Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:03, реферат
Данный сборник содержит материалы, которые помогут как начинающим, так и опытным педагогам в планировании, организации и проведении учебного занятия кружка. Для построения занятия необходимо наличие взаимосвязи преподавания и учения с содержанием образования, воздействующего на эмоциональную сферу, формирующего эмоционально-ценностные ориентации школьников. Определяя в содержании материала занятия знания, способы деятельности, элементы, формирующие эмоциональные переживания, педагог тем самым планирует предполагаемые результаты обучения, воспитания и развития, четко выделяет цели занятия.
Введение.
Основные задачи учебного занятия кружка.
План и конспект учебного занятия.
Методы и приемы обучения на занятиях.
Формы учебной деятельности учащихся на занятии кружка.
Типы учебных занятий.
Типология учебных занятий по образовательным целям и логика их построения.
Традиционные и новые формы проведения учебных занятий.
Организация начала учебного занятия.
Требования к изложению материала педагогом.
Организация и проведение первых занятий кружка.
Самоанализ учебного занятия.
Психолого-педагогическая схема анализа кружкового занятия.
Схема анализа занятия кружка при формировании самостоятельности воспитанников.
Приложение 1. Анкета учащегося.
Приложение 2. Памятка «Права и обязанности дежурного».
Педагогу необходимо соотнести поставленные
перед занятием цели с достигнутыми и
определить причины успеха или нeуспеха.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Что нового для развития ума, памяти,
внимания, способностей детей дало данное
занятие?
2. Насколько оптимально было выстроено
занятие? Соответствовало ли оно интересам,
темпераменту, уровню развития, специфике
учебной группы?
3. Адекватна ли была организация деятельности
учащихся
обучающим, развивающим и воспитывающим
целям занятия?
4. Насколько активны были учащиеся? Сколько
paз и кто из них выступал, почему молчали
другие, как стимулировалась paбота ребят?
5. Каким был темп занятия? Поддерживался
ли интерес учащихся на протяжении всего
занятия?
6. Как в ходе занятия была организована
опора на предыдущие знания, жизненный
опыт детей, насколько актуальны для детей
полученные знания?
7. Был ли чётким и ясным инструктаж детей
перед выполнением заданий? Продумана
ли проверка?
8. Как контролировалась работа детей?
Весь ли труд учеников
был проверен и оценён? Насколько быстро
и эффективно
это делал педагог?
9. Какова психологическая атмосфера занятия?
10. Изменилось ли ваше настроение после
занятия? Что можно поставить себе в «плюсы»,
a что в «минусы»?
В заключение педагог продумывает, каким
образом улучшить качество своей работы
на занятии, делает общие выводы и намечает
меры по совершенствованию своего мастерства.
^ Психолого-педагогическая
схема анализа кружкового занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ Схема
анализа занятия кружка при
формировании
Каким
образом педагог создает условия для формирования
логического мышления:
Каким образом
руководитель кружка предоставляет
возможность самостоятельно ориентироваться
в новой ситуации:
- стимулирует желание в поиске способов
решения задания или задачи
^
Приложение 1
АНКЕТА УЧАЩЕГОСЯ
Дорогой друг! Просим тебя ответить на следующие вопросы:
Фамилия, имя_____________________
Число, месяц, год рождения____________ Класс____
Школа (гимназия, лицей)______
Домашний адрес (с индексом)_ ________________________
Какую профессию ты хотел бы избрать в
будущем_______________________
Твое любимое занятие в свободное время_________________________
Участвуешь ли ты в работе какой-либо общественной
организации (если участвуешь, укажи ее
название)?___________________
Какой год ты будешь заниматься в учебной
группе (коллективе)?_________________
В какой учебной группе (коллективе) ты
занимался в прошедшем учебном году? ______________________________
Имеешь ли ты звание, разряд, категорию?____________________
Фамилия, имя, отчество мамы или папы__________________________
Где и кем она (он) работает?_____________________
Ее (его) рабочий телефон_______________________
Приложение 2
^
ПАМЯТКА «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО»
1. Дежурный отвечает за
2. Выясняет причину отсутствия учащихся
на занятии и сообщает о ней педагогу.
3. Отвечает за порядок в учебном помещении.
4. Отвечает за смену информации на стенде
о работе учебной группы.
5. Встречает гостей и знакомит их с работой
6. В случае необходимости собирает учащихся
по цепочке.
7. Имеет право выносить на обсуждение
совета собрания учащихся вопросы о работе
учебной группы.
Примечание.
