Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:29, шпаргалка
Программа Т. И. Одиноковой «Мордовское музыкальное искусство на уроках музыки в начальной школе» (1-3 классы) (Саранск, 1989). Программа Т. И. Одиноковой «Мордовский фольклор в школе» (1 – 4 классы) (Саранск, 1997).
Актуальность освоения музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных школах. Программа «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях» (1-8 классы) (автор Л. П. Карпушина) (Саранск, 2007).
Программа «Музыкальное искусство Мордовии» (9 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2007). Программа элективного курса (в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов) «Волшебный мир мордовского музыкального театра) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2007). Программа «Художественная культура Мордовии» (10-11 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).
Мордовский музыкальный фольклор. Жанры мордовского музыкального фольклора. Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» (составители Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).
Программа «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях» (1-8 классы) (автор Л. П. Карпушина) (Саранск, 2007).
Цель этномузыкального образования в общеобразовательных школах республики трактуется так: воспитать гражданственность, любовь к родному краю и России, познакомить детей с родной музыкой и музыкальным искусством Мордовии, формировать интерес и уважение к нему, формировать этномузыкальную культуру, этническую и этнокультурную толерантность, способствовать консолидации всех народов республики.
Среди задач, конкретизирующих цель этномузыкального образования, можно отметить следующие:
Музыкальный материал программы включает: музыкальное искусство народов, составляющих в республике большинство (русская, мордовская народная музыкальная культура), при эпизодическом включении в урок произведений татарской, украинской музыки, музыки других этносов России, а также тех этносов, чьи представители обучаются в классе; профессиональное музыкальное искусство, отмеченное проявлением этнического своеобразия, основанного на традициях русского, мордовского народного мелоса; произведения композиторов, отражающих современные тенденции развития музыкального искусства Мордовии и расширяющих музыкальный кругозор учащихся, а также произведения, имеющие патриотическую, духовно-нравственную, краеведческую направленность.
Тематизм программы «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательной школе (1 – 8 классы)» отражает гражданскую, социальную («Моя Родина – Россия и Мордовия»), этнокультурную («Любимые песни народов, населяющих Мордовию», «Путешествие в Фольклорию»), нравственную («Наши святыни»), краеведческую («Композиторы Мордовии» «Путешествие по Мордовии», «Известные исполнители Мордовии, «Путешествие в театр»), экологическую («Природа – наш дом»), историческую («История в музыке, музыка в истории») направленность содержания этнокультурного компонента музыкального образования. В четвертом классе, во второй четверти (тема «Музыка моего народа») детально рассматривается мордовский музыкальный фольклор («Летопись души мордовского народа», «Жизнь мордовского народа в песнях», «Путешествие в мордовское село», «Играй, играй, да не заигрывайся», «Предания и мифы мордовского народа», «Инструментальная музыка мордовского народа», «Взаимосвязь мордовского народного и профессионального музыкального искусства», «Единство народов Республики Мордовия»). В восьмом классе все первая четверть посвящена рассмотрению музыкальной культуре Мордовии («Диалог культур: русская, мордовская, татарская народная музыка», «Взаимосвязь мордовского и русского народного музыкального искусства», «Взаимосвязь мордовской народной музыки и музыки финно-угорских народов», «Взаимосвязь мордовского народного и профессионального музыкального искусства, «Композитор Н. И. Бояркин», «Наше время и народные песни», «Калейдоскоп имен: творчество композиторов Мордовии (Г. Г. Сураев-Королев, Е. В. Кузина), «Калейдоскоп имен: творчество композиторов Мордовии (М. Н. Фомин, Д. В. Буянов, Е. В. Уварова)», «Цвети, мой край, Мордовия моя!»).
Например,
1 класс
I четверть
Моя Родина – Россия и Мордовия
Наша Родина – Россия. Мордовия – моя «малая» Родина. Родина – это дом, в котором живешь, город или село, где родился и вырос. Гимн России. Гимн Мордовии. Автор гимна – мордовский композитор Н. В. Кошелева.
Репертуар:
Кошелева Н. В., ст. Кинякина С. Гимн Мордовии (ФХ – слушание).
Сураев-Королев Г. Г., ст. Громыхина А. В солнечной Мордовии (ЦПСМ. С. 16 – пение).
Россия, мать Российская земля (рус. нар. песня) (ПУ. С. 3 – слушание).
Вдовин Г. Г. Родная сторона (ММФШ. С. 28 – слушание).
