Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является подобрать и теоретически обосновать выбор заданий, способствующих формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок.
Объектом исследования является процесс формирования у младших школьников литературоведческих знаний на уроках литературного чтения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников знаний о героях русской народной волшебной сказки.
1.1 Особенности образов героев русской волшебной сказки. 6
1.2 Задания, способствующие формированию у младших школьников знаний о героях русской народной сказки. 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок.
2.1 Диагностика у учащихся уровня сформированности знаний о героях русских народных волшебных сказок. 23
2.2 Включение заданий, способствующих формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок, в уроки литературного чтения. 30
Заключение 37
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 102.51 Кб (Скачать файл)

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки.

Ход  урока  2

Главная цель урока: продолжать работу по формированию литературоведческих представлений о специфике волшебной сказки, продолжать работу над формированием знаний о героях волшебной сказки.

Организационный момент

Введение в тему урока

- Узнайте героев и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едете печка, дым идет.

А Емеля на печи

Есть большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется …(«По щучьему велению»)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой книжки… («Маша и медведь»)

Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, непослушный,

И румяный…(«Колобок»)

- О ком эти стихи? (Они  о героях сказок)

- По какому признаку  их можно объединить в одну  группу? (Все они – русские  народные)

- Верно. А с какой сказкой  мы ознакомились на прошлом  уроке? (Мы познакомились со сказкой  «Сестрица Аленушка и братец  Иванушка».)

III. Закрепление нового  материала. Работа над сказкой.

Чтение по ролям.

- Прочитайте по ролям  эпизод, в котором Иванушка просит  Аленушку водицы напиться. (Чтение  по ролям)

- Найдите слова, которые  помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это характерный признак сказки.)

2. Выборочное чтение.

Дети зачитывают отрывок: «Солнышко высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».

- Сколько раз просил  Иванушка воды напиться? На который  раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.)

- Проследите по сказке, какие несчастья случились с  Иванушкой и Аленушкой (Дети зачитывают  отрывок «Сначала они остались  одни», «Иванушка превращается в  козленочка», «Ведьма хочет зарезать  козленочка»).

- Вы верно обратили  внимание, во-первых, на то, что предостережения  Аленушки касались запрета не  пить из следа животного. Как  вы думаете, связано ли это  с «магическим» происхождением  волшебной сказки?

– Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки сказки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга? (Пройдя испытание, дети победили, потому что не оставили друг друга в беде.)

- Как жилось Аленушке  и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро» (Им жилось там хорошо. Жили они в достатке, богато.

- Какую неосмотрительность  допустила Аленушка и что из  этого вышло? (Аленушка пошла купаться с незнакомо женщиной. А это оказалась ведьма.). Можно ли идти куда-нибудь с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет, это очень опасно – этот опыт поколений впитала в себя волшебная сказка. Она часто показывает нам на примере своих героев, как поступать правильно, а как – нет).

- Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро  побеждает? (Это непременное условие  народной волшебной сказки: счастливый  конец).

- Найдите в учебнике  вопрос № 7. Ответьте на него (Аленушка  добрая, ласковая, преданная, доверчивая).

3. Беседа по иллюстрации

- Ребята, только что вы  дали описание Аленушки, какая  она по характеру. А сейчас  подумайте и скажите, как она  выглядит, какой вы себе ее  представляете? (Аленушка красивая, стройная, в стареньком сарафане, т.к. она бедна).

- А вот какой представлял  ее себе художник Иван Яковлевич  Билибин (стр.22). Сравните ее с вашим представлением о героине. Что совпало, а что отличается?

IV. Итог урока

       В ходе дальнейшей коллективной работы по анализу сказок было выявлены отличительные особенности русских народных волшебных сказок. В ходе уроков внимание учащихся было направлено на формирование знаний о героях русских народных волшебных сказок. Дети учились сравнивать героев, давать им характеристику, описывать внешний вид героев сказок, высказывать о них своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     

       Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

        Сказки  преподносят детям поэтический  и многогранный образ своих  героев, оставляя при этом простор  воображению. Путешествуя по сказке  и переживая различные приключения, ребенок «по правде» знакомится  с социальной ситуацией, требующей  от него определенных решений, поступков в соответствии с  законами, нормами и правилами  поведения сказочных героев. Осознание  ребенком ответственности за  свои поступки вытекает непосредственно  из сказочной ситуации и является  более доходчивым, нежели требования  взрослого.

       Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает русская народная волшебная сказка.

       Наша работа была ориентирована на формирование знаний младших школьников о героях русской народной волшебной сказки. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в литературе, проведён теоретический анализ особенностей образов героев русской волшебной сказки. С помощью волшебной сказки можно решать множество проблем по формированию знаний о героях сказок и наряду с основными методами и приёмами использовать этот богатейший материал.

       Во второй  главе рассмотрена диагностика  у учащихся сформированности знаний о героях русской народной волшебной сказки и разработана система заданий, способствующих формированию знаний о героях.

       Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики работы с волшебной сказкой переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего школьного возраста.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Адоньева, С. Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры, Л., Изд-во: ЛГУ, 1989.
  2. Аникин, В.П. Русская народная сказка. - М., 1977
  3. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество. - М., Изд-во: Высшая школа, 2001.
  4. Арзамасцева, И.Н. Детская литература. - М., Изд-во: Академия, 2000.
  5. Арзамасцева, И.Н. Хрестоматия по детской литературе. - М., Изд-во: Академия, 2000.
  6. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка. - М., Изд-во: Просвещение, 1975
  7. Дановский, А.В. Детская литература // Хрестоматия с основами литературоведения. - М., Изд-во: Академия, 1997
  8. Добровольский, В.Н. Нечистая сила в народных верованиях (по данным смоленской губ.) - Ж.С., 1908, вып. 1.
  9. Дмитриева, Т. Г., Повествовательные и описательные стилистические приемы в русской волшебной сказке. – М., Изд-во: МГУ,1996.
  10. Желтинский, Е.М. Герой волшебной сказки. – М., 1958.
  11. «Жили-были. Русские народные сказки». – Казань, 1993, с 6
  12. Замолетдинов, Л. Ш. Образы змея и подобных ему персонажей. (Фольклор народов РСФСР). – Уфа, 1986.
  13. Зуева, А.Г. Система сказочных сюжетов русских волшебных сказок. К вопросу об изучении сказки в школе // Литература в школе. – М., 2007. - №3.
  14. Зуева, Т. В. Волшебная сказка. – М., Изд-во: Прометей, 1993.
  15. Игнатьева, Т.В. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М., Изд-во: Просвещение, 2001.
  16. Игнатьева, Т.В. Программно-методические материалы // Чтение. - М., Изд-во: Дрофа, 2000.
  17. Лазарева, В. А. Литературное чтение // Методические рекомендации. – М., 2002.
  18. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1993.
  19. Лутовинова, Е.Н Психологические аспекты концепта «герой русской волшебной сказки». – Калугово, 2006.
  20. Мелетинский, Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. – М., 1958.
  21. Мелетинский, Е.М. Низкий герой волшебной сказки. – М., 1990.
  22. Ненаглядная краса: Рус. нар. сказки: Для мл. шк. возраста / Сост. Т.Ф. Тихончук; Худож. В.П. Слаук. – Мн., Изд-во: Юнацтва, 1991. – 623 с.
  23. Никифоров, А.Н. Русская волшебная сказка. – М., 1987.
  24. Пропп, В.Я. Поэтика фольклора. – М., 1995
  25. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Интернет ресурс - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/01.php
  26. Тришина, Е.С. Начальная школа №2 // Плюс до и после. – М.: Российская академия наук, 2004.

 

 

 


Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок