1. Программа Т. И. Одиноковой «Мордовское музыкальное искусство на уроках музыки в начальной школе» (1-3 классы) (Саранск, 1989). Программа Т. И. Одиноковой «Мордовский фольклор в школе» (1 – 4 классы) (Саранск, 1997).
  2. Актуальность освоения музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных школах. Программа «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях» (1-8 классы)  (автор   Л. П. Карпушина) (Саранск, 2007).
  3. Программа «Музыкальное искусство Мордовии» (9 класс) (авторы Л. П.  Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2007). Программа элективного курса (в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов) «Волшебный мир мордовского музыкального театра) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск,  2007). Программа «Художественная культура Мордовии» (10-11 класс) (авторы Л. П.  Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).
  4. Мордовский музыкальный фольклор. Жанры мордовского музыкального фольклора.  Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» (составители Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).

 

 

1. Программа Т. И. Одиноковой  «Мордовское музыкальное искусство  на уроках музыки в начальной  школе» (1-3 классы) (Саранск, 1989). Программа  Т. И. Одиноковой «Мордовский фольклор  в школе» (1 – 4 классы) (Саранск, 1997).

 

Программа Т.И. Одиноковой «Мордовское музыкальное искусство на уроках музыки в начальной школе» (Саранск, 1989 г.).

Проблемы музыкального образования средствами  мордовского музыкального    искусства  впервые детально были  рассмотрены    в работах Т.И.Одиноковой. Тамара Ивановна Одинокова (1938-2013) – кандидат искусствоведения, профессор кафедры народной музыки ИНК, заслуженный работник культуры РМ, лауреат Премии Главы РМ. Стояла у истоков организации музыкального отделения факультета начальных классов МГПИ им. М.Е. Евсевьева, с 1983 по 1994 год была зав. кафедрой хорового дирижирования, пения и методики музыкального воспитания. Следует  отметить  ее  первую программу, направленную на реализацию регионального (национально-регионального) компонента  содержания музыкального образования в общеобразовательных  школах «Мордовское музыкальное искусство  на  уроках  музыки  в  начальной  школе  (1  -  3 классы)» (Ч.1, ч.2) (Саранск, 1989) Названная программа выдвигает  на первый план необходимость использования  мордовской музыки с опорой на типовую программу для общеобразовательных  школ (созданную под руководством Д.Б.Кабалевского). В программе Т.И.Одиноковой рассмотрен вопрос  о критериях подбора  национального   репертуара,  который   отвечал   бы   требованиям  школьной   программы  по   музыке и определенным    представлениям    национальной музыкальной культуры мордовского народа.  В  программе  дана  емкая  и  качественная характеристика мордовской народной  и профессиональной музыки. Автор отмечает, что  мордовский музыкальный фольклор обладает огромным  художественно-эстетическим,  воспитательным и познавательными     возможностями,  который запечатлел  в своих  шедеврах труд  и  быт  народа,  мечты  и  стремления, освободительную борьбу и  веру в  лучшее будущее.  Т.И. Одинокова подчеркивает,  что важное  место  в  программе  отведено  детскому музыкальному фольклору, который  способствует познанию  окружающего мира. К данной программе Т.И. Одинокова издала хрестоматию «Мордовская музыка в начальной школе» (Саранск, 1994), куда вошли нотные образцы мордовской музыки (народной и композиторской) для начальной школы и методические рекомендации к ним, которая сыграла большую роль в пропаганде мордовского музыкального искусства в школе. Также был издан репертуарный сборник и методические рекомендации к ним «Мордовский детский музыкальный фольклор в начальной школе (автор-составитель Т.И. Одинокова) (Саранск, 1994). В данной работе представлены различные образцы многочисленных жанров мордовского детского музыкального фольклора, а также предлагаются методические рекомендации по освоению народного искусства.

 

Программа Т.И. Одиноковой «Мордовский музыкальный фольклор в начальной школе» (Саранск, 2004 г.).

 

Концептуальные основы своего подхода к реализации национально-регионального компонента  содержания музыкального образования в общеобразовательных  школах Т.И. Одинокова изложила в программе «Мордовский музыкальный фольклор в начальной школе (1-4 классы)» (Саранск, 1997).

В программе широко представлены мокшанские и эрзянские народные песни, инструментальные наигрыши, творчество композиторов Мордовии .

Среди целеполагающих установок программы выделены следующие.

В области обучения:

1) формирование целостного  представления о народном искусстве мокши и эрзи как о многообразном и самобытном явлении жизни народа;

2) освоение типологии  и специфики народной музыки  на основе постижения национального  и художественного образа;

3)формирование навыков  музыкального восприятия в процессе  слушания и исполнения музыки;

4) познавательных интересов  и склонностей;

5) художественно-эстетических  вкусов и потребностей.

