Общее понятие о психике. Формирование психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 1 готовый.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным об разом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики

Критерием внесознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность)

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности

Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза

Психоанализ — теория подсознания, созданная 3 Фрейдом, — оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу Взаимодейст вие сознательного и внесознательного может осуществляться согласованно,синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной копф-ликтности

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля Сферу бессознательного 3 Фрейд считал источником мотивационной энергии находящейся в конфликте с сознанием

Запреты социальной сферы создаю!, по Фрейду, «цензуру» сознания, подав ляют энергию подсознательных влечений, что и проявляется в невротических срывах Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегае! к защитным механизмам — вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии                                                 \

3 Фрейд преувеличивал роль подсознательного  в поведении личности, а в сфе  ре подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований [193]

В отличие от 3 Фрейда другой психоаналитик — К Юнг не только не противо поставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах — представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом

Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуализации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции.

Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсознание — «суперэго» — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — это сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сфера сознания — сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения:

1) эволюционно сформированными  бессознательно-инстинктивными;

2) подсознательными, субъективно-эмоциональными;

3) сознательными, произвольными, логико-семантическими структурами. Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

• бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;

• импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки, привычки;

• сознательно-волевые действия; эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой, они обеспечивают его деятельность.

3. Строение и функциональная  организация нервной системы. Типологические  особенности высшей нервной деятельности. Теория  функциональных систем  П.К. Анохина

               Психика является продуктом деятельности  коры больших полушарий головного  мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М.Сеченовым и И.П.Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии. Прежде чем рассмотреть закономерности высшей нервной деятельности, познакомимся со строением и функцией нервной системы.

   Вся нервная система  делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе  относится головной и спинной  мозг. От них по всему телу  расходятся нервные волокна - периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами - мышцами и железами5.

   Все живые организмы  обладают способностью реагировать  на физические  и химические  изменения в окружающей среде.   Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т.п.)  преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в  нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.

  Основная функция  нервной системы - интеграция внешнего  воздействия  с соответствующей  приспособительной реакцией организма.

   Структурной единицей  нервной системы является нервная  клетка - нейрон. Он состоит из  тела клетки, ядра, разветвленных отростков - дендритов - по ним нервные импульсы идут к телу клетки - и одного длинного отростка - аксона - по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.

   Отростки двух  соседних нейронов соединяются  особым образованием - синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.    Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.

   Головной мозг  подразделяется на ствол мозга  и передний мозг. Ствол  мозга  состоит из продолговатого мозга  и среднего мозга. Передний мозг  подразделяется на промежуточный  и конечный.    Все отделы  мозга имеют свои функции.

   Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса - центра эмоций и  витальных потребностей (голода, жажды, либидо), лимбической системы (ведающей эмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществляющего фильтрацию и первичную обработку чувственной информации).

   У человека особенно развита кора больших полушарий - орган высших психических функций. Она имеет толщину 3-4 мм, а общая площадь ее в среднем равна 0,25 кв.м.

   Кора состоит из  шести слоев. Клетки коры мозга  связаны между собой. Их насчитывается  около 15 миллиардов.   Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию. Одна группа нейронов выполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного  импульса), другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные нейроны). Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воздействий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами.

   По особенностям  микроскопического строения всю  кору мозга делят на несколько  десятков структурных единиц - полей, а по расположению его частей - на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную.

   Кора головного  мозга человека является целостно  работающим органом, хотя отдельные  его части (области) функционально  специализированы (например, затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции, лобно-височная - речевые, височная - слуховые). Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регуляцией движения органа труда (руки) и органов речи.

   Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они соединены и с нижележащими отделами мозга, которые осуществляют важнейшие жизненные функции. Подкорковые образования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную деятельность, являются областью тех процессов, которые субъективно ощущаются в виде эмоций (они, по выражению И.П.Павлова, являются "источником силы для корковых клеток").    В мозгу человека имеются все те структуры, которые возникали на различных этапах эволюции живых организмов. Они содержат в себе "опыт", накопленный в процессе всего эволюционного развития. Это свидетельствует об общем происхождении человека и животных. По мере усложнения организации животных на различных ступенях эволюции значение коры головного мозга все более и более возрастает.  Если, например, удалить кору головного мозга у лягушки (она имеет незначительный удельный вес в общем объеме ее головного мозга), то лягушка почти не изменяет своего поведения. Лишенный коры головного мозга голубь летает, сохраняет равновесие, но уже теряет ряд жизненных функций. Собака с удаленной корой головного мозга становится полностью не приспособленной к окружающей обстановке.   

Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс - реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие при посредстве центральной нервной системы.    Термин "рефлекс", как уже отмечалось, был введен в физиологию французским ученым Рене Декартом в XVII веке. Но для объяснения психической деятельности он был применен лишь в 1863 году основоположником русской материалистической физиологии М.И.Сеченовым. Развивая учение И.М.Сеченова, И.П.Павлов экспериментально исследовал особенности функционирования рефлекса.    Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные.   Безусловные рефлексы - врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т.п.). Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (например, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи)6.

   Безусловные рефлексы  представляют собой природный  запас готовых, стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционого развития данного вида животных. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида; это физиологический механизм инстинктов. Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, т.е. безусловными реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в процессе его индивидуальной жизнедеятельности, т.е. условными рефлексами.

   Условные рефлексы - физиологический механизм приспособления организма к изменяющимся условиям среды.   Условные рефлексы - это такие реакции организма, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях. Они возникают при условии постоянного предшествования различных явлений тем, которые жизненно важны для животного. Если же связь между этими явлениями исчезает, то условный рефлекс угасает (например, рычание тигра в зоопарке, не сопровождаясь его нападением, перестает пугать других животных).

   Мозг не идет  на поводу только текущих воздействий. Он планирует, предвосхищает будущее, осуществляет опережающее отражение будущего. В этом состоит самая главная особенность его работы. Действие должно достичь определенного будущего результата - цели. Без предварительного моделирования мозгом этого результата невозможна регуляция поведения.

   Современная наука  о мозге - нейрофизиология - базируется  на концепции функционального  объединения механизмов мозга  для осуществления поведенческих  актов. Эта концепция была выдвинута  и плодотворно развивалась учеником И.П.Павлова академиком П.К.Анохиным в его учении о функциональных системах.

   Функциональной системой  П.К.Анохин называет единство  центральных и периферических  нейрофизиологических механизмов, которые в своей совокупности  обеспечивают результативность поведенческого акта.    Первоначальная стадия формирования любого поведенческого акта названа П.К.Анохиным афферентным синтезом (в переводе с латинского - "соединение приносимого").

   В процессе афферентного  синтеза происходит обработка  разнообразной информации, поступающей из внешнего и внутреннего мира, на основе доминирующей в данный момент мотивации (потребности). Из многочисленных образований мозга извлекается все то, что было связано в прошлом с удовлетворением данной потребности.     Установление того, что данная потребность может быть удовлетворена определенным действием, выбор этого действия называется принятием решения.    Нейрофизиологический механизм принятия решения назван П.К.Анохиным  акцептором результатов действия. Акцептор ("ассерtare" - разрешающий)  результатов действия - это нейрофизиологический механизм предвидения  результатов будущего действия. На основе сопоставления ранее полученных результатов создается программа действия. И только после этого совершается само действие. Ход действия, результативность его этапов, соответствие этих результатов сформированной программе действия постоянно контролируется путем получения сигналов о достижении цели. Этот механизм постоянного получения информации о результатах совершаемого действия назван П.К.Анохиным обратной афферентацией.    Итак, деятельность мозга является отражением внешних воздействий как сигналов для тех или иных приспособительных действий. Механизмом наследственного приспособления являются безусловные рефлексы, а механизмом идивидуально изменчивого приспособления являются условные рефлексы, сложные комплексы функциональных систем.

Информация о работе Общее понятие о психике. Формирование психики человека