Объект и предмет семейной педагогики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:54, лекция

Краткое описание

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объектом исследования многих наук, изучающих те или иные стороны ее развития и функционирования. Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др. Каждая из этих наук касается так или иначе вопросов воспитания детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи.
Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогике она является теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций. Философию семья интересует как важнейшая сфера самореализации человека. Испокон веков для человека семейная жизнь, воспитание детей в большей или меньшей степени сопряжены с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиски смысла жизни, любви, красоты, истины; соотношение добра и зла и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар семейная пед-ка.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

В условиях социально-экономического кризиса в России семейная политика государства имеет особое значение и должна быть направлена на создание благоприятного пространства для функционирования семьи, придание реформам "семейного аспекта", превращение семей в движущую силу проводимых преобразований, на проведение экспертизы государственных решений с точки зрения воздействия на жизнедеятельность семьи и регулирование социальной напряженности в обществе на основе развития партнерских отношений семьи и государства.

Кроме того, как отмечается в официальном обзоре Российской Федерации в связи с подведением итогов Международного года семьи, представленном на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, роль демократического государства в процессах развития семьи "должна состоять в проведении адекватно провозглашенным целям законодательного регулирования, распределении ресурсов, находящихся в его распоряжении, проведении политики экономического поощрения действий, направленных на цели социально- экономической поддержки семьи и женщины, принимаемых иными участниками процесса -- предпринимателями, общественностью, частными лицами".

5). Начиная с 1992 года в России рождаемость упала ниже уровня простого воспроизводства и составляет сейчас, по разным данным, от 1,4 до 1,6 ребенка на женщину. Началась депопуляция, или, что одно и то же, вымирание страны. Минимум рождаемости  (1.3 ребенка на женщину) приходится на 2002 год, современное увеличение рождаемости связывают с приходом последнего многочисленного молодого поколения 80-х годов, с вкладом традиционно многодетных семей иммигрантов с Кавказа и Средней Азии, и с успехамигосударственной демографической политики. В 2009 году по данным Федеральной службы государственной статистики  численность населения России стабилизировалась . На  2010 год по данным переписи численность постоянного  населения в России составляет 142,8 млн человек.  С  2002 года она  упала на 2,3 млн человек.

Россия - единственная страна в <восьмерке> крупнейших развитых государств, где в минувшее десятилетие убывало население.  Согласно прогнозу ООН, при сохранении существующей демографической ситуации в России, уровня смертности и рождаемости, к середине текущего столетия численность населения России уменьшится со 142,8 до 101 млн. человек (1).

Отечественный прогноз, составленный Госкомстатом РФ и демографом Е.Андреевым, таков: при сохранении существующей демографической ситуации в России население составит 2000 г. - 145,6 млн. человек; 2010 г. - 138,7; 2020 г. - 131,2; 2030 г. - 121,1; 2040 г. - 108,3; 2050 г. - 93,8 млн. человек. Как видно, прогноз расходится с данными Росстата.

Демографическая ситуация в России в конце 20 века характеризовалась одновременным падением рождаемости и ростом смертности населения (так называемый «русский крест»). В настоящее время рождаемость медленно растет, а смертность снижается. Тем не менее  депопуляция коренных народов России продолжается.

Основной причиной депопуляции современной России является снижение рождаемости ниже уровня простого воспроизводства. Например, за 1986-2001 гг. уровень воспроизводства населения России сократился в целом на 43,4%, в том числе на 43,395% — за счет снижения рождаемости, и на 0,005% — за счет роста смертности. Если принять общее снижение нетто-коэффициента за 100%, то 99,9999% этого снижения обусловлено падением рождаемости, и лишь 0,0001% — ростом смертности. Современный рост рождаемости и рекордные значения коэффициента рождаемости очень далеки еще от необходимых для выживания страны 2,15-2,3  детей на женщину за всю её жизнь.

До этого в течение многих тысячелетий во всех странах мира людей рождаемость держалась на очень высоком уровне. Многодетные семьи в России еще недавно были обычным делом. Многодетными были Илья Ульянов и Николай Романов. (Отметим в скобках, что и в этих, и во всех других случаях многодетность в царской России отнюдь не была синонимом нищеты и плохого образования детей).  Высокая смертность, особенно детская смертность, приводила к тому, что до начала 20-го века в России большинство рожденных детей умирало, не достигнув репродуктивного возраста, и, тем не менее, численность населения сдерживалось только площадью посевных, то есть, количеством доступной пищи.

Демографическая ситуация в России 19-го – начала 20-го веков была совершенно другой, чем сейчас. За период с 1861-1913 гг средний прирост населения составил 1,49%, причем по некоторым губерниям, например, Екатеринославской в 1896-1897 гг он доходил до 3,0% в год.

За период 1876-1913 гг рождаемость в России уменьшилась с 5,02% до 4,31%. Смертность за этот период изменилась с 3,49% до 2, 74%.

За 100 лет с 1800 по 1900 г среднегодовой естественный прирост населения в Россиипри такой большой смертности составил 1,03%, в результате чего население выросло более чем в 2 раза.

Депопуляция началась в конце 20 века, в 1992 году. Падение рождаемости в Европе началось во второй половине 19 века. Именно тогда возникла тенденция, которая привела к существующей демографической ситуации в России.

С периода 1859-1863 по период 1909-1913 гг рождаемость в России упала с 5,01 до 4,4%, т.е. на 12%, в Германии с 3,69 до 2,9% (на 21,4%), в Англии с 3,48 до 2,47% (на 29%), в Швеции с 3,39 до 2,43% (на 28,3%), во Франции с 2,69 до 1,91 (на 29%). Рождаемость в России в тот период была на 130% выше, чем во Франции. Сейчас рождаемость в России составляет всего 0,66%.

Еще в 1927 году в Подмосковье средняя семья имела 7 детей.

Сейчас рождаемость падает во всем мире. Это касается всех стран, включая страны с высокой рождаемостью, например, Китай или Афганистан.

В ряде стран рождаемость сейчас ниже, чем в России. Например, в Гонконге она всего 1 ребенок на женщину, хотя Гонконг населен китайцами.

То же самое и в Японии, хотя там нет российской сверхсмертности.

Демографическая ситуация в России не является результатом антироссийской диверсии или антинародной политики правящих классов. Демографический кризис в России является частью общемирового демографического кризиса, и причина его в переходе от патриархального общества, в котором родители были экономически заинтересованы в детях как в работниках, к капитализму, при котором работниками являются чужие люди, а дети становятся нежелательными иждивенцами. Рыночная экономика при нерыночном, патриархальном способе производства людей, бесплатность детей для общества при высокой стоимости их для родителей - вот причина депопуляции индустриального общества.

Таким образом, причина демографической ситуации в России и в Китае, в Германии и Сомали, в Японии и в Афганистане одна и та же. Эта причина - рентабельность детопроизводства. Там, где она отрицательна, рождение и воспитание детей оборачивается для родителей убытками и ведет к нищете, дети нежелательны, их имеют по минимуму и население сокращается. Там, где она положительна, где дети работают на родителей и являются источником достатка, семьи многодетны и население страны быстро растет.

Для изменения демографической ситуации в России необходима принципиально новаяпенсионная реформа, проект которой выложен на данном сайте. Её суть сводится к участию родителей  в доходах собственных детей, приватизации пенсионных отчислений детей, удалению Пенсионного фонда из цепочки посредников между детьми и их родителями. При этом дети опять начинают приносить доход родителям, многодетность становится экономически целесообразной и в условиях рыночной экономики. В результате действия этого фундаментального фактора  в течение 30-50 лет рождаемость опять вырастет до 3-4 детей на женщину, а за 100 лет вернется к уровню 7 детей на  женщину, который существовал в России 100 лет назад. 

Конечно, эта система позволяет задать какой угодно уровень рождаемости. Если пенсионные отчисления четвертого и последующих детей направить не родителям, а в пенсионный фонд или в бюджет, мотивация иметь более трех детей ичезнет и большинство семей станет трехдетными. Единственное условие - суммарный размер пенсоионных отчислений трех детей должен превышать суммарную зарплату женщины на производстве за всю её жизнь. Иначе семья останентся неконкурентоспособной по сравнению с работой. Это регулируется размером пенсионых отчислений.

Другие подходы дают  временный эффект (например, существенные выплаты за рождение детей в Скандинавии привели только к сдвигу календаря рождений, т.е. родители спешили родить запланированных детей пораньше, пока выплаты не отменены, но число запланированных детей не увеличивалось и вслед за ростом рождаемости наблюдался глубокий провал. Подобное явление развивается и сейчас в связи с выплатами "материнского капитала"). Некоторые из подходов могут увеличить рождаемость (например, инициатива Жириновского по покупке государством "отказных" детей у собирающихся делать аборт женщин, или предложение Миронова нанимать сурроггатных матерей для рождения нужных государству, но ненужных родителям детей), приводя к росту сиротства и усугубляя проблемы детских домов. Привлечение мигрантов в перспективе приводит не только к замещению коренного населения пришлым, но и к замещению культуры.  Надо отметить, что импорт детей-сирот, который предлагает тот же Жириновский, к замещению русской культуры чужой культурой не приведет.

 

 Семинар № 3.

1). Появление ребенка в семье  является серьезным испытанием  для родителей. Освоение и формирование  роли отца или матери - важнейшая  задача личностного развития  в период взросления и проверка  на прочность семейных отношений.  

Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины.    

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении.

- Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен  меня любить и уважать»).

- Ловушка нормальности, или «все  как у людей»- отказ от понимания  и принятия уникальности своей жизни и жизни членов своей семьи.

- Ловушка подарка (« Я ему  все покупаю, что захочет») – игнорирование  личностного общения.     

Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер: « Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: « Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования».      

Идеальный вариант - когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию. Отец –  такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели женского и мужского поведения.

При воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты.

-  Ребенок - не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок- воспитатель себя.

-  Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.

- На детей влияют не только  преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени  все особенности поведения родителей - в том числе ни взрослым, ни  ребенком не осознаваемые.    

Осложнить процесс воспитания психологически здоровой личности могут отсутствие в семье одного из родителей; наличие у членов семьи психологически асоциальных зависимостей (вредные привычки); проживание в семье тяжело больного человека.     

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

- выраженное переживание удовольствия  от общения с близкими людьми;

- ощущение свободы, автономности  при общении с родителями;

-  уверенность в своих силах и самодостаточность;

- умение видеть свои недостатки  и способность просить помощь  у окружающих;

-  способность разграничить ошибку и свою личность.  

3). Взаимоотношения поколений можно  рассматривать в различных аспектах: как исторически и культурно  изменчивое явление; как психологическое наследование; как личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков.

Исторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе. В так называемых традиционных обществах образ человека старшего поколения был тесно связан с категорией жизненного опыта, его постепенного накопления и передачи молодым. Обычаи, традиции, преемственность, наследие – все эти механизмы общественного бытия предполагают уважение к предкам и высокий авторитет старших. Однако характер отношений между поколениями не остается неизменным. Особенно существенные перемены произошли во второй половине XX столетия.

Известный американский этнограф М. Мид предлагает различать три исторических типа культур: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные. В постфигуративной культуре (традиционной, патриархальной) изменения происходят так медленно постепенно, что деды, держа в руках новорожденных внуков, представляют их будущее по образу собственного прошлого. Представитель старшего поколения в таком обществе – «законченный образец жизни, как она есть», прожитое им – схема будущего; для его детей. Взаимоотношения возрастных слоев четко регламентированы, каждый знает свое место.

Темпы развития современного общества стремительны. В мире, где предстоящее неизвестно, знания и опыт старших часто не могут найти применения, а иногда становятся даже вредными в силу совершенно изменившихся условий, обстоятельств, законов. Человек, скорее, вынужден учитывать мнения ученых, ориентироваться на взгляды и поведение современников; и дети, и взрослые учатся у сверстников и даже более того – взрослые учатся у своих детей. Авторитет старших уже не может служить главной , опорой для молодых.

События, необратимо изменившие отношение человека к миру природы и к человеку (компьютеризация, атомная энергетика, глобальная информатизация, открытия в области генетики вплоть до локирования живых существ, космические исследования и оружие массового уничтожения), привели к разрыву преемственности жизни, к конфликту между поколениями.

Информация о работе Объект и предмет семейной педагогики как науки