В области воспитания:

1) формирование эстетического  отношения к духовным ценностям  мордовского музыкального искусства;

2) возрождение национального самосознания;

3) осуществление задач  нравственного, эстетического, патриотического  и интернационального воспитания [44, С.17].

В программу включены: слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах (в том числе на народных музыкальных инструментах мокши и эрзи),  музыкально-ритмические движения, сочинение и импровизация, введено изучение системы звуковысотности и метроритма, пение по нотам. В числе особенностей программы автор отмечает музыкальное воспитание младших школьников в широком контексте национальной культуры: через обращение к истории, к этнографии, словесному фольклору, к национальной литературе и изобразительному искусству.

По данной программе, как отмечает Т.И.Одинокова, и в эрзянской, и в мокшанской школе изучается музыка не только своего народа, но и других народов, проживающих в Мордовии (русских, татар, украинцев и других). Кроме того, в ней впервые дается музыкальный материал, представляющий фольклор финно-угорских народов (дети знакомятся с финскими, эстонскими, карельскими, венгерскими, удмуртскими и марийскими песнями, напевами коми, саами, хантов и манси).

Предлагаемая программа представляет собой сводный вариант, состоящий как бы из двух программ – для мокшанской и для эрзянской школы. Их различия проявляются в области вокального репертуара, связанного с различиями в мокшанском и эрзянском языках.

К данной программе была издана хрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор в школе: 1-4 классы» (автор-составитель Т.И. Одинокова) (Саранск, 2004), где собран нотный материал мордовской народной (вокальной, инструментальной) музыки в ее взаимосвязи с творчеством композиторов Мордовии, музыкальным искусством родственных и соседних этносов России и зарубежья.

Тематизм четвертей по классам представлен следующим образом.

1 класс

I четверть. Тема: «Край наш, Мордовия».

В данной четверти происходит знакомство с мордовским детским фольклором в процессе освоения словесных и музыкальных жанров (считалки, дразнилки, игровые песенки, пословицы, загадки). Дети знакомятся с народными песнями «Нумолнэ», «Чеерне-урыне», «Луганяса келунясь», с произведениями мордовских композиторов (С.Терханов, Г.Сураев-Королев, Н.Бояркин, Е.Кузина).

II четверть. Тема: «Мы любим сказки».

Дети знакомятся со словесными и музыкальными сказками нравоучительного содержания, обладающими огромными познавательно-воспитательными возможностями.

Произведения, изучаемые детьми: Г.Вдовин «Колыбельная», «Плясовые наигрыши», Д.Скрипкин «Ночь», Н.Бояркин «Пляска медведя на свадьбе», Н.Кошелева «Веселое настроение», Л.Кирюков «Мордовский танец».

III четверть. Тема: «Наши игры, наши песни».

Основное внимание в этой четверти уделяется освоению мордовского детского фольклора. Прекрасный и удивительный  мир детства с его увлекательными играми и забавами, первыми радостями и огорчениями, явится перед детьми в разнообразии фольклорных жанров. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, колядки, таусени, заклички, веснянки.  Музыкальные произведения: «Коляда», «Туйтя, туйтя, пиземне», «Давай, ялгай, мирятано», Н.Бояркин «Кальцаемат» и другие.

IV четверть. Тема: «Мы и природа».

Четверть посвящена знакомству с природой родного края через музыкальные произведения. Музыкальный материал: «А сезяка, сезяка», Г.Вдовин «Весна в Мордовии» и другие.

2 класс

I четверть. Тема: «Дела давно минувших дней»

Основное внимание уделяется мокшанским и эрзянским песням – сказам героического содержания, песням и легендам о родоплеменном вожде Тюште

II четверть. Тема: «Рождественские праздники».

Учащиеся знакомятся с содержанием  и образами мордовских колядок, с их народными названиями, особенностями бытования и исполнения. Музыкальный материал: «Коляда», Л.Кирюков «Хороводная», Д.Скрипкин «Колокола», «Календарные песни», песни финно-угорских народов.

III четверть. Тема: «А мы Масленицу дожидаем!»

Знакомство с праздником Масленицы, с песнями, плясками, играми праздничной недели. Музыкальный материал: «Мастянь чи, паро чи», «Нармоннят, нармоннят», «Позяра», Н.Кошелева «Нармоннятне лиеда», «Масторавась лужакадсь» и другие.

IV четверть. Тема: «Весну закликаем».

Учащиеся знакомятся с мокшанскими и эрзянскими закликаниями весны, лета, солнца, дождя, их взаимосвязью с годовым календарным циклом земледельческих работ, народными приметами этого времени года, пословицами, загадками.  Музыкальный материал: «Чика, чика, листь» (э.), «Вай, тундыне», «Вай, дали, дали» (м.), «Косо, косо, да Утяша» и другие.

3 класс

I четверть. Тема: «Тейтерень пие кудо».

Знакомство с содержанием, персонажами, сценарием этого представления, участие детей в фольклорном действе.

II четверть. Тема: «Роштувань куд».

Знакомство учащихся со своеобразными театрализованными представлениями  «Роштувань куд» («Рождественский дом») и «Кштемань куд» («Дом плясок»), проводимыми в специально снятых помещениях. участие в колядовании взрослых. Традиции детского колядования. Музыкальный материал: «Чачо сюро, чачозо», «Коляда, коляда», Н.Кошелева «Ловонь баба», Г.Вдовин «Танец медведя» из музыкальной драмы «Ветер с понизовья» и другие.

III четверть. Тема: «Мокшэрзянь свадьба».

Знакомство учащихся с мордовским свадебным обрядом, в котором отражаются жизненный уклад мокши и эрзи, их социальный и нравственный опыт, верования и обряды, общественно-эстетические идеалы. Музыкальный материал: «Срхкада, кудат, срхкада» (м.), «Парявтнемат» (э.), «Вярде панихть» и другие.

IV четверть. Тема: «Весенние обряды и песни».

Музыкальный материал: «Чика, чика, листь» (э.), «Вай, тундыне», «Тук, тук пиземня» (м.), «Авкай, молян мон вирев» (э.), «Верьга, верьга» (э.), «Вирь чиресэ» и другие.

4 класс.

I четверть. Тема: «Народ – великий художник».

Музыкальный материал: «Сур велесь» (э.), «Вай, луга, луга» (м.), «Роман Аксясь» (м.), «Вирь чиресэ» (э.) и другие.

II четверть. Тема: «Музыка народов Мордовии».

Содержанием уроков музыки в этой четверти является сравнительный обзор художественного творчества народов, проживающих на территории республики (мокши, эрзи, шокши, русских, татар, украинцев).  Музыкальный материал: мокшанские или эрзянские народные песни (повторение): «Вай, луга, луга», «Вай,верьга, верьга», «Вниз по матушке, по Волге», «Во поле береза стояла», «Светит месяц», «Калинка», «А сезяка, сезяка», «Еру – еру», «Шнамонь мора» и другие.

III четверть. Тема: «Музыка мордовского народа и народов финно-угорского мира».

. Знакомство учащихся  с музыкой мордвы (мокша, эрзя, шокша) и финно-угров (карелы, эстонцы, саамы, финны, венгры, марийцы, удмурты, коми, ханты и манси). Музыкальный материал: мокшанские и эрзянские песни разных жанров по выбору учителя. М.Людиг «Песня про качели», эстонская народная песня «Отчий дом», украинская народная песня в обработке Леонтовича «Щедрик» и другие.

IV четверть. Тема: «Мы и фольклор».

К числу целеполагающих установок этой четверти относится освещение понятий: традиции и новации в искусстве, современность в народной музыке, композитор и фольклор, народное художественное творчество в наше время.

 

2. Актуальность освоения музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных школах. Программа «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях» (1-8 классы)  (автор   Л. П. Карпушина) (Саранск, 2007).

 

В настоящее время перед всеми педагогами Республики Мордовия, в том числе и учителями музыки, встает вопрос: как обеспечить этнокультурное образование подрастающего поколения в поликультурной среде, приобщить учащихся к родному искусству, познакомить с культурой народов, населяющих регион. В современной социокультурной ситуации школа со смешанным контингентом учащихся должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, проживающих в Мордовии.

Актуальность и необходимость освоения музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях школах объясняется следующими причинами:

  1. Потребностью каждого этноса в передаче подрастающему поколению социальных и нравственных норм, этнических духовных ценностей, осознанием важности этнической идентификации молодых поколений, сохранения этнической культуры.
  2. Потребностью этносов жить в мире и взаимопонимании с другими народами.
  3. Потребностью в подготовке людей, которые в будущем будут реализовывать этнообразовательные и этномузыкальные запросы населения, любящих родную музыкальную культуру и способных к ее сохранению и воспроизводству, а также уважающих народное музыкальное искусство других народов.

Необходимостью развития у представителей этноса этномузыкальной культуры с целью сохранения национальных музыкальных традиций. Таким образом, основные идеи этномузыкального образования в общеобразовательных школах республики можно сформулировать так:

  1. Люби и уважай свой язык, свою музыкальную культуру, свой народ.
  2. Уважай другие народы, другие музыкальные культуры.
  3. Стремись познать жизнь в ее культурном многообразии, интересуйся культурной жизнью республики, страны, мира.

Информация о работе Обучение школьников