Левженская плясовая. Обр. В. Белоклокова (ММНШ. С. 226; ФХ – слушание).
Любимые песни народов, населяющих Мордовию
Музыкальный фольклор – сокровищница души и таланта народа, отражение его мировоззрения и характера. Хороводные песни русского, мордовского народа (кужонь морот), татар.
Луганяса келуня (м) (На лугу березка) (МНП. С. 44, ФХ – пение).
Коровушка (рус. нар. песня) (ХРНП, С. 8 – пение).
Энипэ (Анипа) (тат. нар. песня) (ТНП (1). С. 58 – пение).
Пек вадря! (э) (Очень хорошо!) Исп. дет. группа «Пек вадря!» (ФХ-слушание).
Луганяса келуня (СПММБ. С. 13. – слушание).
Бояркин Н.И. Кужонь моро. Хороводная (ПРФМК. Ч. 1. С. 10 – слушание).
II четверть
Композиторы Мордовии – детям
Н. В. Кошелева (род. в 1952). Цикл фортепианных пьес «Вирень ёфкс. Лесная сказка. Вирень ёвкс».
С. Терханов (род. в 1954). Детские песни (более 100), музыка к кукольным спектаклям.
Е. Кузина (род. в 1963). Цикл фортепианных миниатюр для детей «Наш день» (1982), музыка к сказке «Жил-был зайка» (1997).
III четверть
Путешествие по Мордовии
Народные праздники. Масленица. Этнографические условия исполнения масленичных песен русского, мордовского народов, особенности их интонирования и музыкального сопровождения. Закликание весны. Заклички птиц.
Мордовские танцевальные движения («покачивание поднятых над головой полусогнутых рук», притоп).
Репертуар:
Нармоннят, нармоннят (Птички, птички) (м) (ММНШ. С. 68 – пение).
Ой, кулики, жаворонушки (рус. нар. песня) (ХРНП. С. 6 – пение).
Мастянь чи, паро чи (Масленичный день, хороший день) (э) (ПНМИ. Т. 3. с. 85 – пение).
Сураев-Королев Г. Г., ст. Громыхина А. Почему? (ЦПСМ. С. 18 – пение).
Бояркин Н. И. Сельский праздник (ПРФШК. Ч. 2. с. 11 – слушание).
Кирюков Л. П. Хороводная пляска (ДПКМ. С. 3 – слушание).
Известные исполнители Мордовии
Мордовские сказительницы Е. Кривошеева, Ф. Беззубова, Е. Денисова, П. Родькина, С. Люлякина.
С. Люлякина (1922–1993) – известная мордовская сказительница и исполнительница мордовских песен и сказок, поэтесса.
Репертуар:
Нумолнэ (э) (Зайчик). Исполняет С. Люлякина (ФХ – слушание).
Загадки. Исполняет С. Люлякина (ФХ – слушание).
Петушок. Исполняет С. Люлякина (ФХ – слушание).
Вай, катоня, катоня (м) (Ой, кошечка, кошечка) (пение).
Бояркин Н. И., ст. Маршака С. Шалтай-болтай (ШГЧ. С. 66 – пение).
Кошелева Н. В. Нюрямонь мора. Колыбельная. Мацтема моро (ЛС. С. 12 – слушание).
IV четверть
Природа – наш дом
Природа – наш дом, ее нужно беречь, любить, знать. Нужно быть ее другом, ее защитником. Леса Мордовии. Воспевание природы в песнях русского, мордовского, татарского народов. Исполнение на детских свистульках (кевень тутушка (э)).
Репертуар:
Луганяса келуня (м) (На лугу березка) (МНП. С. 44; ФХ – пение и слушание).
Туйтя, туйтя, пиземне (э) (Иди, иди, дождик) (ПНМИ. Т. 3. С. 115 – пение).
Солнышко (рус. нар. песня) (ХРНП. С. 7 – пение).
Ай, былбылым (тат. нар. песня) (Соловей) (ТНП (1). С. 50 – пение).
Бояркин Н. И. Луганяса келуня (ПРФМК. Ч. 1. с. 21 – слушание).
Бояркин Н. И. Пизем сеерема (Закличка дождя) (ПРФМК. Ч. 1. с. 11 – слушание).
Путешествие в театр
Знакомство с Республиканским театром кукол (создан в 1938 году, выпустил около 300 спектаклей, имеет 7 специальных дипломов). Музыка в театре кукол. Музыка к спектаклю А. Сперанского «Необыкновенное состязание» и спектаклю «Как тебя зовут?» Г. И. Сураев-Королев (1922–2000) – детям.
