Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:19, курсовая работа
Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.
Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.
Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.
Методы исследования: Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
Педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ 34
Введение………………………………………………………………………………………....3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в
средних классах……………………………………………………………................................3
1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ….5
1.2. Технология наглядного обучения…………………………………………………………9
1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14
1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17
Выводы по I главе………………………………………………………………………………24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26
2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения……….26
2.2. Разработка урока по истории без использования наглядного метода обучения………28
2.3.1. Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….29
Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30
Заключение………………………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………
Введение наглядности
в процесс обучения значительно
повышает его эффективность.
Изменение содержания образования
касались введения в учебный
процесс научных фактов, статистики,
но при этом не следовало
забывать, о том, что знания
эти должны быть доступными
не только сильным, но и
среднеуспевающим студентам. Данный
принцип направлял
Наглядный материал
служит как бы внешней опорой
внутренних действий, совершаемых
ребёнком под руководством учителя
в процессе овладения знаниями.
Введение в обучение наглядного
материала должно учитывать,
Место и роль наглядного материала в процессе обучения определяются отношением той деятельности учащегося, в которой данный материал способен занять структурное место цели его действия, к той деятельности, которая ведет к осознанию того, что нужно усвоить [Фридман 1991].
Функция наглядного
материала может быть очень
разной. Одно дело, когда в
процессе обучения возникает
зада дать учащимся живой,
Совсем
другое дело в случае, когда
наглядность включается
Особенностью наглядных технологий является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными технологиями. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.
Л.В.Занковым было изучено основных форм сочетания слова и наглядности:
-при посредстве слова
учитель руководит наблюдением,
которое осуществляется учащимися,
а знания об облике объекта,
его непосредственно
-при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть зримы в процессе восприятия;
-сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;
-отталкиваясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные [Бабанский 1988].
Ученые
выделяют четыре фактора
Первый. Наглядность
обучения вытекает из того, что
оно выступает для учащихся
как средство познания окружающего
мира, и поэтому процесс
этот происходит более успешно,
если основан на непосредственном
наблюдении и изучении предметов,
явлений или событий. Я.А.
Второй. Познавательный
процесс требует включения
в овладение знаниями различных
органов восприятия. К.Д.Ушинский
писал, что знания будут
тем прочнее и полнее, чем
большим количеством
Третий. Наглядность
обучения основана на особенностях
мышления детей, которое развивается
от конкретного к абстрактному.
На ранних этапах ребенок
мыслит больше образами, чем
понятиями. С другой стороны,
понятия и абстрактные
Четвертый. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. В этой связи К.Д.Ушинский отмечал следующее: “Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их на лету…” [Харламов 1997].
1.3 Методы наглядного обучения
Технологию наглядного обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также кинофильмов и диафильмов.
При наглядных технологиях используются приемы показа, обеспечения лучшей видимости (применение экрана, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждение результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.
В последние
годы практика обогатилась
целым рядом новых средств
наглядности. Созданы новые,
более красочные
Рациональное применение средств наглядности позволяет достичь большого образовательного и воспитательного эффекта, создает благоприятные возможности для развития абстрактного мышления учеников.
Применение метода
демонстрации учебного кино
стало довольно обычным явлением
в практике обучения . Во всех
городах и крупных районах
созданы фильмотеки, которые
по заявкам преподавателей
присылают необходимый фильм.
Перечень основных учебных
фильмов нашел теперь отражение
в школьных программах, что
значительно облегчает выбор
их учителям. В учебном
процессе применяют как
полные фильмы по теме, так
и кинофрагменты и
Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения