Организация учебно-воспитательного процесса в кружке. Аспекты подготовки, проведения и анализа учебного занятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:03, реферат

Краткое описание

Данный сборник содержит материалы, которые помогут как начинающим, так и опытным педагогам в планировании, организации и проведении учебного занятия кружка. Для построения занятия необходимо наличие взаимосвязи преподавания и учения с содержанием образования, воздействующего на эмоциональную сферу, формирующего эмоционально-ценностные ориентации школьников. Определяя в содержании материала занятия знания, способы деятельности, элементы, формирующие эмоциональные переживания, педагог тем самым планирует предполагаемые результаты обучения, воспитания и развития, четко выделяет цели занятия.

Содержание

Введение.
Основные задачи учебного занятия кружка.
План и конспект учебного занятия.
Методы и приемы обучения на занятиях.
Формы учебной деятельности учащихся на занятии кружка.
Типы учебных занятий.
Типология учебных занятий по образовательным целям и логика их построения.
Традиционные и новые формы проведения учебных занятий.
Организация начала учебного занятия.
Требования к изложению материала педагогом.
Организация и проведение первых занятий кружка.
Самоанализ учебного занятия.
Психолого-педагогическая схема анализа кружкового занятия.
Схема анализа занятия кружка при формировании самостоятельности воспитанников.
Приложение 1. Анкета учащегося.
Приложение 2. Памятка «Права и обязанности дежурного».

Вложенные файлы: 1 файл

Организация учебно.docx

— 71.56 Кб (Скачать файл)

Организация учебно-воспитательного  процесса в кружке. Аспекты подготовки, проведения и анализа учебного занятия.

 

Содержание

 
Введение. Особенности современного учебного занятия в кружке.

  1. Основные задачи учебного занятия кружка.
  2. План и конспект учебного занятия.
  3. Методы и приемы обучения на занятиях.
  4. Формы учебной деятельности учащихся на занятии кружка.
  5. Типы учебных занятий.
  6. Типология учебных занятий по образовательным целям и логика их построения.
  7. Традиционные и новые формы проведения учебных занятий.
  8. Организация начала учебного занятия.
  9. Требования к изложению материала педагогом.
  10. Организация и проведение первых занятий кружка.
  11. Самоанализ учебного занятия.
  12. Психолого-педагогическая схема анализа кружкового занятия.
  13. Схема анализа занятия кружка при формировании самостоятельности воспитанников.
  14. Приложение 1. Анкета учащегося.
  15. Приложение 2. Памятка «Права и обязанности дежурного».

 
         Данный сборник содержит материалы, которые помогут как начинающим, так и опытным педагогам в планировании, организации и проведении учебного занятия кружка.

Для построения занятия необходимо наличие взаимосвязи преподавания и учения с содержанием образования, воздействующего на эмоциональную сферу, формирующего эмоционально-ценностные ориентации школьников.

Определяя в содержании материала  занятия знания, способы деятельности, элементы, формирующие эмоциональные  переживания, педагог тем самым планирует предполагаемые результаты обучения, воспитания и развития, четко выделяет цели занятия.

Известно, что любые новые  знания становятся достоянием ученика  не в том неизменном виде, в котором  они были заданы, а активно преобразуются им. Всех детей в группе педагог учит одинаково, но все они усваивают учебный материал по-разному. Поэтому необходима специальная работа на занятии для того, чтобы у каждого ученика сложились и закрепились не любые, а именно рациональные способы учебной работы.

Известно, что знания, оторванные от собственного опыта школьника, усваиваются  формально, т. е. без активной внутренней переработки учебного материала. По данным психологических исследований, субъективный опыт ребенка может оказывать и положительное, и отрицательное влияние на усвоение учебного материала. Именно поэтому требуется создание условий для правильного осмысления и обобщения им собственного опыта.

Таким образом, планируя занятие, педагог должен ориентироваться на то, что ребенок знает и умеет, как он овладел этими знаниями и умениями, как они изменяются в процессе обучения, т. е. педагог должен владеть информацией не только о результативной, но и о процессуальной сторонах учебной работы школьника, его умениях учиться. 

