Организации занятий по подготовке к ЕГЭ по физике в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

цель работы: рассмотреть основные методические приемы, позволяющие качественно подготовить выпускников школы к Единому государственному экзамену.
На основании цели работы определены ее задачи:
Проанализировать результаты единого государственного экзамена по физике в 2011 году с целью выявления «проблемных тем» раздела «Механика», так как грамотную работу можно построить только на анализе результатов и учете типичных ошибок и пробелов в знаниях»
Рассмотреть основные методические приемы, благодаря которым можно активизировать учебно – познавательную деятельность, а также такой важный аспект работы, как «отсроченное повторение» и т.п.;
разработать план занятий по повторению и закреплению знаний учащихся по разделу «Механика» с учетом содержания контрольно – измеритеьных материалов ЕГЭ 2012 года.

Содержание

Введение 3
1. Организации занятий по подготовке к ЕГЭ по физике в средней школе 7
1.1. Анализ результатов ЕГЭ по физике в 2011 году и рекомендации по подготовке к ЕГЭ в 2012 году 7
1.2. Основные методические приемы при подготовке к ЕГЭ по физике 14
2. План занятий по повторению и закреплению знаний учащихся по теме «Механика» 22
Заключение 26
Список источников и литературы 27
Документы 27
Литература 27

Вложенные файлы: 1 файл

физика.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Приведенный выше алгоритм формирует не только умение работать с физическими задачами, он вносит существенный вклад в решение  одной из важнейших задач школьного  образования — обучение решению проблем, так как позволяет формировать умение вычленять модель и отбирать адекватные средства при решении различных проблем.

Ежегодно участники  ЕГЭ — это разные выпускники. Однако ошибки, допускаемые ими, повторяются  из года в год. Это наводит на мысль о том, что причина низкого процента выполнения одних и тех же предметных тем не столько в ученике, сколько в учителе. Она обусловлена существующей практикой преподавания, предполагающей трансляцию знаний.

Результаты ЕГЭ должны заставить учителя физики задуматься об изменении подходов к организации процесса физического образования. В первую очередь, это не столько подбор разнообразных методических приемов, сколько пересмотр своего опыта «со стороны». Учащийся в том случае будет осмысленно относиться к процессу учения, если педагогом на уроке будут созданы условия для развития его как субъекта собственной деятельности. Деятельность педагога при этом должна быть направлена на организацию интерактивного обучения, позволяющего интенсифицировать процесс понимания.

Вследствие специфики  предмета «физика» его обеспечение напрямую зависит от качества оборудования кабинета, современность которого все больше связывается с новыми интерактивными средствами обучения. Применение учителем в системе интерактивных методов обучения способствует включению участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности с целью осознания и накопления личностного опыта. Их взаимодействие (совместное решение проблем, моделирование учебных ситуаций, самоанализ, взаимооценивание и самооценивание) изменяет логику образовательного процесса: не от теории к практике, как того требуют традиционные подходы к обучению, а от создания учащимся нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.12

ЕГЭ по физике является экзаменом  по выбору выпускников и выбирается, в основном, теми выпускниками, которые собираются поступать в высшие учебные заведения, где физика является одним из приемных испытаний. Поэтому для конструирования кодификатора контролируемых элементов содержания и перечня проверяемых видов деятельности выбран стандарт по физике профильного уровня.

Чем же отличается стандарт профильного уровня от базового?

Эти отличия можно сразу увидеть, если сопоставить требования  к уровню подготовки выпускников на базовом и профильном уровне, что представлено в Приложении 6, а также содержания рассматриваемого нами раздела «механика», что отражено в Приложении 7. Кроме того, на изучение физики на профильном уровне базовым учебным планом в 10 – 11 классах отведено 5 часов в неделю, а на профильном – всего 2 часа с возможностью выделения еще одного часа из компонента учреждения. В связи с этим понятно, что если на профильном уровне количества часов для полноценной подготовки к единому государственному экзамену может быть достаточно, то при изучении физики на базовом уровне или в классах с иными, не естественно – научными или физико – математическими профилями, существует острая необходимость в организации дополнительных занятий для повторения и закрепления изученного материала, а также для отработки умений и навыков выполнения заданий ЕГЭ.

 

2. План занятий по повторению и закреплению знаний учащихся по теме «Механика»

 

В предыдущей главе мы объяснили целесообразность организации  дополнительных занятий по физике. В данной главе будет предложен план проведения занятий по физике, целью которых является повторение и закрепление изученного материала, а также  отработка умений и навыков выполнения заданий ЕГЭ по теме «Механика».

При составлении плана  занятий принималось во внимание 2 основных аспекта: анализ результатов  ЕГЭ, выявивший, по каким разделам, темам и навыкам имеются существенные пробелы знаний у учащихся, а также содержание КИМ ЕГЭ по физике 2012 года.

