Общие методы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 16:20, реферат

Краткое описание

Ученые насчитывают более пятисот различных методов, которые могут быть использованы при воспитании детей, поэтому понадобились способы упорядочивания их в определенную систему, которая указывает где, в какой области и с какой целью эти методы могут быть использованы педагогом. В процессе передачи знаний дошкольникам используется самая распространенная классификация методов воспитания.

Содержание

Введение
1. Определение методов и приемов воспитания.
2. Взаимосвязь между собой методов и приемов воспитания.
3. Классификация методов воспитания.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Тема.docx

— 38.50 Кб (Скачать файл)

характер и уровень  развития воспитанников. Понятно, что  нельзя применять одни и те же методы воспитания для старших и младших  классов, для студентов и аспирантов:

уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых коллективов, в которых осуществляется воспитательный процесс: по мере роста степени сформированности положительных качеств коллектива, его зрелости должны соответствующим образом гибко изменяться и методы воспитательной деятельности, например соотношение между методами наказания и поощрения в пользу последних;

личностные, индивидуальные особенности воспитанников: нельзя применять одни и те же воспитательные методы для старых и молодых, для  людей, относящихся к разным психологическим  типам, темпераментам и т.п.

Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые  в наибольшей степени соответствуют  конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан.

Взаимосвязь между  собой методов и приемов воспитания.

Категория

Методы  воспитания - это конкретные пути воздействия  на сознание, чувства, поведение детей  для решения педагогических задач  и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом  и миром

Назначение 

Формирование  социально-ценностных отношений субъекта, его образа жизни

Функции метода

Формирование  убеждений, понятий суждений, предъявление ребенку мира через:

1) Показ, пример - наглядно-практические  формы 

 2) Сообщение, лекция, беседа, дискуссия, диспут, разъяснение, внушение, просьба, увещевание - словесные формы

Формирование  опыта поведения, организация деятельности через:

1) упражнения, приучение,  поручение, игру, воспитывающие ситуации - наглядные практические формы 

2) Требование, приказ, совет,  рекомендация, просьба - словесные  формы

Формирование  оценки и  самооценки, стимулирование через:

1) Поощрение и наказание  - практические и словесные формы

2) Соревнование, субьективно-прагматический метод - практические форм

Сущность

Духовная деятельность по осмыслению жизни, формирование нравственной позиции субъекта, мировоззрения

Проживание  социально-ценностных отношений, предметная деятельность и  общение. Приобретение навыков и  привычек

Развитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности

Некоторые приёмы воспитания

Убеждение на собственном  опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, товарищеский спор, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д.

Организация групповой  деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия, коллективное творческое дело

творческое  соревнование, конкурс, товарищеское побуждение, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему

Результат

Устройство  и преобразование собственной жизни, самореализация и развитие личности


 

Классификация методов  воспитания.

Ученые насчитывают более  пятисот различных методов, которые  могут быть использованы при воспитании детей, поэтому понадобились способы  упорядочивания их в определенную систему, которая указывает где, в какой  области  и с какой целью  эти методы могут быть использованы педагогом. В процессе передачи знаний дошкольникам используется самая распространенная классификация методов воспитания, состоящая из трех групп:

  1. Словесные методы – когда воспитание опирается на словесные формы: беседа, рассказ, пояснение, разъяснение, инструктирование. Данные методы используются при воспитании дошкольников кратко, четко. Слово несет в себе эмоциональную составляющую. Так, запрещение действия должно быть окрашено эмоцией страха за ребенка, иметь категоричность запрета и не должно использоваться часто, чтобы не стать обыденным.
  2. Практические методы – это игры, упражнения, тренировки, с помощью которых происходит закрепление изученного материала. Дети старшего дошкольного возраста становятся способными к соревновательной деятельности, что в воспитании имеет большое значение, т.к. цель воспитания достигается ребенком самостоятельно, при мини Наглядные методы. Когда образец поведения демонстрируется взрослым или с помощью иллюстрации, фильма, анализа поведения другого ребенка. На занятии используются картины, аудиозаписи, презентации, отрывки мультфильмов, иллюстрации к произведениям. Особенность наглядной работы с дошкольниками – это избегание показа неправильного поведения, т.к. дети склонны все повторять вслед за взрослым, не оценивая сознательно правильность или неправильность поступка.

Данная классификация методов воспитания в детских садах используется с приоритетом применения наглядных методов, т.к. они являются самыми распространенными в работе с младшими дошкольниками в связи с тем, что их мышление – наглядно-действенное, и они усваивают требования окружающего мира только на основе показа и словесного подтверждения. Чем старше становятся дети, тем чаще воспитатель применяет практические методы, тренируя навык у детей или положительную привычку. Еще одна классификация методов воспитания, которая используется, имеет деление по составляющим структуры личности человека, т.к. для формирования социально-значимого поведения группы методов должны воздействовать на все структуры личности:

1. Методы развития сознания – это основа мировоззрения ребенка, его интеллектуальная база, знание норм и правил поведения в социуме. Чем более богата и вариативна эта область, тем больше у ребенка возможностей делать отбор вариантов для социально правильного поведения. В эту группу входят все словесные и наглядные методы из предыдущей классификации.

2. Методы формирования социально-положительного поведения дошкольников – это использование знаний не только в играх и на занятиях, но и применение их на практике, многократное повторение в разных ситуациях. Первоначально это делается под руководством взрослого человека, а затем дети тренируют навык самостоятельно.

3. Методы стимулирования (или формирования чувств) – это побуждение к более быстрому усвоению действия с помощью воздействия на чувства ребенка. Поэтому используется похвала, порицание, одобрение, создаются ситуации успеха. Дети реагируют даже на незначительное неодобрение значимого для них человека: мамы или папы, любимого воспитателя или бабушки. Формы воспитательной работы используются самые разнообразные, т.к. методы стимулирования применяются в сочетании с методами развития сознания и формирования поведения. Эмоциональная реакция родителей на действия ребенка - действенный метод воспитания.

Данная классификация  методов воспитания чаще всего применяется  в детских садах, лучше всего  способствует воспитанию дошкольников. Эмоциональная сфера дошкольников пока неустойчивая, лабильная, характеризуется  перепадами в  настроении детей, поэтому  чаще рекомендуется задействовать  положительные чувства дошкольников, т.к. испытав удовольствие от действия один раз, малыш захочет повторить  это снова.

 


Информация о работе Общие методы воспитания