Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:49, контрольная работа
Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие. Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны -объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….. 3
1.ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ……………………………………… 6
2.ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ…………………………… 8
3.СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ……………………………………………………….. 9
- Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)…………….. 11
- Тест: "Подвержены ли вы стрессу?"…………………………………………………….. 12
- Оценка ответов…………………………………………………………………………… 13
4.ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА ……………………………………………………...18
5.ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ……………………………... .21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………. 24
Другой поток приходит
в подкорковые образования (гипоталамус
и др.), где устанавливается
Эмоции и чувства
Так, в Древнем Китае подозреваемый во время судебного разбирательства держал во рту горсть риса. Если после прослушивания обвинения он вынимал рис сухим, то считался виновным: сильное эмоциональное напряжение вызывает прекращение деятельности слюнных желез.
СВОЙСТВА И
ВИДЫ ЭМОЦИЙ
Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.
В качественном своеобразии
эмоций и чувств выражается то, как
относится человек к
Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности индивида, а операциональные - его отношение к различным условиям деятельности, реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то, что препятствует, - отрицательные.
Классификация базовых эмоций
совпадает с классификацией основных
потребностей индивида. Производные
же эмоции не поддаются классификации
- они так же многообразны, как
многообразны условия жизнедеятельности
людей.
Производные эмоции определяют наиболее
эффективные направления в достижении
поставленной цели, наиболее значимые
для этого средства и условия. Ведущий
эмоционально-регуляционный механизм
- эмоция успеха-неуспеха. Эмоция успеха
усиливает исходные побуждения к цели,
эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует
деятельность. Все возможные проявления
радости, восторга, удовольствия, с одной
стороны; огорчения, расстройства, стресса
и аффекта - с другой, представляют собой
модификации базовой эмоции успеха - неуспеха.
Человек способен эмоционально предвосхищать
свои возможные успехи и неуспехи. Это
устраняет ненужные пробные действия.
Человек обобщает опыт своих удач и неудач,
радостей и огорчений. Он всегда способен
с определенной мерой достоверности определить,
"стоит ли игра свеч". В экстремальных
ситуациях эмоция успеха - неуспеха трансформируется
в аффект восторга, страха или гнева.
Таким образом, все эмоции выстраиваются по вектору биологической или социально обусловленной значимости различных явлений для данного индивида.
По содержательному
Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения - это наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов.
К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение - идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).
Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления.
Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.
Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж -возникает эмоциональный отклик). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального оклика является синтония - сопереживание эмоционального состояния других людей - важнейшее социальное качество человека.
Способность к эмоциональному
созвучию зависит от условий воспитания.
Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного
эмоционального контакта либо пресыщения
эмоциональными контактами, становятся
малоспособными к эмоциональному сопереживанию.
Настроение - ситуативно обусловленное
устойчивое эмоциональное состояние,
усиливающее или ослабляющее
психическую деятельность. Настроение
- эмоциональная интеграция жизнеощущений
человека, определяющая общий тонус
(строй) его жизнедеятельности. Оно вызывается
теми влияниями, которые затрагивают личностные
стороны индивида, его основные ценности,
успехом или неудачей в работе, комфортной
или дискомфортной обстановкой, уровнем
культуры в отношениях между людьми, самочувствием
и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено,
хотя причина его иногда и не осознается.
В настроении проявляется
стимулирующая функция эмоций и
чувств, их влияние на деятельность
человека. Настроение, как и все
другие эмоциональные состояния, может
быть положительным или
Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, - состояние расстроенности.
Необходимо уметь блокировать
плохое настроение и всегда помнить,
что после "черной полосы" неизбежно
наступление радости жизни и
подъема творческих сил. Нередко
пониженное настроение может быть вызвано
простейшими биохимическими процессами
в нашем организме, неблагоприятными
атмосферными явлениями или эмоциональными
циклами данного индивида. Эмоциональная
устойчивость человека при различных
эмоциогенных воздействиях выражается
в стабильности его поведения. Устойчивость
к трудностям, терпимость к поведению
других людей называется толерантностью
(от лат. tolerantia - терпение).
В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми. Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее улучшения.
Конфликтные эмоциональные
состояния (стресс, аффект, фрустрация)
Стресс (от англ. sress - напряжение)
- нервно-психическое
Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры мечутся по палубе корабля... Автомобиль попал в аварию... - таковы типичные картины стрессовой ситуации.
Сверхсильные раздражители
- стрессоры вызывают вегетативные
изменения
(учащение пульса, повышение содержание
сахара в крови и т. д.) -организм подготавливается
к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную
обстановку человек реагирует комплексом
защитных реакций.
Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угрозы для жизни индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным пребыванием в жизненно опасной обстановке.
Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости, профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.
Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 -1982). Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.
В развитии стрессового состояния
Селье выделил три этапа: 1) тревога;
2) сопротивление; 3) истощение.
Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.
Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).
В дальнейшем Р. Лазарус ввел
понятие психического (эмоционального)
стресса. Если физиологическими стрессорами
являются крайне неблагоприятные физические
условия, вызывающие нарушение целостности
организма или его функций (очень
высокие и низкие температуры, острые
механические и химические воздействия),
то психическими стрессорами являются
те воздействия, которые сами люди оценивают
как очень вредные для своего
благополучия. Это зависит от опыта
людей, их жизненной позиции, нравственных
оценок, способности адекватно
Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств - силы нервной системы. В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности - интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются также тип "жертвы" и тип "достойного поведения".
Остро негативная форма стресса
- дистресс опасен для жизни, но при
австрессе ("хорошем" стрессе) отрабатываются
адаптационные механизмы
Особую разновидность
стресса составляет "стресс жизни"
- острые конфликтные состояния