Контрольно – измерительные  материалы ЕГЭ по физике 2012 года  состоят из 3-х частей, включающих 35 заданий.  Часть 1  содержит 21  задание (А1–А21).  К  каждому  заданию  даётся  4 варианта ответа, из которых правильный только 1. Часть 2  содержит 4  задания (В1–В4),  в  которых  ответ  необходимо записать в виде набора цифр.  Часть 3 содержит 10 задач: А22-А25 с выбором одного верного ответа и  С1–С6, для которых требуется дать развёрнутые решения.13

По сравнению с  содержанием КИМов 2011 года, в содержание КИМов 2012 года внесены некоторые изменения, которые также необходимо учитывать при работе по подготовке к ЕГЭ. 14

  1. Изменена структура работы при том. что сохранено общее число и типология заданий: в часть 3 работы вынесены все задачи по физике. Таким образом, в часть 3 вошли  4 расчетные задачи повышенного уровня сложности с выбором ответа (А22-А25), 6 заданий с развернутым ответом – качественная задача повышенного уровня сложности (С1) и 5 расчетных задач высокого уровня (С2-С6).
  2. Существенно расширен спектр проверяемых методологических умений, а также увеличена доля заданий, в которых  использованы фотографии и рисунки экспериментальных установок, что, по мнению составителей КИМов, позволяет противостоять «вымыванию» эксперимента из преподавания физики.

3. Несколько усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым ответом. Скорректированы требования к выставлению двух баллов для качественных задач, а в систему оценивания расчетных задач введены новые требования к полному правильному ответу.

В Кодификаторе элементов  содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для  проведения в 2012 году единого государственного экзамена по физике приведен перечень элементов содержания, проверяемых на едином  государственном экзамене по физике, в котором значительная часть отведена разделу «Механика» (Приложение 8). В спецификаторе контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по физике представлено распределение заданий контрольно – измерительных материалов по раздела, что  выглядит следующим образом (Таблица 1)15

Таблица 1.

Распределение заданий  по основным содержательным разделам

(темам) курса физики  в зависимости от формы заданий

Разделы курса физики, включенные

в экзаменационную работу 

Число заданий 

Вся работа

  Часть 1 

Часть 2 

Часть 3

Механика

9–12

6–7

1–2

2–3 

Молекулярная физика

7–9

4–5

1–2

2–3 

Электродинамика

10–13

6–7

1–2

3–4 

Квантовая физика

5–8

3–4

1–2

1–2 

Итого

35

21

4

10


 

Из таблицы  мы видим, что количество заданий  по разделу «Механика» лишь немногим уступает количеству заданий раздела  «Электродинамика»,  что требует большого внимания к организации повторения данной темы.

Повторение целесообразно  построить по содержанию кодификатора. Предлагаемый ниже план по повторению и закреплению раздела «Механика» рассчитан на 17 часов (1 час в неделю за 1 полугодие) и включает в себя все элементы содержания,  проверяемые на едином  государственном экзамене по физике:

Таблица 2

План работы по организации  и закрепления изученного материала  по теме «Механика» при подготовке к ЕГЭ

 

Содержание занятий

Дата проведения

планируемая

фактическая

КИНЕМАТИКА

1

Механическое движение и его виды.  Относительность  механического движения.  Скорость.

   

2

Ускорение Равномерное  движение Прямолинейное равноускоренное  движение 

   

3

Свободное падение (ускорение  свободного падения).  Движение  по  окружности  с постоянной  по  модулю

скоростью. Центростремительное  ускорение 

   

ДИНАМИКА

4

Инерциальные системы  отсчета. Первый закон Ньютона.  Принцип  относительности Галилея.

   

5

Масса тела  Плотность  вещества 

   

6

Сила Принцип суперпозиции сил 

   

7

Второй закон Ньютона.   Третий закон Ньютона. 

   

8

Закон  всемирного  тяготения.  Искусственные  спутники

Земли  Сила тяжести  Вес и невесомость 

   

9

Сила упругости. Закон  Гука.  Сила трения.  Давление

   

СТАТИКА

10

Момент силы. Условия  равновесия твердого тела. Давление жидкости 

   

11

Закон Паскаля.  Закон Архимеда

Условия плавания тел 

   

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В  МЕХАНИКЕ

12

Импульс тела.  Импульс  системы тел.  Закон сохранения импульса.

   

13

Работа силы.  Мощность. Работа как мера изменения энергии 

   

14

Кинетическая энергия  Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии

   

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ  И ВОЛНЫ

15

Гармонические колебания. Амплитуда и фаза колебаний. Период колебаний . Частота колебаний 

   

16

Свободные  колебания (математический  и пружинный маятники). Вынужденные колебания

   

17

Резонанс. Длина волны. Звук

   

 

Все задания целесообразно  построить по принципу: сначала –  теоретический блок,  затем –  практический – отработка навыков  выполнения заданий и решение  задач. Примеры задач различного уровня сложности приведены в приложении.

 

 

Заключение

 

 

С 2009 года в качестве единственной формы государственной итоговой аттестации выпускников всех общеобразовательных  школ утвержден Единый государственный  экзамен, который сочетает в себе как выпускные итоговые экзамены, так и вступительные итоги в вуз. Анализ ЕГЭ по физике показывает, что уровень знаний по физике у выпускников российских школ находится на недостаточном уровне.

Это связано не только и не столько с низким качеством преподавания данного предмета, сколько с сокращением учебной программы по разным разделам физики, что не позволяет в достаточной мере обеспечить качественную подготовку выпускников к ЕГЭ.

В связи с этим перед  учителями общеобразовательных школ  стоит задача по пересмотру методики обучения, уделяя больше внимания таким формам работы, как организация повторения, в том числе отсроченного повторения с использованием опорных схем, отработки навыков решения качественных и количественных, расчетных задач.

Сокращение количества учебных часов на базовом уровне по теме «Механика», при том, что  задания по данной  теме составляют до 30% от общего содержания экзаменационной  работы, требует организации занятий  по повторению и закреплению данной темы, в ходе которых должны сочетаться разные формы работы, отработка,  как теоретических знаний, так и решения задач различного уровня сложности. 

План, рассчитанный на 17 часов (полугодие) и содержащий все  элементы, проверяемые в контрольно – измерительных материалах,  представлен в данной работе.

 

Список источников и литературы

Документы

 

  1. Порядок проведения Единого государственного экзамена (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.03.2010 N 170) . Официальный сайт Единого государственного экзамена. URL: http://www.ege.edu.ru/ru/main/legaldocuments/index.php?id_4=17625&from_4=4
  2. Аналитический  отчет о результатах ЕГЭ 2011 года  по физике. ФИПИ. URL: http://www.fipi.ru/binaries/1192/2.3.fiz-11-11.pdf 
  3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена  по физике 2012 года. ФИПИ. URL: http://www.fipi.ru/view/sections/222/docs/578.html
  4. Спецификация  контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по физике. ФИПИ. URL: http://www.fipi.ru/view/sections/222/docs/578.html
  5. Справка об изменениях КИМ ЭГЭ 2012 года. ФИПИ.  URL: http://www.fipi.ru/view/sections/222/docs/578.html

Литература

  1. Андреева Г.В. Физика. 10-11 классы. Механика: тренировочные тесты, комбинированные задания, контрольные работы. 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Теоретические основы. М.: Просвещение,1981.
  3. Вишнякова Е.А. Сложные задания ЕГЭ по физике – примеры и критерии оценки. //Всероссийский съезд учителей физики  в МГУ. Сборник трудов. –М.:2011.
  4. Вокина Е.З. некоторые приемы проверки и оценки успеваемости  учащихся. //Физика в школе № 8, 2008.
  5. Грибов В.А. Уровень подготовки выпускников школы по физике (по материалам ЕГЭ) //Всероссийский съезд учителей физики  в МГУ. Сборник трудов. –М.:2011. 
  6. Демидова М.Ю., Коровин В.А. Методический справочник учителя физики М.: Мнемозина, 2003. - 229 с.: ил.
  7. Каменецкий С.Е. Методика преподавания физики в средней школе. Частные вопросы. Учебное пособие для студентов пед. институтов по физ- мат. специальностям. Под ред. С. Е. Каменецкоrо, Л, А. Ивановой, М.: Просвещение, 1987
  8. Кучер Н.П. преподавание физики в условиях внедрения  стандартов второго поколения: лозунги новые, цели – невыполнимые //Всероссийский съезд учителей физики  в МГУ. Сборник трудов. –М.:2011.
  9. Матюшкина Л.В. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки к ЕГЭ//Всероссийский съезд учителей физики  в МГУ. Сборник трудов. –М.:2011.
  10. Момотова Г.В. Подготовка к единому государственному экзамену: проблемы и решения//Всероссийский съезд учителей физики  в МГУ. Сборник трудов. –М.:2011.
  11. Монастырский Л.М. Особенности методики подготовки к экзамену по физике в форме ЕГЭ. //Всероссийский съезд учителей физики  в МГУ. Сборник трудов. –М.:2011.
  12. Мошейко Л.П. На что ориентируют учителя физики результаты ЕГЭ //Физика в школе № 7, 2009.
  13. Мякишев Г.Я. и др. Физика. Механика. 10-11 кл. (Для углубленного изучения.) М.: Дрофа,2000.
  14. Павлуцкая Н.М. Продуктивная организация решения экспериментальных задач. .//Физика в школе. № 1.2008. С.35
  15. Потапова М.В. Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников.//Физика в школе. № 8.2008. С.35

1 Грибов В.А. Уровень подготовки выпускников школы по физике (по материалам ЕГЭ)//Всероссийский съезд учителей физики  в МГУ. Сборник трудов. –М.:2011. С 14

2 Порядок проведения Единого государственного экзамена (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.03.2010 N 170) . Официальный сайт Единого государственного экзамена. URL: http://www.ege.edu.ru/ru/main/legal-documents/index.php?id_4=17625&from_4=4

Информация о работе Организации занятий по подготовке к ЕГЭ по физике в средней школе