Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.
Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.
Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.
Методы исследования: Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
Педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ 34

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в
средних классах……………………………………………………………................................3
1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ….5
1.2. Технология наглядного обучения…………………………………………………………9
1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14
1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17
Выводы по I главе………………………………………………………………………………24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26
2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения……….26
2.2. Разработка урока по истории без использования наглядного метода обучения………28
2.3.1. Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….29
Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30
Заключение………………………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая о наглядности.docx

— 26.99 Кб (Скачать файл)

Бийск - 2011 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………………....3

Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных  средств обучения в

средних классах……………………………………………………………................................3

1.1. Принцип наглядности  в педагогических системах различных  ученых и педагогов ….5

1.2. Технология наглядного  обучения…………………………………………………………9

1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14

1.3.1. Классификация, виды  и типы средств наглядности  при обучении истории………..17

Выводы по I главе………………………………………………………………………………24

Глава II. Опытно-экспериментальная  работа по влиянию наглядных пособий  на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26

2.1. Разработка урока по  истории с использованием наглядного  метода обучения……….26

2.2. Разработка урока по  истории без использования наглядного  метода обучения………28

2.3.1. Сравнительный анализ  уроков………………………………………………………….29

Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30

Заключение………………………………………………………………………………………31

Список  литературы……………………………………………………………………………32

Введение

    В настоящее  время все большее  и большее  внимание на начальном  этапе  обучения отводится использованию   наглядных пособий. Это связано  с тем, что они имеют возможность  показать развитие явлений, их  динамику, сообщать учебную информацию  определенными дозами и управлять  индивидуальным процессом усвоения  знаний. Они стимулируют познавательные  интересы учащихся, создают при  определенных условиях повышенное  эмоциональное отношение учащихся  к учебной работе, обеспечивают  разностороннее формирование образов,  способствуют прочному усвоению  знаний, пониманию связи научных  знаний с жизнью, при этом экономя  время учителей.

     Область применения  наглядности при обучении никем  еще точно не определена. Практика  показывает, что наглядность   используется как при комплексном,  так и при аспектном обучении, все время расширяясь и углубляясь.

    Проблеме  наглядности,  принципу наглядности  в обучении  уделялось большое  внимание. Её исследованию Б.Б. Айсмонтаса[Айсмонтас  2002], Ю.К. Бабанского[Бабанский 1988], В.Г. Болтянского[Болтянский 1970], В.В. Давыдого[Давыдов 1996], Я.А. Коменского[Коменский 1982], А.Н. Леонтьева[Леонтьев 1983], Н.В. Модестого[Модестова 1962], Т.С. Назаровой[Назарова 1997], К.Д. Ушинского[Ушинский 1988], и др. В них рассматриваются роль и значение наглядности в образовании, формирований понятий и продуктивной деятельности учащихся. В связи с этим мы постараемся рассмотреть проблему управления вниманием школьников с помощью наглядных методов.

    Цель: раскрыть  возможности наиболее эффективного  использования наглядности на  уроках истории.

    Объект: средства  наглядности, используемые при  формировании знаний в процессе  обучения.

    Предмет: деятельность  учителя по подбору и использованию  средств наглядности на уроках.

      Методы исследования: Анализ педагогической литературы  по проблеме исследования.

Педагогический  эксперимент.

    База  исследования: МОУ СОШ 34

        Гипотеза: основывается на предположении  о том, что использование наглядных  средств способствует повышению  качества знаний и активизации  учебной деятельности учащихся.

       Задачи:

изучить психолого-педагогическую литературу;

определить роль наглядности  в процессе обучения школьников;

дать научное обоснование  наглядности, указать ее роль на уроке;

выполнить   сравнительный   анализ   результатов   работы   с   применением наглядности  и без нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Психолого-педагогические основы использования наглядных  средств обучения в средних классах 

1.1. Принцип наглядности   в педагогических  системах различных   учёных и педагогов 

     С давних  пор для лучшего усвоения и  запоминания используются наглядные  объекты и пособия. Благодаря  ним у учеников появляется  интерес к учебе, развивается  наблюдательность, внимание, мышление.

     Принцип наглядности  — один из старейших и важнейших  в дидактике — означает, что  эффективность обучения зависит  от целесообразного привлечения  органов чувств к восприятию  и переработке учебного материала.  Это «золотое правило» дидактики  сформулировал еще Я.А. Коменский. [Каменский 1982]. В процессе обучения  детям надо дать возможность  наблюдать, измерять, проводить опыты,  практически работать — через  это вести к знанию. Если нет  возможности дать реальные предметы  на всех этапах педагогического  процесса, используются наглядные  средства: модели, рисунки, лабораторное  оборудование и пр.[Каменский  1982]. Виды наглядности по линии  возрастания их абстрактности  можно, согласно концепции ТА. Ильиной, подразделить на:

естественную наглядность (предметы объективной реальности);

экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);

объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);

изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);

звуковую наглядность (магнитофон);

символическую и графическую  наглядность (карты, графики, схемы, формулы);

внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя) [Пидкасистый 1998].

     Однако  использование  наглядности должно быть в  той мере, в какой она  способствует  формированию знаний и  умений, развитию мышления. Демонстрация  и работа с предметами должны  вести  к очередной ступени  развития, стимулировать переход  от конкретно-образного и наглядно-действенного  мышления к абстрактному, словесно-логическому.

     Про наглядное  обучение К.Д. Ушинский писал  в своём учебнике "Родное слово": "Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое  строится не на отвлеченных  представлениях и словах, а на  конкретных образах, непосредственно  воспринятых ребенком: будут ли  эти образы восприняты при  самом ученье, под руководством  наставника, или прежде, самостоятельным  наблюдением ребенка, так что  наставник находит в душе дитяти  уже готовый образ и на нем  строит ученье [Ушинский 1988].

     Детская природа  ясно требует наглядности. Учите  ребенка каким-нибудь пяти неизвестным  ему словам, и он будет  долго  и напрасно мучиться над   ними; но свяжите с картинками  двадцать таких слов и —  ребенок усвоит их налету. Вы  объясняете ребенку очень простую  мысль, и он вас не понимает: вы объясняете тому же ребенку  сложную картину, и он вас  понимает быстро. Попробуйте одно  и то же происшествие рассказать  двум детям, одинаково способным:  одному — по картинкам, другому  без картинок, — и вы оцените  тогда все значение картинок  для ребенка... Показывание картинок  и рассказы по ним — лучшее  средство для сближения наставника  с детьми. Ничем вы не можете  так быстро разрушить стену,  отделяющую взрослого человека  от детей, и в особенности  учителя от учеников, как показывая  и объясняя детям картинки. Если  вы входите в класс, от которого  трудно добиться слова (а таких  классов у нас не искать  стать), — начните показывать  картинки, и класс заговорит, а  главное, заговорит свободно, непринужденно.  При наглядном обучении учитель,  так сказать, присутствует при  самом процессе формирования  языка в детях и может направлять  этот процесс. Причем главное  дело опять делает та же  картинка: она поправляет ложный  эпитет, приводит в порядок нестройную  фразу, указывает на пропуск  какой-нибудь части; словом, выполняет  на деле легко то, что учителю  на словах выполнить чрезвычайно  трудно [Ушинский 1988]...  Наглядность  обогащает круг представлений  ребенка, делает обучение более  доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и  мышление.

     Исходя  из  выше сказанного, мы можем выдвинуть  следующие законы наглядности,  которыми должен руководствоваться  современный учитель:

Лучше один раз увидеть, чем  сто раз услышать. То, что дети видят, будит мысль и лучше  запоминается.

Если иногда нет на лицо вещей, то можно вместо них применять  копии или изображения, пригодные  для обучения [Коменский 1982].

Используйте различные виды наглядности – натуральные объекты, схемы, картинки, карты, муляжи, изображения  на экране. Лучшее наглядное пособие  – которое сделано самими учениками.

Не ограничивайтесь наглядностью, она лишь средство обучения. Наглядность  может быть источником учебной проблемы, способом представления ученического результата, средством систематизации знаний, формой самооценки.

     Реализация  принципа наглядности возможно  посредством  использования наглядных  методов.