Репертуар:
Сураев-Королев Г. И., ст. Манчева П., пер. с болгар. В. Вишняка. Песенка Мурзика из музыки к спектаклю кукол «Как тебя зовут?» (ШГЧ. С. 71 – пение).
Кошелева Н. В. Сеельсь пеняцяй (Еж жалуется). Сеелесь пеняци. Из музыки к спектаклю кукол «Необыкновенное состязание» (ЛС. С. 12 – слушание).
Терханов С., ст. Терханова С. Вот закончен первый класс (ММФШ. С. 88 – пение).
3. Программа «Музыкальное
искусство Мордовии» (9 класс) (авторы
Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск,
2007). Программа элективного курса
(в рамках предпрофильной подго
Программа «Музыкальное искусство Мордовии» (9 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2007)
Данная программа позволяет девятиклассникам больше узнать о музыкальной культуре Мордовии, проникнуться интересом к жизни и творчеству выдающихся людей Мордовии – композиторов, исполнителей, деятелей искусства, оценить их вклад в становление культуры региона в целом. Программу можно использовать на уроках музыки, факультативных занятиях, а также в качестве материала для внеклассной воспитательной работы.
Цель программы – формировать гражданственность, любовь к малой и большой Родине, интерес и уважение к музыкальной культуре региона, искусству русского, мордовского народов и народов, населяющих республику; формировать толерантность, способствовать консолидации народов, населяющих регион.
Задачи:
В ходе освоения программы учащиеся пишут рефераты, эссе, защищают проекты, составляют викторины о музыкальных произведениях, композиторах, исполнителях, режиссерах, хормейстерах, балетмейстерах Мордовии. В ходе работы по освоению программы необходимо применять различные формы диагностики – анкетирование, тестирование, угадайки, чтобы выявить исходный и конечный результат освоения музыкальной культуры Мордовии.
Содержание программы распределено по следующим темам, имеющим социальную, нравственную, познавательную, эстетическую направленность: «Этническое своеобразие музыкального фольклора народов, населяющих Мордовию», «Народные песни: традиции и новаторство», «Взаимопроникновение русского и мордовского музыкального фольклора», «Фольклорные образы в творчестве композиторов Мордовии», «Разнообразие вокальных жанров в музыке Мордовии», «Многообразие инструментальных жанров в музыке Мордовии», «Своеобразие и традиции симфонической музыки Мордовии», «Из истории становления и развития музыкального театра Мордовии», «Своеобразие и традиции оперного искусства Мордовии», «Балет Мордовии: традиции и новаторство», «Программная музыка о Мордовии: творческие находки».
Программа «Волшебный мир мордовского музыкального театра» (элективный курс, 9 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) [173] направлена на формирование гражданской идентичности, любви к малой и большой Родине, интереса и уважения к музыкальной культуре региона, толерантности, интереса и положительной мотивации девятиклассников к музыкально-педагогической деятельности, к художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля в ходе ознакомления их с музыкальной культурой региона, с мордовским музыкальным театром, что является составной частью региональной и профессиональной подготовки учителя музыки.
Данная программа разработана для предпрофильной подготовки учащихся девятых классов к обучению по художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля с учетом этнокультурного компонента содержания музыкального образования. Предпрофильное обучение с использованием этнокультурного компонента может осуществляться в девятом классе в общеобразовательных школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла по специальному художественному направлению, а также в массовой школе в 9 классе по художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля.
Содержание элективного курса «Волшебный мир мордовского музыкального театра» позволяет приобрести знания об истории становления и развития мордовского музыкального театра, о вкладе выдающихся композиторов Мордовии (Л. П. Кирюкова, Г. Г. Вдовина, Н. В. Кошелевой и др.) в создание национальной оперы и балета, об известных оперных певцах, режиссерах, хормейстерах, балетмейстерах мордовского музыкального театра, о наиболее значимых операх и балетах, созданных композиторами Мордовии, о современном состоянии, репертуаре Государственного театра оперы и балета им. И. М. Яушева; дает возможность ученику увидеть в профессии музыканта ценность созидательной деятельности в аспекте музыкальной культуры региона; создает условия для осознанного выбора учащимися профильного обучения художественно-педагогического направления гуманитарного профиля, формирует психологическую готовность к осуществлению выбора профессии. Все это будет способствовать формированию профессионального интереса и потребности в самообразовании, желания избрать профессию музыкально-образовательной направленности.