Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 11:53, дипломная работа
Цель исследования: выполнить теоретический анализ литературных источников по проблеме обогащения знаний о детской литературе посредством ознакомления старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме исследования.
Составить перспективный план НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Разработать рекомендации к организации работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Изучение проблемы обогащения знаний старших дошкольников о детской литературе
7
1.2. Специфика средств художественной выразительности в книжной иллюстрации
11
1.3. Характеристика творчества художника-иллюстратора Е.И. Чарушина
14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА Е.И. ЧАРУШИНА
2.1. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией
19
2.2. Формы и методы работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Взаимосвязь различных видов деятельности.
1. НОД на тему «Знакомство с творчеством художника Е.И. Чарушина»
Цель: Познакомить детей с творчеством Е.И. Чарушина, его добрым и внимательным отношением ко всему живому; обратить внимание детей на своеобразие художественной манеры в изображении птиц и животных.
Материал: Портрет Е.И. Чарушина, книги с его иллюстрациями.
Ход:
1. Воспитатель выставляет портрет Е.И. Чарушина, предлагает детям послушать рассказ о писателе и художнике.
2. Детям предлагают рассмотреть, как художник рисует маленьких животных, передает их характерные особенности.
3. Самостоятельная работа детей: изображение пушистых животных.
4. Выставка рисунков. (Приложение 1)
2. НОД на тему «Угадай, кто что делает»
Цель: Повести детей к пониманию того, как художник изображает движение, позу, жест животного и что они означают. Формировать художественное восприятие, умение в речи, пластике движений, изображении передавать воспринятые графические образы животных.
Материал: Иллюстрации Е.И. Чарушина в книгах «Детки в клетке», «Тюпа, Томка и сорока».
Ход:
1. Воспитатель показывает иллюстрации Е.И. Чарушина, предлагает детям разгадать по рисункам, кто из животных что делает.
2. Проведение
игры «Кто бежит, а кто сидит».
Детям предлагают рассмотреть
карточки с изображением
3. Самостоятельная работа детей: изображение животных в движении.
4. Выставка рисунков.
3. НОД на тему «Чтение рассказа Е.И. Чарушина «Волчишко»
Цель: Знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина; формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на особенности внешнего вида животных, определять художественные средства в передаче характерных образов животных;
познакомить детей со словом «анималист» и его значением, воспитывать интерес к книге и иллюстрации;
развивать умение передавать пушистость животного при помощи тычка в процессе рисования.
Материал: рассказ «Волчишко» Е.И.Чарушина; портрет Е.И.Чарушина; иллюстрации Е.И.Чарушина - волчонок, медвежата, лисенок, олененок; листы бумаги; тычки-кисточки; цветная гуашь; салфетки.
Ход:
1. Воспитатель
предлагает детям послушать
2. Рассматривание иллюстраций:
- Какими изобразил Чарушин медвежат? (маленькие, неуклюжие, косолапые, мохнатые, большеголовые, добрые, смешные, несмышленые, с большими сильными лапами, с пушистой бурой шерстью, с любопытными глазками).
- Каким изобразил Чарушин лисенка? (маленьким, беззащитным, рыженьким, пушистым, кричащим, испуганным и т.д.)
- Как
художник изобразил испуг
- Каким олененок изображен на картине? (беззащитный, маленький, слабенький, рябенький с белыми пятнышками, с большими внимательными глазами, длинноногий и т.д.)
- Какие цвета использовал художник изображая животных? (натуральные – серые, белые, коричневые)
- Каким
планом изображал художник
3. Самостоятельная работа детей: изображение животных в движении.
4. Выставка рисунков.
4. Серия НОД на тему «Чтение произведений Е.И. Чарушина с рассматриванием иллюстраций:
- «Зайчиха с зайчатами», «Медведица с медвежатами».
- «Волчонок», «Зайчата», «Тигренок», «Олененок», «Медвежата», «Рысёнок».
- «Волк», «Барс», «Кот-охотник», «Катание», «Волк и семеро козлят», «Зайчонок и медвежонок», «Зайцы пляшут».
Цель: Продолжать знакомить дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина; формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др.), рассказывать о них; воспитывать доброе отношение к животным.
Активизировать словарь, обогащать новыми понятиями (писатель, художник-иллюстратор, анималист).
Материал: книги с иллюстрациями Е.И.Чарушина.
Ход:
1. Воспитатель
предлагает детям послушать
2. Беседа о творчестве Е.И. Чарушина, об особенностях и приемах создания художественных образов животных. Рассматривание иллюстраций художника с выделением характерных особенностей персонажей.
5. Чтение детям рассказов о животных, русских народных сказок и авторских рассказов, иллюстрированных Е.И. Чарушиным:
- С. Маршак «Детки в клетке»,
- М. Горький «Воробьишко»,
- русские народные сказки «Курочка Ряба» и «Теремок»,
- авторские рассказы «Яшка», «Глупые обезьяны», «Щур», «Волчишко», «Что за зверь?», «Хитрая мама», «Свинья», «Гаяр», «Большие и маленькие».
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством известного художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. Познакомить детей с русскими народными сказками, рассказами о животных, авторскими рассказами. Учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к собственным произведениям, замечать средства выразительности, особенности движения, шерстки животных, выражения глаз и др.; воспитывать доброе отношение к животным.
Материал: книги с иллюстрациями Е.И.Чарушина.