Особенности современного учебного занятия кружка

 

  •  
    Соответствие принципам дидактики, научность, системность, наглядность, доступность, активность усвоения учащимися материала.
  •  
    Установление логической связи с тем, что ранее изучалось; обеспечение последовательности и преемственности в изучении программного материала; систематическое повторение узловых вопросов курса.
  •  
    Обеспечение связи обучения с жизнью и осуществление профессиональной ориентации учащихся, учет личного опыта школьников; привитие им практических умений, навыков и обучения рациональному мышлению и практическим действиям.
  •  
    Использование проблемности в обучении, развитие самостоятельности и инициативы учащихся, включение их в активную деятельность, создание ситуаций трудности и успешности.
  •  
    Дифференцированное обучение; индивидуальный подход к учащимся, учет их возрастных и психофизиологических особенностей.
  •  
    Положительные эмоции и благоприятная психологическая атмосфера в коллективе.

 
^ Основные задачи  учебного занятия кружка 
 
• развитие познавательных интересов учащихся; 
• развитие интеллектуальных способностей; 
• обучение самообразованию; 
• овладение методами и приемами самостоятельной работы; 
• обучение методам научной, исследовательской, экспериментальной работы; 
• развитие изобретательских и конструкторских способностей; 
• развитие творческих способностей; 
• овладение практическими умениями и навыками; 
• формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания); 
• содействие в профессиональном самоопределении учащихся; 
• формирование умения передавать свои знания другим; 
• выявление уровня знаний и умений учащихся. 
 
^ План и конспект учебного занятия 
 
Подготовка к учебному занятию — не формализм, а трудоемкая, порой филигранная работа, выверяющая и уточняющая задуманное, требующая инициативы и вдохновения. 
 
Письменный план или конспект занятия углубляет его замысел, уточняет разработку, укладывает задуманное во времени, буквально в минутах, отсекая все лишнее, малозначительное. Письменный план нужен, быть может, не столько на самом занятии (порой он так врезается в сознание педагога, что не возникает необходимость заглядывать в конспект), сколько до занятия — для того, чтобы состоялось именно такое занятие, какое было задумано.  
 
Письменная подготовка дает возможность руководителю кружка на самом занятии легко и гибко оперировать временем, не тратить его на подыскивание нужных слов и выражений, примеров и аргументов. Следовательно, письменное оформление занятия не убивает творчество, а высвобождает время, память, силы педагога, позволяет быть более внимательным к детям, более зорким, если угодно, более находчивым, дает возможность углублять объяснение, улавливать сложившуюся ситуацию и действовать соответственно ей, обеспечивает педагогическую импровизацию, экспромт. 
 
Опыт подтверждает целесообразность поурочно-тематического планирования, т. е. разработки планов сразу на несколько занятий вперед (по теме или подтеме). Это дает педагогу возможность разнообразить типы занятий, предусматривать целесообразные виды учебной деятельности школьников на протяжении изучения всей темы (раздела), проведение практических и контрольных работ, повторения, экскурсий. План занятия является рабочим документом педагога, и нельзя требовать от него составления плана по единой схеме с обязательным включением всех обязательных элементов. Опытные педагоги, имеющие конспекты или разработки занятий, составленные в предыдущие годы, могут пользоваться ими, внося дополнения и коррективы. 
 
План занятия педагога — его творческая лаборатория, при подготовке такого плана педагог прежде всего учитывает конкретные условия работы, максимально использует свои творческие возможности, свой опыт и опыт своих коллег.  
 
Конечно, бывают обстоятельства, когда в ходе занятия нужно что-то изменить, внести коррективы в задуманное. Но именно для того, чтобы не упустить намеченное и достигнуть поставленной цели, нужен написанный план занятия. 
 
Иное дело — какой должна быть письменная подготовка занятия, что нужно фиксировать. 
 
Очевидна необходимость четкой формулировки цели: только отчетливое знание педагогом того, чего он хочет добиться на данном занятии, обеспечивает структуру всего занятия и конструкцию его отдельных этапов.  
 
Цель занятия не должна носить обтекаемый характер: изучить то-то, рассказать то-то, а быть конкретной, диагностичной, реалистической. Кроме сообщения знаний и привития навыков, в цель занятия должны входить и органически связанные с ней задачи воспитания и развития. Вот почему, готовясь к занятию, педагог должен отдавать себе ясный отчет в том, к сознанию каких идей он будет подводить учащихся на материале данного занятия, каких микросдвигов в развитии внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, эмоций, воли он будет добиваться у своих учеников. 
 
Цель занятия предполагает результат, который должен быть достигнут совместной деятельностью учащихся и педагога. 
 
Руководитель кружка может письменно фиксировать не только то, что изучается, но и то, какими педагогическими средствами и методическими приемами осуществляется это изучение. Отсюда ясно, что надо не пресловутые «организационный момент» или «подачу нового материала», а каждый макроэлемент и его внутренние микроэлементы, при помощи которых решаются конкретные дидактические задачи. Значит, описывать те педагогические действия педагога, которые определяют учебно-познавательную и воспитательную, развивающую деятельность. 
 
Не может быть, следовательно, установки на стабильное количество этапов занятия. Их столько, сколько видов работы наметил педагог, исходя из педагогически целесообразной организации занятия.  
 
Что же такое план и конспект занятия? План — это письменная формулировка основных этапов занятия, формулировка тематики опроса, вопросов беседы, для закрепления изучаемого материала, перечень задач, упражнений, фиксация основных положений рассказа или лекции педагога. 
 
^ Конспект занятия — подробное описание всего хода занятия с формулировками вопросов к учащимся; это описание наглядных пособий и методики их использования; это полный конспект излагаемого руководителем кружка материала.  
 
Короче, конспект занятия — это его сценарий. Мы выписываем из содержания занятия название этапа и раскрываем, как он будет осуществляться. Если намечена беседа, то мы формулируем ряд ее последовательных вопросов. Если намечена информация педагога, то мы даем план этой информации, или тезисы, или конспект. Если мы даем ребятам самостоятельное наблюдение, то указываем, каков материал этих наблюдений и порядок его анализа, какова технической аппаратуры, мера и продолжительность использования.  
 
Отступления от плана и конспекта возможны, если необходимы. Но чем точнее и продуманнее план, конспект, тем зорче педагог на занятии, тем яснее он видит надобность отступления, тем смелее его осуществляет. 
 
Выбор того, что писать — план или конспект, — индивидуальное право каждого педагога. Начинающим руководителям кружков конспект более надежно обеспечивает продуманность, четкость, последовательность, эффективность проведения учебного занятия.  
 
 
^ Максимальный набор этапов учебного занятия: 
 
1 – организационный: 
 
2 – этап проверки домашнего задания (по необходимости); 
 
3 – этап актуализации личного опыта учащихся; 
 
4 – этап изучения новых знаний и способов деятельности; 
 
5 – этап первичной проверки понимания изученного; 
 
6 – этап закрепления изученного; 
 
7 – этап применения изученного; 
 
8 – этап обобщения и систематизации; 
 
9 – этап контроля и самоконтроля; 
 
10 – этап коррекции; 
 
11 – этап информирования о домашнем задании (по необходимости); 
 
12 – этап подведения итогов учебного занятия; 
 
13 – рефлексия. 
 
В живом образовательном процессе несколько этапов могут быть объединены в один. Например, изучение нового материала, его первичное закрепление и проверка понимания. Некоторые этапы имеют место на каждом занятии:

  •  
    этап организации начала учебного занятия;
  •  
    этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности;
  •  
    основной этап;
  •  
    этап подведения итогов занятия;
  •  
    рефлексия.

 
Педагог вправе выбрать удобную  для себя модель плана занятия  с учетом своих целей, задач, опыта  работы. 
 
Основными требованиями, предъявляемыми к занятию, а значит, и к плану на каждое занятие, являются следующие:

    •  
      конкретность учебных и воспитательных целей,
    •  
      подбор учебного материала с учетом поставленных задач и возрастных особенностей учащихся;
    •  
      разнообразие форм и методов работы;
    •  
      сочетание индивидуальной и коллективной работы, работы по группам;
    •  
      эффективное использование времени кружкового занятия.

 
 
 
^

Методы и приемы обучения на занятиях

На занятиях учебных  групп и коллективов педагог может использовать различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.

 
Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей учащихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности; возможностей материально-технической базы обучения. 
 
Методы обучения 
 
 
1. Словесные методы обучения. 
 
2. Работа с учебником и книгой. 
 
3. Методы практической работы: упражнения, письменные работы, графические работы. 
 
4. Метод наблюдения. 
 
5. Исследовательские методы. 
 
6. Метод проблемного обучения. 
 
7. Методы программированного обучения. 
 
8. Проектно-конструкторские методы. 
 
9. Метод игры. 
 
10. Наглядный метод обучения. 
 
11.Использование на занятиях: средств искусства; активных форм познавательной деятельности; психологических и социологических методов и приемов. 
 
Метод упражнения: 
 
упражнения; тренинг; тренировка; репетиция.  
 
Письменные работы:  
 
конспект;  
 
выписки;  
 
составление тезисов (доклада); 
 
реферат;  
 
письменные ответы на вопрос; 
 
составление аннотации (произведения, статьи); 
 
составление рецензии (отзыва);  
 
написание заключения (обобщения, выводов). 
 
Словесные методы обучения: 
 
лекция; 
 
объяснение; 
 
рассказ; 
 
чтение; 
 
беседа; 
 
диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом); консультация.  
 
Графические работы:  
 
составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей;  
 
составление структурно-логических схем;  
 
заполнение матриц; 
 
работа с географическими и историческими картами. 
 
Метод наблюдения: 
 
запись наблюдений, ведение дневника наблюдений;  
 
зарисовка, рисунки;  
 
запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов;  
 
фото-, кино-, видеосъемка;  
 
проведение замеров (температуры воздуха; состояния воды, почвы и др.). 
^

Исследовательские методы

 
Лабораторные и экспериментальные занятия: 
 
опыты: постановка, проведение и обработка результатов опытов; 
 
лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами, техническими устройствами; 
 
эксперименты; опытническая работа на участке.  
 
Метод проблемного обучения: 
 
проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия; 
 
эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов; 
 
создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания, демонстрация опыта, использование наглядности); 
 
самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; 
 
самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов). 
 
Методы программированного обучения: 
 
объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал учащиеся изучают самостоятельно; 
 
самостоятельное изучение определенной части учебного материала:  
 
а) выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование);  
 
б) выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвленное программирование). 
 
Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:

    •  
      разработка проектов, программ;
    •  
      построение гипотез;
    •  
      моделирование ситуации;
    •  
      создание новых способов решения задачи;
    •  
      создание моделей, конструкций; конструирование игр; конструирование из бумаги;
    •  
      создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок);
    •  
      разработка сценариев спектаклей, праздников;
    •  
      художественное конструирование;
    •  
      создание произведений декоративно-прикладного искусства;
    •  
      проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

 
Метод игры: 
 
Игры: 
 
дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и др.  
 
игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; 
 
игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра. 
 
настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-конструкторы. 
 
Наглядный метод обучения: 
 
• наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики; 
 
• демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, геометрические фигуры, муляжи и т. д.); 
 
• демонстрационные опыты: по химии, физике, астрономии и др. 
 
• видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы. 
 
Проведение занятий с использованием средств искусства: 
 
• изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография): знакомство, изучение, обсуждение, создание произведений изобразительного искусства; занятия на природе; 
 
•декоративно-прикладное искусство: знакомство с декоративно-прикладным искусством, изучение народных промыслов, изготовление художественных изделий, художественная обработка утилитарных предметов (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, орудия труда, средства передвижения, игрушки и т. д.), художественное конструирование. При обработке материалов (дерево, металл, керамика, стекло, текстиль, природные материалы и др.) использование резьбы, росписи, инкрустации, литья, ковки, чеканки, гравировки, выжигания, вышивки, вязания, набойки, плетения и др.; 
 
• литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание, обсуждение, сочинение литературных произведений, создание литературных композиций, встречи с писателями и поэтами, литературные игры и конкурсы, конкурс чтецов и рассказчиков, создание рукописного журнала (книги); 
 
• музыка: по родам и видам (симфоническая, камерная, духовная, народная, фольклорная, джазовая, рок-музыка, популярная музыка и др.); по средствам исполнения: вокальная (соло, ансамблевая, хоровая), инструментальная (оркестровая, ансамблевая, соло); вокально-инструментальная; по жанрам: симфония, сюита, соната, опера, песня, марш, танец и др. Прослушивание, пение, исполнение, разучивание, импровизация, сочинение музыкальных произведений; создание музыкальных композиций; встречи с композиторами, музыкантами, исполнителями, музыкальные игры; 
 
•хореография: просмотр балетных спектаклей, выступлений ансамблей танца; исполнение и разучивание танцев - народных, бальных, современных, создание танцев (спектаклей), исполнение и создание хореографических этюдов (изображение средствами хореографии явлений природы, животных, предметов и т. д.); 
 
• пантомима: создание живых композиций - картин, портретов, предметов; изображение средствами пантомимы литературных и сказочных героев произведений, героев кинофильмов и мультфильмов, животных и птиц; загадок, пословиц, поговорок и т. д.; 
 
• театр (драматический, музыкальный, литературный, исторический, психологический, дидактический, театр миниатюр, театр одного актера, театр балета, театр пантомимы (пластики, жеста, мимики), театр кукол, театр теней, театр зверей): просмотр, обсуждение, инсценирование, постановка, создание спектаклей; знакомство с историей театра, театрализованные игры; 
 
• кино: просмотр и обсуждение фильмов, создание фильмов: рисованных фильмов, диафильмов, слайд-фильмов, мультфильмов, кино-, видео-, телевизионных фильмов, учебных, документальных, научно-популярных, художественных фильмов; 
 
• радио и телевидение: запись, прослушивание и просмотр радио- и телепередач, их обсуждение; создание радио- и телевизионных передач, студий. 
 
 
^ Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий: 
 
• анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты; 
 
• интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос); 
 
• психологические тесты; 
 
• создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); 
 
• психологический театр; 
 
• деловая игра; 
 
•обсуждение сообщений, докладов, рефератов. 
 
• создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок); 
 
• разработка сценариев спектаклей, праздников; 
 
• художественное конструирование; 
 
• создание произведений декоративно-прикладного искусства; 
 
• проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел. 
 
 
^ Формы учебной деятельности учащихся 
 
на занятии кружка 
 
 
Формы учебной деятельности учащихся - это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми. 
 
Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:

  1.  
    Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным.

 
Групповую, когда педагог одновременно обучает целую группу учащихся. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют фронтальной работой. Групповая форма организации учебной работы представлена только двумя разновидностями: фронтальные занятия, занятия в малых группах.

  1.  
    Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы - работа учащихся в парах сменного состава.

 
Выделяют следующие  общие признаки коллективной работы:

    •  
      Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.
    •  
      Разделение труда, функций и обязанностей.
    •  
      Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.
    •  
      Наличие действующих органов, организации, привлечение участников работы к контролю, учету и управлению.
    •  
      Общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности.
    •  
      Объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его членом в отдельности или частью коллектива.
  1.  
    Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося.

 
В образовательной практике школ широко распространены такие занятия, как  семинар, конференция, экспедиция, дискуссия. Они могли бы послужить и разнообразию форм дополнительного образования. 
 
^

Типы учебных  занятий

 
 
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

  •  
    изучение нового материала;
  •  
    применение знаний на практике, формирование практических умений;
  •  
    контроль знаний.

 
Поэтому можно выделить следующие типы учебных занятий:

  •  
    изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.)
  •  
    закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнение, решение задач, контрольная работа)
  •  
    самостоятельное применение знаний, умений, навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы и т.д.)

Информация о работе Организация учебно-воспитательного процесса в кружке. Аспекты подготовки, проведения и анализа учебного занятия