Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:16, курсовая работа
В наше время стал более актуален вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.
Нужно показать, как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и обязанность взрослых: родителей, педагогов.
Наиболее благоприятные условия для активного проявления качеств личности представляет труд. Он должен приносить каждому человеку моральное удовольствие.
Введение
I. Теоретическая часть
1.1 Гигиенические и педагогические требования к организации труда в природе.
1.2 Формы организации трудовой деятельности детей в природе в старших группах
1.3 Руководство трудовой деятельностью детей дошкольного возраста в разных возрастных группах
II. Практическая часть
2.1 Практическая работа по организации трудовой деятельности в старшей группе ДОУ
2.2 Диагностика трудовых навыков и умений дошкольников
2.3 НОД по организации трудовой деятельности дошкольников в природе
III. Заключение
VI. Литература
3.Обсуждение результатов
По окончании работы воспитатель
обсуждает итоги. Его задача в
том, чтобы на конкретных примерах показать
преимущество коллективного труда.
При обсуждении итогов коллективного
труда воспитатель отличает такие
поступки, как стремление помочь товарищу.
Воспитатель побуждает детей
к активному обсуждению поступков
своих товарищей. Наряду обсуждения
положительных примеров необходимо
привлекать внимание детей к недостаткам,
он указывает на них в мягкой,
доброжелательной форме, выражая уверенность
в том, что дети поняли свои ошибки.
Обсуждение занимает не более 8 – 10 минут,
но оно имеет большое
1.3 Руководство трудовой
Во второй младшей группе возможно организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд рядом» - дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.
Во второй младшей группе возможно организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовою операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.
При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции .
Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.
Средняя группа. Формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.
Коллективные
формы труда воспитатель
Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения.
Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть.
Таким образом, в средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства труда в природе.
Старшие группы. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения – ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д.
В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит НОД, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.
Руководство
воспитателя работой дежурных направлено
на формирование необходимых навыков
и умений ухода за животными и
растениями, а также на развитие
коллективных взаимоотношений детей
и правильного отношения к
труду. При передаче дежурств дети рассказывают
всей группе, как они ухаживали
за животными и растениями, что
нового и интересного заметили в
развитии растений, в поведении животных.
Ребята оценивают работу, выполненную
дежурными, высказывают суждения о
её качестве.
II. Практическая часть
2.1 Практическая работа по организации трудовой деятельности в старшей группе ДОУ
Воспитанники
в старшей группе под руководством педагога
продолжают ухаживать за комнатными растениями.
В уголке природы, в огороде и цветнике
они выращивают растения: участвуют в
перекопке земли и разделке грядок и клумб,
сеют семена, высаживают рассаду, часть
которой они могут вырастить в уголке
природы, а затем поливают, пропалывают,
рыхлят землю, собирают урожай.
В процессе
руководства трудом детей становится
задача развития контроля и самоконтроля:
воспитатель, проверяя выполнение задания,
задает отдельным детям вопросы
направляющие их внимание за результат
труда. Такой приём развивает
самоконтроль, умение соотносить свои
действий с указаниями воспитателя.
Особенностью руководства трудом в старших группах является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только выполнять, но и планировать последовательность выполнения отдельных операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.
2.2 Диагностика трудовых навыков и умений дошкольников
Экспериментальная работа осуществлялась на базе ДОУ №1 в старшей группе. В группе нет экологического центра, а есть экологический уголок. Условиями эксперимента была определена экспериментальная группа (5 человек) для выявления у них знаний о комнатных растений, трудовых навыков и умений по уходу за комнатными растениями.
Цель: выявить уровень трудовых навыков и умений детей по уходу за комнатными растениями.
Методика:
Таблица 1 Выявление уровня трудовых навыков и умений детей по уходу за комнатными растениями
№ |
Ф.И ребенка |
Общетрудовые навыки |
Владение спец.навыками |
Всего«» «+»,«-» | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |||
1 |
Ветта Ч. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ 9 |
2 |
Сережа У. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+6 |
3 |
Катя Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ 9 |
4 |
Дима Б. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
_ |
+ |
+ |
- |
_ |
+6 |
5 |
Ксения В.. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ 10 |
Всего + - |
4 1 |
5 0 |
3 2 |
5 0 |
3 2 |
4 1 |
3 2 |
5 0 |
3 2 |
2 3 |
3 2 |
– Цель 4 – Способ 7 – Тряпочка 10 – Рыхлилка
2 – Мотив 5 – Результат 8 – Кисточка 11 – Лейка
3 – Средства 6 – Рефлексия 9 - Пульверизатор
На основании результатов, полученных из таблицы 1, нами оформлены круговые диаграммы уровня сформированности трудовых навыков и умений ухода за комнатными растениями.
Диаграмма №1 «Уровень навыков и умений ухода за комнатными растениями»
№ |
Ф.И.ребенка |
Диаграмма |
Проценты |
1 |
ВеттаЧ. |
|
82% |
2 |
Сережа У. |
|
55% |
3 |
Катя Л. |
|
82% |
4 |
Дима Б. |
|
55% |
5 |
Ксения В. |
|
91% |
Общий уровень сформированности |
|
73% |
2.3 НОД по организации трудовой деятельности дошкольников в природе
Цель: повысить уровень трудовых навыков и умений детей старшей группы по уходу за комнатными растениями.
Данная цель решалась через следующие задачи:
Таблица 2 Перспективный план
Задачи |
Бытовая деятельность в уголке природы |
Учебная деятельность |
Игровая деятельность |
Трудовая деятельность | ||||||||
1,4 |
1. Наблюдение за фикусом ( 2. Наблюдение за китайским
розаном (внешний вид, 3. Составление модели «фикус» 4. Составление модели «Китайский розан» 5. Рассматривание иллюстраций
по уходу за комнатными |
1. Трудовое занятие «Ухаживаем за фикусом, аспидистрой, монстерой» (подбор инструментов, обучение пользоваться сухой и влажной тряпочкой, моделирование) 2. Трудовое занятие «Ухаживаем
за китайским розаном, |
1. Дид. игра «Подбери инструмент по уходу за комнатными растениями» 2. Дид. игра «Напиши, мы отгадаем» 3. Дид. игра «Узнай растения на ощупь» |
1. Трудовое поручение «Ухаживаем за фикусом» (сухой и влажной тряпочкой). 2. Трудовое поручение «Ухаживаем за китайским роза-ном» (сухой и влажной тряпоч-кой) 3. Трудовое поручение «Ухаживаем за аспидистрой» (су-хой и влажной тряпочкой) 4. Трудовое поручение «Ухаживаем за монстерой» (сухой и влажной тряпочкой) | ||||||||
2,3,4 |
1. Наблюдение за бальзамином ( 2. Наблюдение за ройциссусом (строение, особенности листьев, их пов-ти) 3. Наблюдение за фиалкой (строение, особенности листьев, потребности- не любят свет, полив умеренный) 4. Моделирование на тему «Строение бальзамина» 5. Моделирование на тему «Строение рой циссуса» 6. Моделирование на тему «Строение фиалки узамбарской» |
1.Трудовое занятие «Ухаживаем за фиал-кой и бальзамином» (подбор инструментов, структура деятельности, модель деят-ти) 2. Трудовое занятие «Уход за ройциссусом и пеларгонией» (подбор инструментов, модель деят-ти) 3.Занятие «Такие разные
растения» (внешний вид, 4. Викторина «Растения- живые организмы» (внешний вид, растения живые, необх. Удовл-рения потребностей» |
1. Дид .игра «Подбери правильно» (подобрать образцы поверхности соответствующее растению) 2. Дид. игра «Опиши поверхность листьев» 3. Дид. игра «Подбери инструмент по уходу за растениями» 4. Дид. игра с моделями «Составь правильно» (модель деятельности по уходу) |
1. Трудовое поручение «Ухаживаем за растениями с бархатистыми листьями» (сухая тряпочка, сухая кисточка) 2. . Трудовое поручение «Ухаживаем за мелколистными растениями» (пульверизатор) 3. Трудовое поручение «Ухаживаем за крупнолистными растениями» (сухая и влажная тряпочка) 4. Трудовое поручение «Поливаем комнатные растения» (лейка) |