Ход:
1. Воспитатель
предлагает детям послушать
2. Рассматривание иллюстраций художника с выделением характерных особенностей персонажей.
6. «Волшебный мир иллюстраций»
Цель: 1. Расширить представление детей о творчестве писателя и художника Е.И.Чарушина.
2. Познакомить детей с понятием «художник-анималист»
3. Развивать наблюдательность, анализировать, сравнивать предметы.
4. Развивать художественное восприяттие иллюстраций.
5. Показать особенности
6. Учить детей изображать
7. Формировать представление о
благоприятном влиянии общения
Материал: авторские рассказы и иллюстрации Е.И. Чарушина «Про зайчат», «На нашем дворе», «Про Томку», «Курочка», «Волчишка»
Ход:
1. Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по страницам книг.
Рассматривание иллюстраций Е.И. Чарушина.
2. Игра «Повтори движение».
3. Ролевая гимнастика.
4. Самостоятельная работа детей: изображение животных в движении.
5. Выставка рисунков.
7. Итоговое занятие по творчеству Е.И. Чарушина
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина, выделяя особенности изображения животных автором. Расширять представление о нём, как о художнике-иллюстраторе детских книг.
Развивать художественное восприятие произведений Е.И. Чарушина. Развивать умение активно и творчески применять способы изображения в рисовании. Формировать умения детей рисовать «тычком», используя два цвета. Закреплять технические умения в рисовании: рисовать аккуратно, правильно держать кисть при тычковании. Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве, как виде творческой деятельности детей.
Материал: альбомный лист, палитра, гуашь 2-х цветов, кисти, иллюстрации Е.И.Чарушина, оборудование к д/игре «Кто потерял»
Ход:
1. Вступительная беседа, обзор произведений Е.И.Чарушина.
2. Рассматривание выставки иллюстраций. Сравнение рисунков Е.И.Чарушина и Рачева. Задание: выбрать рисунки Е.И. Чарушина.
3. Создание рисунков к рассказам Е.И. Чарушина.
4. Выставка рисунков.
Знания, полученные в ходе НОД, закрепляются в процессе специальных игр.
Игры по ознакомлению детей
с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина
Игра «Узнай, какой художник меня нарисовал?»
Цель: Закрепить у детей представление об особенностях средств выразительности, используемых художниками-иллюстраторами Е.И. Чарушиным и Ю.А. Васнецовым.
Материал: карточки-иллюстрации, изображающие разных животных, выполненные художниками Е.И. Чарушиным и Ю.А. Васнецовым.
Ход:
Играют 3-4 ребёнка. У каждого несколько карточек с иллюстрациями двух художников. Детям предлагается разобрать картинки по группам, т.е. в одну группу - рисунки Чарушина, в другую - рисунки Васнецова. Объяснить, почему так подобрали. Как узнали?
Игра «Угадай, какие звери в этом домике живут?»
Цель: Упражнять детей в видении своеобразия художественного языка двух иллюстраторов: Е.И. Чарушина и Ю.А. Васнецова.
Материал: два нарисованных домика-книжки в стиле Е.И. Чарушина и Ю.А. Васнецова.
Ход:
На полке стояли интересные книжки. Днем их рассматривали дети, а вечером животные выпрыгнули из книжек, собрались вместе и стали хвастаться. Одни кричали: «Мы сказочные, мы нарядные!», а другие говорили: «Зато мы как настоящие!». Стали они хороводы водить и забыли, в какой книжке, в каком домике живут. Поможем им свои дома-книжки отыскать.
Рассмотрим домики. Это сказочный теремок, а это – настоящая избушка лесника. Покажем каждому животному его дом.
Дети по очереди выполняют задание, при этом рассказывают, почему они относят то или иное животное к определённому домику.
Игра «Угадай-ка»
Цель: Упражнять детей в умении соотносить содержание потешки с иллюстрацией. Закреплять у детей представление о связи рисунка с текстом. Развивать зрительное восприятие, учить видеть творческую манеру изображения художника, его умение по-своему раскрывать текст, обогащая его изобразительно.
Материал: иллюстрации художников Е.И. Чарушина, Ю.А. Васнецова, В. Сутеева к потешкам.
Ход:
Дети сидят за столами, у каждого набор иллюстраций названных художников.
Воспитатель читает потешки, а дети должны найти иллюстрацию к прочитанной потешке.
Следующая интересная форма работы по ознакомлению с творчеством Е.И. Чарушина – викторины.
Цель викторин:
С детьми старшего дошкольного возраста можно провести викторины по книгам Е.И. Чарушина «Хвостатые секреты» (Приложение 2), «Мир писателя-натуралиста Евгения Чарушина». Викторины содержат занимательные вопросы и задания, требующие организации предварительной работы: знакомство детей с жизнью и творчеством Е.И. Чарушина, выставка книг Е.И. Чарушина в группе, чтение детям книг Е.И. Чарушина: «Тюпа», «Томка и сорока», «Про больших и маленьких», «Про Никиту», «Про Томку», «Моя первая зоология» и т. д.
Ещё одна форма работы по ознакомлению с творчеством художника Е.И. Чарушина - книжный уголок. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой.
Основными целями книжного уголка, по мнению В.В. Гербовой, являются:
Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Когда воспитатель знакомит детей с творчеством Е.И. Чарушина и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя, надо выставить их и не гоняться за количеством.