Опека и попечительство над несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

Каждый ребенок согласно ст.54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) имеет право жить и воспитываться в семье. "Жизнь ребенка в семье предпочтительна со всех точек зрения. Конечно, "имеется в виду семья, - правильно уточняет доктор юридических наук, профессор А.М. Нечаева, - не приносящая вреда воспитанию несовершеннолетнего". Но это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав, и тогда ребенок остается вне семьи, без попечения родителей. В случае, когда ребенок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к атмосфере семьи кровных родителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Семейное право.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

 

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

Каждый ребенок  согласно ст.54 Семейного кодекса  Российской Федерации (далее - СК РФ) имеет  право жить и воспитываться в  семье. "Жизнь ребенка в семье  предпочтительна со всех точек зрения. Конечно, "имеется в виду семья, - правильно уточняет  доктор юридических наук, профессор А.М. Нечаева, - не приносящая вреда воспитанию несовершеннолетнего". Но это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав, и тогда ребенок остается вне семьи, без попечения родителей. В случае, когда ребенок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к атмосфере семьи кровных родителей.

Практика социальной помощи детям-сиротам в России имеет  свои глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917 г. была связана, прежде всего, с милосердием и благотворительностью.

В 20-х годах  в стране стала развиваться достаточно разветвленная система социального обеспечения детей-сирот, которая включала детские дома различных категорий (дошкольные, для учащихся, с профессиональным обучением, лечебные, для инвалидов, и др.), а также трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых детей, которые в большинстве своем были сиротами или потеряли связь с семьей.

В современных  условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро  стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. На протяжении почти всего ХХ века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей.

Обездоленные  дети-сироты, дети, брошенные и покинутые  своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так  называемом призрении (заботе) со стороны  государства. В настоящее время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст. 20 Конвенции о правах ребенка1.

Широко распространилось такое явление, как социальное сиротство, когда дети являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа социальных – сирот являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

Институт опеки  и попечительства является гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, а также органами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы ГК2.

Наряду с  этими общими гражданско-правовыми  нормами в СК имеются правила об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних детей. Они отражают специфику, которая проявляется в самих целях установления опеки (попечительства) над детьми, субъектах, в отношении которых устанавливается опека (попечительство), в правах участников правоотношений по опеке, попечительству, а также в порядке их установления и прекращения.

Институт опеки  и попечительства наряду с усыновлением и приемной семьей играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Благодаря установлению опеки (попечительства) несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.

Опека — форма  устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство  — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Опека устанавливается  над малолетними детьми в возрасте до 14 лет, попечительство — над несовершеннолетними  в возрасте от 14 до 18 лет. Теоретически возможно, практически целесообразно, законодательно допустимо установление опеки над детьми в возрасте от 14 до 18 лет, если они признаны в судебном порядке недееспособными в силу психического заболевания, которое не позволяет им осознавать значение своих действий или руководить ими адекватно своему возрасту. Закон закрепляет за несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет частичную гражданскую дееспособность, дозволяя им совершать различные гражданско-правовые сделки (ст. 26 ГК), признавая их деликтоспособными (ст. 1074 ГК), а также способными нести уголовную ответственность с 16 лет, а за некоторые преступления — с 14 лет (ст. 20 УК РФ) и административную ответственность за правонарушения с 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ), предоставляя им права в области трудовых, семейных и других отношений. Именно поэтому продолжение опеки над детьми, достигшими 14 лет, но неспособными в силу своего психического состояния самостоятельно реализовать предоставленные законом права, исполнять возлагаемые законом и приобретаемые по договору обязанности и нести ответственность за свои действия и поступки, также призвано обеспечить интересы таких детей.

Сказанное позволяет  утверждать, что в основе различения опеки и попечительства над несовершеннолетними лежит не только возраст подопечного, но и объем его дееспособности, который, в конечном счете, влияет на объем прав и обязанностей опекунов и попечителей.

Возраст подопечного, а в некоторых случаях и  его психическое состояние являются правообразующими условиями наряду с другими основаниями для установления опеки и попечительства.

Непосредственным  основанием к установлению опеки  и попечительства над несовершеннолетними служат отсутствие у них родителей, усыновителей, признание в судебном порядке этих лиц безвестно отсутствующими либо объявление их умершими, лишение судом родителей родительских прав, а также иные случаи, когда такие граждане остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов3.

Законом допускается  установление опеки (попечительства) также  над детьми, которые имеют родителей (ст. 145, 121 СК). Дети передаются на воспитание опекуну (попечителю), если родители не проживают с детьми, не осуществляют своих обязанностей по воспитанию и защите прав и интересов детей (в случае отобрания детей у родителей без лишения родительских прав). Это не всегда связывается с виновным поведением родителей и как следствие лишением их родительских прав. Невозможность для родителей длительное время заниматься воспитанием своих детей может быть вызвана болезнью, в том числе душевным заболеванием, при котором они сами находятся под опекой. Опека (попечительство) над детьми может устанавливаться в связи с временным отсутствием родителей в месте жительства детей, если они осуждены к лишению свободы, находятся в длительной командировке или отсутствуют по иным причинам. Закон не устанавливает продолжительности временного отсутствия, которое может вызвать необходимость установления опеки (попечительства). В литературе встречались предложения об установлении 3-месячного срока. Необходимость установления опеки в случае временного отсутствия родителей может и не возникать, если ребенок передается временно на воспитание родственникам или другим лицам. Длительное же отсутствие родителей в некоторых случаях может рассматриваться как уклонение родителей от воспитания ребенка4.

Таким образом, отсутствия родительского попечения  в качестве единственного юридического факта для установления опеки или попечительства еще недостаточно, так как ребенок может находиться на попечении других лиц. Опека или попечительство устанавливается, если ребенок нуждается в защите своих интересов и в устройстве в семью либо детское учреждение. Нуждаемость такого рода наряду с отсутствием родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, приемных родителей), является обязательным основанием для установления опеки (попечительства). Если же ребенок находится в семье фактических воспитателей, нет необходимости в помещении его в семью опекуна или попечителя.

Характеризуя порядок  установления опеки и попечительства, следует отметить значительную роль органов опеки и попечительства. В качестве таких органов закон называет органы местного самоуправления (ст. 34 ГК, п. 2 ст. 121 СК). Несмотря на смену органов, занимающихся вопросами опеки и попечительства, выполняемые ими функции в отношении несовершеннолетних детей остались практически теми же. Они выявляют детей, оставшихся без родительского попечения и нуждающихся в защите, ведут учет таких детей, определяют ребенка временно, до назначения опекуна (попечителя), в детское учреждение, осуществляют действия подготовительного характера по подбору опекуна (попечителя). Решение же об установлении опеки (попечительства) принимает руководитель органа местного самоуправления.

Установление опеки (попечительства) происходит путем назначения опекуна или попечителя. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами (п. 1 ст. 35 ГК).

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане (ст. 35 ГК, п. 1 ст. 146 СК). Психически больные лица, даже если они не признаны судом недееспособными, а также хронические алкоголики или наркоманы не допускаются к исполнению опекунских обязанностей (п. 3 ст. 146 СК). В соответствии с п. 2 ст. 35 ГК и п. 1 ст. 146 СК не могут назначаться опекунами и попечителями также граждане, лишенные родительских прав.

При назначении опекуна (попечителя) должны учитываться  также его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя (п. 3 ст. 35 ГК, п. 2 ст. 146 СК). Выполнение обязанностей опекуна связано главным образом  с воспитанием ребенка, чья психика восприимчива, к примеру, взрослых, их поведению в семье и в обществе. Поэтому не назначаются опекунами (попечителями) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекуна (попечителя), ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине (п. 3 ст. 146 СК). Наличие судимости у будущего опекуна и попечителя также может служить препятствием к назначению его опекуном (попечителем)5.

Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.

Опекун или  попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.

Временное пребывание подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного.

Опекуны или  попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Основанием  возникновения отношений между  опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

Информация о работе Опека и попечительство над несовершеннолетними