     Под наглядными  методами обучения понимаются  такие, при которых усвоение  учебного материала находится  в существенной зависимости от  применяемых в процессе обучения  наглядного пособия и технических  средств. Наглядные методы используются  во взаимосвязи со словесными  и практическими методами обучения  и предназначаются для наглядно-чувственного  ознакомления учащихся с явлениями,  процессами, объектами в их натуральном  виде или в символьном изображении  с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В  современной школе широко используются  с этой целью экранные технические  средства.

     Наглядные методы  обучения условно можно подразделить  на две большие группы: метод  иллюстраций и метод демонстраций.

     Метод иллюстраций  предполагает показ ученикам  иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на  доске, плоских моделей и пр.

     Метод демонстраций  обычно связан с демонстрацией  приборов, опытов, технических установок,  кинофильмов, диафильмов и др.

     Такое подразделение  средств наглядности  на иллюстративные  и демонстрационные является  условным. Оно не исключает   возможности отнесения отдельных   средств наглядности как к   группе иллюстративных, так и  демонстрационных. (Например, показ  иллюстраций через эпидиаскоп  или кодоскоп.) Внедрение новых  технических средств в учебный  процесс (телевидения, видеомагнитофонов)  расширяет возможности наглядных  методов обучения.

     В современных  условиях особое внимание уделяется  применению такого средства наглядности,  каким является компьютер индивидуального  пользования. Компьютеры дают  возможность моделировать определенные  процессы и ситуации, выбирать  из ряда возможных решений  наиболее оптимальные по определенным  критериям, т.е. значительно расширяют  возможности наглядных методов  в учебном процессе.

     Условия эффективного  применения наглядности

     При использовании  наглядных методов  обучения  необходимо соблюдать ряд   условий:

     а) применяемая  наглядность должна соответствовать  возрасту учащихся;

     б) наглядность  должна использоваться в меру  и показывать ее следует   постепенно и только в соответствующий   момент урока;

     в) наблюдение  должно быть организовано таким  образом, чтобы все учащиеся  могли хорошо видеть демонстрируемый  предмет;

     г) необходимо  четко выделять главное, существенное  при показе иллюстраций;

     д) детально  продумывать пояснения, даваемые  в ходе демонстрации явлений;

     е) демонстрируемая  наглядность должна быть точно  согласована с содержанием материала;

     ж) привлекать  самих учеников к нахождению  желаемой информации в наглядном   пособии или демонстрационном  устройстве.

1.2. Технология наглядного  обучения

Наглядность не есть  какое-то  свойство  или  качество реальных  объектов, предметов или явлений. Наглядность  есть свойство,  особенность  психических  образов  этих  объектов. И когда  говорят  о  наглядности  тех  или иных  предметов, то на самом деле   имеют  в  виду  наглядность  образов этих  предметов.

    Наглядность   есть  показатель  простоты и  понятности   для  данного   человека  того  психического  образа,  который он создаёт   в процессе  восприятия, памяти, мышления  и воображения. Поэтому  ненаглядным   может  быть  образ  реального   предмета  или явления и, наоборот,  вполне  наглядным  может быть  образ  предмета  или явления,  не существующего  реально,  а созданного  нашим  воображением .

Наглядность  или  ненаглядность  образа, возникающего  у человека, зависит  главным  образом  от особенностей  последнего, от уровня  развития  его  познавательных  способностей, интересов и склонностей,  наконец,  от  потребности и  желания увидеть,  услышать, ощутить  данный  объект, понять его, создать  у себя  яркий, понятый образ  этого объекта.

   Сам  по себе  непроизвольно наглядный образ,  как  правило,  не  возникает.  Он образуется  только  в результате  активной  работы, направленной  на  его  создание [Фридман 1991].

   Дидактический   принцип  наглядности  ввел  в процесс обучения  Я.А. Коменский,  назвав ‘‘золотым  правилом  дидактики’’. В основе  этого  принципа  лежит живое созерцание. Однако  педагогами-практиками  было  замечено, что чем большим количеством  органов чувств  учащийся  воспринимает  действительность, тем достовернее  его знания  об  окружающем  мире. В качестве примера  можно   привести  высказывание,  ставшее   афоризмом: Кто  хоть  раз  видел верблюда , пробовал  вкус  сахара, слушал  пение  соловья,  тот никогда не  забудет ни  вида  верблюда, ни вкуса  сахара,  ни соловьиных  трелей.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения