Одарённость и школьные достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 23:48, реферат

Краткое описание

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Содержание

1. Определение понятий « одаренность» и «одаренный и ребенок».
2. Типология одаренности.
3.Методы работы.
4.Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися.
5.Условия успешной работы с одаренными учащимися.
6.Стратегия работы с одаренными детьми в начальной школе.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

печать Одар.дети Курбатова.docx

— 34.88 Кб (Скачать файл)

Одарённость и  школьные достижения.

1. Определение понятий « одаренность»  и «одаренный и ребенок».

2. Типология одаренности.

3.Методы работы.

4.Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися.

5.Условия успешной работы с одаренными учащимися.

6.Стратегия работы с одаренными детьми в начальной школе.

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение  понятий « одаренность» и «одаренный  и ребенок».

 

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни  качество психики, которое определяет возможность достижения человеком  более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или  имеет внутренние предпосылки для  таких достижений) в том или  ином виде деятельности.

            На сегодняшний день большинство  психологов признает, что уровень,  качественное своеобразие и характер  развития одаренности - это всегда  результат сложного взаимодействия  наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного  деятельностью ребенка (игровой,  учебной, трудовой). При этом особое  значение имеют собственная активность  ребенка, а также психологические  механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования  и реализации индивидуального  дарования.

Детский возраст - период становления  способностей и личности. Это время  глубоких  интегративных процессов  в психике ребенка на фоне ее дифференциации.  Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности.  Поступательность этого процесса, его задержка или  регресс определяют  динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской  одаренности. Существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными" - "одаренные дети встречаются крайне редко". Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

2. Типология одаренности.

Понимание типологии одаренности – это  первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. В обширной психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам одаренности, рассмотрим некоторые из них.

Одаренность общая и специальная

Исследователи традиционно спорили о том, существует ли так называемые «общая одаренность» как универсальная способность или дар всегда конкретен и проявляется только в одной или нескольких сферах.

Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность – интегральное (суммарное общее) личностное свойство. Иначе говоря,–если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.

Но также  традиционно существует и другая точка зрения. Сторонники ее полагали, что видов одаренности существует столько, сколько может быть найдено точек приложения человеческой активности. Согласно этому подходу, одаренность всегда конкретна, и нельзя говорить об одаренности вообще, нужно говорить об одаренности музыкальной, математической и т. д.

Однако  исследования специалистов убедительно  свидетельствуют в пользу того, что одаренность интегральное свойство личности.

Специализированная  одаренность в природе – большая  редкость.

Этот  вопрос нужно рассматривать и  в возрастном аспекте. Одаренность  на разных возрастных этапах (старший  дошкольный и младший школьный возраст) менее дифференцирована и должна преимущественно рассматриваться как универсальная (общая) способность. Но с возрастом на генетический фон накладывается влияние средовых факторов. В результате одаренность приобретает предметную направленность, реализующиеся в каком-либо виде деятельности. В этот период большинству детей далеко не безразлично, чем заниматься.

Существует деление одаренности  на четыре группы:

  • Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
  • Дети с высоким уровнем творческих способностей;
  • Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.) эту категорию чаще называют талантливыми;
  • Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Творческая и интеллектуальная одаренность.

Экспериментально было выявлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. В этом случае человек может быть успешен в учении, но беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. В отличие от этого высокий уровень креативности, как правило, невозможен без высокого уровня развития интеллектуальных способностей (способностей к конвергентному, логическому мышлению).

Есть  у этого явления и возрастной аспект. В психологии есть понятие  «наивная креативность». Еще Л. С. Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. На ранних возрастных этапах (дошкольный, младший школьный возраст) высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству (креативность) в дальнейшем быстро снижается.

Специалисты по работе с  одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают  в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах  гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе  семейных ценностей.

С чем связана одаренность  ребенка?

Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем  ребенке познавательные потребности  и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.

1. Родители постоянно  предлагают детям какие-то развивающие  игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем  эту книгу, сходим в этот  музей... При определенной настойчивости  и последовательности такая стратегия  приносит результаты. Но нередко  у ребенка возникает внутренний  протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.

2. Родители препоручают  определение способностей и развитие  их в ребенке специально подготовленным  людям. Услуг такого рода предлагается  сейчас очень много. Это и  группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе,  и всевозможные специализированные  классы в школах. Разумеется, при  хорошем уровне таких услуг  польза для ребенка несомненная.  Но при условии, что родители  не собираются полностью переложить  заботы о его развитии на  плечи специалистов.

3. Родители не стремятся  тотально контролировать развитие  способностей ребенка, зато предоставляют  ему возможности для выбора  и стараются подобрать хорошую  школу. Самое главное в таких  семьях - атмосфера ярких познавательных  интересов самих родителей. Они  сами постоянно увлечены каким-то  делом, много читают, в телепрограммах  выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку,  но предоставляя ему возможность  самому найти подходящее занятие.  Как оказалось, такая стратегия  саморазвития - самая эффективная.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка  не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности  имеет отношение к школе и  находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность  в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в  спорте к школе тоже, пожалуй, прямого  отношения не имеет. Часто такой  ребенок чувствует себя в школе  не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

Для успеха в общеобразовательной  школе важны другие типы одаренности.

Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют  такую способность независимо от трудности предмета и собственных  интересов. Это так называемая академическая  одаренность. У детей с этим видом  одаренности школьная жизнь значительно  легче, их успехи радуют родителей. А  впоследствии им проще получить хорошую  специальность и добиться успехов  в работе. Принято считать, что  каких-то особенных высот такие  дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т. д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего  зависят от их отношения, интереса к  предмету и его преподавателю. Они  могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и так себе по другому.

Особый вид одаренности - творческая одаренность. Имеются в  виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная  жизнь.

Как живется одаренным  детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей  с конкретным видом одаренности  и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в  школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К "интеллектуалам" в  школах относятся снисходительно. Восхищаются  их способностями в одной области (например, физике или математике) и  прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные  способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники  достигают очень высоких результатов  в своей области, в обычной  массовой школе они почти перестают  бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться  их достижениями издалека. Эмоциональное  неблагополучие такие дети нередко  испытывают из-за высокой конкуренции  в своей "профессиональной" среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и  сверстников, подвергаются насмешкам  и чуть ли не травле. Стало быть, выход  в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.

Не все специалисты  согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен  в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие  по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В  этом случае проблемы в общении будут  возникать. Но это скорее издержки семейного  воспитания, а вовсе не атрибут  творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Как распознать одаренность  ребенка?

У всех одаренных детей  отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей  деятельностью (в определенной области).

Информация о работе Одарённость и школьные достижения