Общее и различное в идеалах и практике воспитания в Спарте и Афинах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:18, реферат

Краткое описание

Эпоха Античности представляет собой особый исторический период, когда происходило формирование основ европейской культуры, в том числе и связанной со сферой образования. Чисто географически Древняя Греция и Рим занимали небольшую территорию, тем не менее они были очень разнородны, в том числе и по складывающимся культурным традициям. Поэтому необходимо рассмотреть те основные тенденции целенаправленной организации процесса воспитания и обучения подрастающего поколения, которые были наиболее характерны для данных географических территорий и формировались в рамках становления определенных политических структур — полисов, республик и других государственных объединений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3
1. Краткая характеристика эпохи ……………………………………….4
2. Особенности воспитания в Спарте и Афинах ……………………. ...7
Заключение ……………………………………………………………..18
Список использованных источников ……………………………… 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история педагогики.docx

— 37.76 Кб (Скачать файл)

       Гимнасии  – государственные философские  школы, среди которых особенно  выделялись стоическая (основатель  Зенон) и эпикурейская (основатель  Эпикур). Наиболее известными гимнасиями  в Афинах были Академия Платона,  Ликей Аристотеля и Киносарг  Антисфена. В каждом из этих  учебных заведений существовал  свой собственный стиль работы  с учениками, который определялся  характерными особенностями самого  философа. Так, Аристотель беседовал  с учениками, прогуливаясь по  парку (в переводе с греческого  перипата — прогулка, поэтому  последователей Аристотеля нередко  называли перипатетиками). Платон  был любителем спокойного обсуждения  философских проблем, которое  происходило недалеко от бассейна, начиналось и заканчивалось под  звуки водяного будильника, специально  сконструированного философом [6].

       Наконец,  как в Спарте, юноши с 18 до 20 лет переходили в эфебию, где  продолжалось их военное и  политическое воспитание. Они учились  строить укрепления, управлять военными  машинами, несли службу в городских  гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в общественных празднествах  и театральных представлениях.

       Расслоение  внутри рабовладельческого общества  в Афинской республике сказалось  в области воспитания в том,  что разностороннее воспитание  стало доступно лишь детям  богатых рабовладельцев. Дети основной  массы свободнорожденного населения  (демоса) не могли обучаться в  школах. Отцы обучали своих детей  ремеслу, а некоторые и грамоте.  Это было закреплено законом,  согласно которому малоимущие  родители обязаны были обучать  детей тому или иному ремеслу,  в противном случае дети освобождались  в будущем от материальных  забот о престарелых родителях.  На свободнорожденных, занимающихся  трудом, рабовладельческая знать  смотрела с презрением. Рабы расценивались  лишь как «говорящее орудие»  [4, с. 13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

        В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого, смышленого в военном деле, но по сути своей невежественного человека. Еще Аристотель заметил, что основной недостаток спартанского воспитания заключался в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военных действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором специализирующихся на военном деле людей.

       Напротив, в Аттике юношеству давалось  широкое универсальное по тем  временам образование. Это отличие  выражено афинянином Периклом  в речи, приведенной Фукидидом  в его «Истории»: «... я утверждаю,  что все наше государство —  центр просвещения Эллады; каждый  человек может, мне кажется,  приспособиться у нас к многочисленным  родам деятельности...» [5].

       Воспитание  спартиатов, полноправных граждан  Лакедемона, было целиком и полностью  в ведении государства. Здесь  был осуществлен один из первых  известных человеческой цивилизации  опытов огосударствления личности. В Спарте целенаправленному воспитанию  придавали решающую роль в  деле формирования человека. В  демократических Афинах дети  до 7 лет, находясь в семье, получали  традиционное семейное воспитание. Оно было ориентировано на  развитие тела, чувства красоты  и формирование духовно-нравственного  склада личности.

       Воспитательная  традиция Спарты в итоге оказалась  весьма скудной. Гипертрофированная  военная подготовка, фактическое  невежество молодого поколения  - таким выглядел результат одного  из первых в истории опытов  государственного воспитания. На  древе человеческой цивилизации  спартанские культура и воспитание  оказались малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта не дала  ни одного сколько-нибудь крупного  и яркого мыслителя или художника.  Впрочем, не весь педагогический  опыт Спарты оказался забыт  Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

       Иначе,  чем в Спарте, строилось воспитание  и обучение в Афинах. Идеал  афинского воспитания сводился  к многозначному понятию - совокупности  добродетелей. По сути, речь шла  о всестороннем формировании  личности, прежде всего с развитыми  интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к  достижению подобного идеала  был вправе лишь свободный  и имущий гражданин Афин.

       Пафос  практики организованного воспитания  и обучения пронизывал принцип  соревнования (агонистики). Дети, подростки,  юноши постоянно состязались  в гимнастике, танцах, музыке, словесных  спорах, самоутверждаясь и оттачивая  свои лучшие качества [1, с. 34].

       Таким  образом, мы можем сделать вывод,  что в Афинах обучение строилось  на основе точного и последовательного  освоения программы обучения, включавшей  грамматику, диалектику, риторику, арифметику, музыку, гимнастику и т.д., с учетом  усовершенствованной дидактической  системы, связанной с использованием  архаических методов группового  и индивидуального обучения при  полном подчинении учеников учителю  и отсутствии их самостоятельности  и активности при освоении  предлагаемого учебного материала.  Именно в афинских школах произошло  своеобразное разделение изучаемого  материала на отдельные предметы  в зависимости от специальности  учителя — кифариста, грамматиста,  гимнаста или философа. Однако  дифференциация предметов была  еще не закончена и приобрела  свою специфику в сочетании  тривиума и квадриума (семь  свободных искусств) только в  римской образовательной системе.

       Кроме  этого, уже в эпоху Античности  в афинской образовательной системе  произошла трансформация основного  принципа традиционной культуры  — «калькированного» образования,  направленного на сохранение  и упрочение социальных традиций  и ритуалов. Одновременно школа  стала рассматриваться как своеобразное  буферное пространство между  личностью и культурой, в котором происходит активное освоение существующих норм и правил поведения в наиболее приемлемых для детей вариантах и формах взаимодействия учителя и учеников.

       Разницу  между этими двумя воспитательными  системами можно определить так:  Афинская – эстетичсеская, Спартанская  – военная.

       Разница  этих двух систем была обусловлена  некоторыми особенностями экономического  и политического развития и  состоянием культуры государств. Но оба государства были рабовладельческими, и система общественного воспитания  обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы во всей Греции рассматривались  лишь как «говорящие орудия».  Они были лишены всех человеческих  прав, в том числе права обучаться  в школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

      1. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов / А. Н. Джуринский.  –  М.: Форум - Инфра-м, 1998. – 268 с.

       2. История древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2005. - 399с.

       3. История педагогики и образования. От зарождения вос¬питания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб¬ное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова.  – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

       4. Константинов Н. А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева.— 5-е изд., доп. иперераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с

       5.   Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв. [Электронный ресурс] / История педагогики. – Режим доступа:  http://maxbooks.ru/pedogog/pg23.htm - Дата доступа: 22.11.2011.

       6. Дидактические теории и системы Античности [Электронный ресурс] / Дидактика средней школы. – Режим доступа:   http://didaktica.ru/genezis-didakticheskix-sistem/158-didakticheskie-teorii-i-sistemy-antichnosti.html - Дата доступа: 22.11.2011.

 


Информация о работе Общее и различное в идеалах и практике воспитания в Спарте и Афинах