Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является подобрать и теоретически обосновать выбор заданий, способствующих формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок.
Объектом исследования является процесс формирования у младших школьников литературоведческих знаний на уроках литературного чтения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников знаний о героях русской народной волшебной сказки.
1.1 Особенности образов героев русской волшебной сказки. 6
1.2 Задания, способствующие формированию у младших школьников знаний о героях русской народной сказки. 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок.
2.1 Диагностика у учащихся уровня сформированности знаний о героях русских народных волшебных сказок. 23
2.2 Включение заданий, способствующих формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок, в уроки литературного чтения. 30
Заключение 37
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 102.51 Кб (Скачать файл)

Тип вопроса

2 «А»

Последовательное воспроизведение сюжета.

18 %

Установление причинно-следственных связей

18 %

Характеристика героев

10 %

Чувства и эмоции героев

10 %


 

Как видно из таблицы, уровень понимания учащимися 2-х класса литературоведческой специфики волшебной фольклорной сказки чрезвычайно низкий.

В следующей, второй, фазе второго этапа констатирующего эксперимента с целью выявления зоны ближайшего развития учащихся был выбран метод анкетирования. Только на этот раз школьникам предлагалось письменно ответить на вопросы, сформулированные самим учителем:

  1. Какое настроение вызвала у тебя сказка?

  1. Какой ты представляешь падчерицу?

  1. Почему баба приказывала отвести девочек в лес?

Первый вопрос анкеты направлен на выяснение читательских эмоций. Второй и вопрос позволяет определить работу воссоздающего воображения школьников по описанию героя. Четвертый вопрос выявляет умение учащихся определить причинно-следственные связи, что в отношении народной сказки равносильно уяснению идеи произведения, т.е. сказочной морали.

Результаты 2 «А» класса:

При ответе на первый вопрос

36 % учащихся поставили  прочерк;

30 % однословно выразили свое настроение (Оксана К. «Веселое»);

18 % дали ответы в развернутой  форме, но без отражения динамики  своих читательских эмоций (Анастасия  К. «Она вызвала у меня хорошее  настроение»);

16 % дали ответы в развернутой  форме с динамикой эмоций (Оля  Б. «В начале грустное настроение, затем веселое, затем грустное»).

Данные по третьему вопросу:

36 % - прочерк;

10 % - «добрая»;

45 % обратили внимание  на одежду;

10 % - «с меня ростом».

Например:

  • Саша К. «Я представляю падчерицу в красивом сарафанчике и платочке».

  • Оксана Н. «Вначале у нее грязная одежда, а затем красивая».

Результаты по последнему вопросу («Зачем баба приказывала отвезти девочек в лес?») таковы:

45 % - поставили прочерк;

19 % назвали причину «Чтобы  тоже стать богатой»;

36 % правильно определили  причинно-следственную связь (Оксана  Н.: «В первый раз, чтобы избавиться  от падчерицы, во второй раз, чтобы  ее дочь тоже стала красивой  и богатой»).

Таблица № 3.

Распределение учащихся 4-х классов по уровням восприятия  

Класс

Уровень развития восприятия

     
 

Фрагментарный

Констатирующий

«Уровень героя»

«Уровень идеи»

2 «А»

67 %

43 %

-

-


 

Как видно из таблицы, в классе были выявлены школьники, в основном, с двумя уровнями восприятия: фрагментарным и констатирующим. И лишь отдельные ученики в своих индивидуальных ответах и вопросах приблизились к «уровню героя», причем только по отдельным пунктам.

На фрагментарном уровне развития восприятия художественного текста оказались 67 % 2 «А» класса. Испытуемые, отнесенные к данной группе, затруднились выразить свои чувства в отношении героев, отметить динамику эмоций, обобщить услышанное и прочитанное. Внимание у этих детей было сосредоточено на отдельных событиях: причинно-следственные связи либо не установлены, либо установлены поверхностно.

Учащиеся с констатирующим уровнем восприятия составили 43 %. Эти учащиеся способны выразить динамику читательских эмоций, без оттенков чувств. Они перечисляют детали характера или внешности, но не воссоздают целостный образ. Мотивы поведения персонажа определяли с ориентацией на житейские представления. Так как внимание учащихся сосредоточено на событиях, то они легко восстанавливают их последовательность.

Проанализировав результаты всех фаз и этапов констатирующего эксперимента, мы пришли к следующим выводам:

  1. Во 2 «А» выявлены учащиеся лишь с двумя уровнями восприятия: фрагментарным и констатирующим. Не были заданы также вопросы, связанные с: а) установлением связей с другими произведениями; б) характером героев; в) сопоставлений героев одного произведения с другими. Учащиеся не осознают особенности характера и поступков героев сказок.. Все это доказывает в целом необходимость проведения обучающей работы по формированию у младших школьников литературоведческих знаний о героях русских народных волшебных сказок.