На первом этапе организации работы учебной
группы дежурный выбирается из числа более
активных и опытных ребят, потом дежурным
может быть любой учащийся. Дежурный выбирается
на определенный срок (на неделю, на две
недели), его продолжительность зависит
от количества занятий учебной группы
в течение недели, от возраста учащихся.
Составляется график дежурства, в котором
может быть отражена оценка за дежурство:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«плохо». Дежурный может иметь отличительный
знак: эмблему, значок, повязку.
^
Нормативно-правовые документы
руководителя
кружка
- Тарифно-квалификационные характеристики
(«Пазашкольнае выхаванне», №4 - 1998г.)
- Закон РБ “О правах ребёнка”
- Закон РБ «Об общем среднем образовании
в Республике Беларусь» («Адукацыя і выхаванне”
№9-2006г.)
- Концепция непрерывного воспитания детей
и учащейся молодежи в Республике Беларусь//
“Зборнік нарматыўных дакументаў”-2007-№2.
- Программа непрерывного воспитания детей
и учащейся молодежи в Республике Беларусь
на 2006- 2010гг.// “Зборнік нарматыўных дакументаў”-2007-№11..
- Инструктивно-методическое письмо МО
РБ «О совершенствовании воспитательной
работы в 2007-2008 учебном году»
- Закон РБ “Аб унясенні змяненняуі дапауненняу
у закон РБ ”Аб правах дзіцяці” //Нар.
Асвета- 2001-№11, праблемы выхавання-2001-№1.
- Постановление коллегии Министерства
образования Республики Беларусь «О состоянии
и совершенствовании информационно-пропагандистской
работы в учебных заведениях Республики
Беларусь»// Пазашкольнае выхаванне-2001-№5.
- Концептуальные основы идейно-воспитательной
работы с детьми, учащимися и студенческой
молодежью// Сборник нормативных документов-2003-№7
- Методические рекомендации по организации
и проведению в учебных заведениях информационных
часов// Сборник нормативных документов-
2003-№7.
- Методические рекомендации «Об идеологическом
сопровождении воспитательной работы»
// Сборник нормативных документов - 2004г.,
№ 2.
- Закон РБ «Аб дзяржаунай падтрымцы маладзежных
і дзіцячых грамадскіх а’яднанняу у Рэспублікі
Беларусь»// Праблемы выхавання-2000-№2.
- Праграма па рабоце з адоранай моладзю//
Адукацыя і выхаванне-2000-№4.
- Закон РБ “Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”//
Образование и право (приложение к Настауніцкай
газете)- 2003-21.08.
- Организационно-содержательное наполнение
шестого (школьного) дня
недели: Методические рекомендации//Пазашкольнае
выхаванне-2002-№4.
- Постановление МО РБ «О внесении изменений
и дополнений в Положение об аттестации
педагогических работников системы образования
РБ»// Сборник нормативных документов-2001-№8-с.28.
- Инструкция об экспериментальной и инновационной
деятельности в учреждениях образования
Республики Беларусь // Веснік адукацыі
– 2003. - № 3-4.
- Критерии и показатели качества воспитания
в учреждениях, обеспечивающих получение
общего среднего образования // Зборнік
нарматыўных дакументаў Міністэрства
Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2003. –
№ 7; Прабл. выхавання. – 2003. - № 5.
- Методические рекомендации «Организация
воспитательной работы в условиях пятидневной
учебной недели и шестого школьного дня»//
Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства
Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2004. -
№ 22.
- О совершенствовании педагогической
организации шестого школьного дня// Зборнік
нарматыўных дакументаў Міністэрства
Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2004. -
№ 8.
- Областная комплексная программа «Воспитание».
– Витебск: Управление образования облисполкома,
2001.
- Областная комплексная программа “Идеологическая
и идейно-воспитательная работа с детьми
и учащейся молодежью” – Витебск: Управление
образования облисполкома, 2004.
- Областная программа воспитательно-профилактической
работы с подростками и молодежью. – Витебск:
Управление образования облисполкома,
2003.
- Организационно-содержательное наполнение
шестого дня учебной недели в учреждениях
общего среднего образования, функционирующих
в сельской местности: Метод.рекомендации
// Пазашк.выхаванне. – 2003. - № 4.
- Организация воспитательной работы в
шестой школьный день в 2004/2005 учебном году:
Методические рекомендации Министерства
образования Республики Беларусь. – Пазашк.
выхаванне. – 2004. - № 11.
- Палажэнне аб установе, якая забяспечвае
атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі//
Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства
Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2004. №
16.
- Рекомендации по использованию Государственной
символики в учреждениях образования//
Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства
Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2004. -
№ 8.