 

 

 

 

    1. Включение заданий, способствующих формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок, в уроки литературного чтения.

 

       Поскольку представления второклассников о специфике волшебной сказки и знания о героях волшебной сказки оказались недостаточно сформированными, первые уроки серии мы решили провести по произведениям, включенным в большинство ныне действующих программ для начальной школы и методике, уже апробированной и подтвержденной в практике преподавания литературы в начальной школе.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Ход урока 1 

Главная цель урока: дать уч-ся представление о специфике волшебной фольклорной сказки; познакомить с героями волшебной сказки, охарактеризовать героев сказки.

1. Организационный момент

II. Речевая разминка

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У и каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

- Прочитайте. Что написано  на доске? (скороговорка)

- Какой звук повторяется  в скороговорке? (Повторяется звук  ш).

- Прочитайте скороговорку  тихо, громко, его громче. (Чтение  хором)

- А сейчас начнем читать  медленно, постепенно увеличивая  темп.

- Объявляется конкурс  на самое быстрое чтение этой  скороговорки. (Читают желающие ученики).

- Можно ли назвать текст  этой скороговорки сказочным? Почему? (Да, можно, т.к. здесь говорится о  кошках в лукошках, которые шьют  старушкам сапожки).

III. Проверка домашнего  задания

- С какими сказками  мы ознакомились на прошлом  уроке? (Мы читали докучные сказки).

- Что значит докучные? (Надоедливые).

- Кто из вас сумел  сочинить свою докучную сказку? (Выступления детей, подготовивших домашнее задание. Подведение итогов.)

IV. Постановка цели урока. Введение в тему.

- В устном народном  творчестве, кроме докучных сказок, какие бывают еще? (Волшебные, о животных и др.).

- Почему все эти виды  сказок называются народными? (Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста. Автора определить нельзя.)

- Ребята, в одной сказочной  стране Злой Волшебник заколдовал  интересные добрые сказки. Почти  все слова из сказочных текстов  разлетались по свету. Названия  стерлись. Но остались самые сильные  слова. Не поможете ли вы мне  расколдовать эти сказки,  вспомнить, как они называются.

- Заяц, избушка, Лиса, Баран, Петух, дружно, выгнала (Лиса и Заяц).

- Коза, козлята, Волк, кузнец, съел (Волк и семеро козлят)

- Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма, утонула, зарезать, ожила (Сестрица  Аленушка и братец  Иванушка).

- Какие вы молодцы! Расколдовали  сказки. Сейчас мы с вами отдохнем  и продолжим работу дальше.

V. Физминутка.

VI. Изучение нового материала.

1.Подготовка к первичному  восприятию. Рассказ учителя.

Как вы думаете, откуда возникли сказки? Каких героев волшебных сказок вы знаете? Почему в разных сказках  встречаются одни и те же герои? Чем обычно заканчивается волшебная сказка? Почему у многих сказок одинаковый конец – герой возвращается домой и женится? Трудно ответить на все эти вопросы. Ведь сказки создавались в глубокой древности, когда люди писать не умели. Они хранились лишь в народной памяти и, созданные несколько тысяч лет назад, Изучением происхождения волшебных сказок занимался замечательный ученый Владимир Яковлевич Пропп. Он сопоставил сказки, мифы, обряды, образ жизни самых разных народов и установил, как и когда возникли волшебные сказки.

Много тысяч лет назад, при родовом строе, когда люди еще жили племенами, они очень сильно зависели от природы. От удачи на охоте часто зависела жизнь целого племени. Человек еще не верил в собственные силы, ему казалось, что удача зависит от магический сил, что стрела летит в цель не потому, что охотник метко стреляет, а потому, что она заколдована. Сила человека в сознании людей передавалась предмету. Поэтому для древнего человека было чрезвычайно важно получить власть над предметами, над природными силами. Наблюдая за природой, за тем, как сменяют друг друга времена года, как деревья теряют листву, а затем снова возрождаются к жизни, люди думали, что ничто в мире не умирает, не исчезает бесследно. Не умирают и люди, они лишь переходят в иной, потусторонний мир, и, попадая в этот мир, они приобретают магическую силу, они могут оказать помощь своему племени.

В эти древние времена существовал обряд инициации – обряд посвящения в мужчины. Юноша, достигший брачного возраста, должен был пройти суровое испытание, чтобы получить право жениться и стать полноправным членом племени. Суть этого обряда сводилась к тому, чтобы юноша заручился поддержкой предков, получил от них магическую силу, чтобы ему стала подвластна природа. А для этого он должен был побывать  в потустороннем мире у предков. Но ведь человек не может умереть на время, а потом вернуться к жизни. Поэтому в обряде имитировалась (разыгрывалась) временная смерть – путешествие в царство мертвых.

В это время люди часто погибали во время охоты, поэтому и один из способов приобщения к потустороннему миру состоял в том, что разыгрывалось поглощение человека животным, но не настоящим, ведь тогда человек бы уже не смог вернуться к жизни. Животное, его чрево имитировалось – то есть строилось специальное сооружение, напоминающее животное, в этом помещении и происходил обряд. Вспомните избушку Бабы – Яги, как она выглядит? У нее нет окон и дверей, как в настоящем доме, зато она почему - тот стоит на курьих ножках. Обряд был окружен тайной. Проводился он в лесу специальными людьми; обычные члены племени не только не допускались к месту обряда, но даже не должны были знать, что там происходит. Отец юноши отводил его в лес и оставлял там. Женщины в лес не допускались. Но проводили обряд обычно женщины, представительницы того племени, из которого юноша брал себе жену. В сказке  в избушке на курьих ножках живет Баба – Яга. Испытания, которым подвергались юноши, были очень жестокими: им могли залепить глаза глиной и оставить наедине с диким зверем, это могло быть членовредительство, когда отрубали палец, выбивали зуб и т.п. Если юноша выдерживал это испытание, он возвращался в племя и мог жениться.

 Шло время, древние  люди научились добывать себе  пропитание не только охотой, но и земледелием. Они все больше  убеждались в том, что не магия, а их труд, их упорство, их умение  способствуют удачной охоте, хорошему  урожаю. Постепенно их вера в  необходимость обряда ослабевала, и обряды перестали проводиться. Осталось воспоминание о нем, рассказы. Эти рассказы передавались  из уст в уста, от поколения  к поколению, обрастая новыми  деталями и подробностями. Так  возникли волшебные сказки.

2. Первичное чтение. Читает  учитель и учащиеся (по выбору  учителя) так, чтобы детям было  интересно.

3.Первичная проверка понимания.

- Что вы узнали об  Аленушке и Иванушке из первых  строк сказки? (Аленушка и Иванушка были брат и сестра. Родители их умерли и остались они одни-одинешеньки).

- Куда пошла Аленушка  и почему она братца взяла  с собой? (Аленушка пошла на работу. А Иванушку, наверное, не с кем было оставить или чтобы он ей помогал в работе).

- В кого превратился  братец Иванушка? Как это случилось? (Он превратился в козленочка, потому что испил водицы из  козьего копытца).

- Ребята, как вы думаете, почему мальчик не послушался  свою старшую сестру? (Он очень-очень  хотел пить, ведь  было очень  жарко)

- Хорошо ли это: не слушать  старших? И почему вы так считаете? (Старших надо слушать. Они лучше знают, что может случиться, т.к. у них больше опыта)

- Что предложил Аленушке  купец? (Он предложил выйти за  него замуж)

- Хорошо ли им жилось  всем вместе? (Да, жили они хорошо)

- А кто помешал их  счастью? Как это случилось? (Им помешала ведьма.  Она утопила Аленушку, а сама превратилась в нее.)

- Кто знал об ее обмане? (Все знал козленочек. Он и не дал осуществить задуманное.)

- Стал ли козленок снова  мальчиком? (Да. Он от радости 3 раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком).

- Что сделали с ведьмой? (Ее привязали к лошадиному  хвосту и пустили коня в  чистое поле).

VII. Итог урока

- С какой сказкой мы  сегодня познакомились?

    – Как вам  показалось, что в содержании  сказки говорит о ее древнем  происхождении, связанном с обрядом  инициации? (Испытания героев, прежде всего мальчика Иванушки. Он, конечно, не собирался жениться (наоборот, замуж вышла его сестра), но чуть не погиб, т.е., можно сказать, заглянул в царство мертвых. Этому жестокому испытанию его подвергла женщина, как и было когда-то в глубокой древности: обряд инициации устраивали поначалу именно женщины того племени, из которого молодой человек хотел взять себе жену. Они как бы ревновали к своей подруге и чинили препятствия ей и будущему ее мужу). О других следах древних представлений, отразившихся в этой сказке, вы еще подумаете дома, перечитывая произведение. О них подробнее мы поговорим на следующем уроке. 

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок