Организация учебно-воспитательного процесса в кружке. Аспекты подготовки, проведения и анализа учебного занятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:03, реферат

Краткое описание

Данный сборник содержит материалы, которые помогут как начинающим, так и опытным педагогам в планировании, организации и проведении учебного занятия кружка. Для построения занятия необходимо наличие взаимосвязи преподавания и учения с содержанием образования, воздействующего на эмоциональную сферу, формирующего эмоционально-ценностные ориентации школьников. Определяя в содержании материала занятия знания, способы деятельности, элементы, формирующие эмоциональные переживания, педагог тем самым планирует предполагаемые результаты обучения, воспитания и развития, четко выделяет цели занятия.

Содержание

Введение.
Основные задачи учебного занятия кружка.
План и конспект учебного занятия.
Методы и приемы обучения на занятиях.
Формы учебной деятельности учащихся на занятии кружка.
Типы учебных занятий.
Типология учебных занятий по образовательным целям и логика их построения.
Традиционные и новые формы проведения учебных занятий.
Организация начала учебного занятия.
Требования к изложению материала педагогом.
Организация и проведение первых занятий кружка.
Самоанализ учебного занятия.
Психолого-педагогическая схема анализа кружкового занятия.
Схема анализа занятия кружка при формировании самостоятельности воспитанников.
Приложение 1. Анкета учащегося.
Приложение 2. Памятка «Права и обязанности дежурного».

Вложенные файлы: 1 файл

Организация учебно.docx

— 71.56 Кб (Скачать файл)
  •  
    оценку, активности учащихся;
  •  
    самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.п.),

 
Педагогу необходимо соотнести поставленные перед занятием цели с достигнутыми и определить причины успеха или нeуспеха. 
 
Необходимо ответить на следующие вопросы: 
 
1. Что нового для развития ума, памяти, внимания, способностей детей дало данное занятие?  
 
2. Насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике учебной группы?  
 
3. Адекватна ли была организация деятельности учащихся 
обучающим, развивающим и воспитывающим целям занятия?  
 
4. Насколько активны были учащиеся? Сколько paз и кто из них выступал, почему молчали другие, как стимулировалась paбота ребят? 
 
5. Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес учащихся на протяжении всего занятия?  
 
6. Как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей, насколько актуальны для детей полученные знания?  
 
7. Был ли чётким и ясным инструктаж детей перед выполнением заданий? Продумана ли проверка?  
 
8. Как контролировалась работа детей? Весь ли труд учеников 
был проверен и оценён? Насколько быстро и эффективно 
это делал педагог?  
 
9. Какова психологическая атмосфера занятия? 
 
10. Изменилось ли ваше настроение после занятия? Что можно поставить себе в «плюсы», a что в «минусы»?  
 
В заключение педагог продумывает, каким образом улучшить качество своей работы на занятии, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего мастерства.  
 
 
^ Психолого-педагогическая схема анализа кружкового занятия

 
№ п|п

 
Показатель

 
Деятельность  педагога

 
^ Деятельность  учащегося (кружковца)

 
1

 
Организация

 
Организационный момент. Конкретность задач занятия. Выделение главной  задачи.

 
Организованность. Внимание. Характер восприятия задач занятия.

 
2

 
Актуальность

 
Конкретность поставленных вопросов. Распределение заданий, направленных на воспроизведение прежних знаний. Направленность на дальнейшее углубление и коррекцию знаний.

 
Понимание учащимися заданий, желание  их выполнить.  
 
Особенности внимания при ответах товарищей, исправление ошибок, допущенных ими.

 
3

 
Адекватность

 
Соответствие методов и приемов  преподавания уровню учащихся. Экономичность и оптимальность используемых средств.

 
Включенность в учебную деятельность. Конкретные приемы обучения.

 
4

 
Перспективная направленность

 
Стимулирование познавательной деятельности. Перспектива успеха. Побуждение к  самосовершенствованию.

 
Умение давать оценку и проводить  самоконтроль.

 
5

 
Логичность

 
Логичность введения новых понятий. Подготовка учащихся к восприятию.

 
Внимание в моменты введения новых  понятий.

 
6

 
Систематичность

 
Соответствие сообщенных знаний и  умений требованием систематичности  и их усвоение. Межпредметная связь. Комплексность решения задач занятия.

 
Умение осуществлять опору на ранее усвоенное.

 
7

 
Последовательность

 
Доступность введения новых знаний и способов деятельности. Взаимосвязь  нового материала с ранее изученным.

 
Умение осмысленно применять новые  способы деятельности.

 
8

 
Целесообразность

 
Соответствие форм деятельности учащихся содержанию изучаемого материала, материально-техническим  возможностям, уровню подготовленности учащихся.

 
Осознание приобретенных знаний на уровне принятых вначале занятия  целей и задач.





 
 
^ Схема  анализа занятия кружка при  формировании самостоятельности  воспитанников. 
 
Каким образом педагог создает условия для формирования логического мышления:

  •  
    выделяет определенные познавательные задачи
  •  
    создает учебные ситуации для индивидуального решения
  •  
    предлагает задачи различной сложности на выбор (согласно самооценки учащихся)
  •  
    способствовать анализу результатов деятельности в кружке?

 
Каким образом  руководитель кружка предоставляет  возможность самостоятельно ориентироваться  в новой ситуации: 
 
- стимулирует желание в поиске способов решения задания или задачи

  •  
    предлагает самостоятельно обосновать степень сложности задания
  •  
    стимулирует выражение собственной точки зрения по каким-либо ситуациям, явлениям, процессам
  •  
    использует другие приемы и методы.

 
 
 
^

Приложение 1

АНКЕТА УЧАЩЕГОСЯ 

Дорогой друг! Просим тебя ответить на следующие вопросы:

 
 
Фамилия, имя_____________________  
 
Число, месяц, год рождения____________ Класс____ Школа (гимназия, лицей)______ 
 
Домашний адрес (с индексом)_ ________________________телефон_________ 
 
Какую профессию ты хотел бы избрать в будущем_______________________
 
Твое любимое занятие в свободное время_______________________________ 
 
Участвуешь ли ты в работе какой-либо общественной организации (если участвуешь, укажи ее название)?___________________ 
 
Какой год ты будешь заниматься в учебной группе (коллективе)?____________________ 
 
В какой учебной группе (коллективе) ты занимался в прошедшем учебном году? ___________________________________ 
 
Имеешь ли ты звание, разряд, категорию?_______________________________ 
 
Фамилия, имя, отчество мамы или папы________________________________ 
 
Где и кем она (он) работает?_________________________________________ 
 
Ее (его) рабочий телефон___________________________________________ 
 
 
Приложение 2 
 
^

ПАМЯТКА «ПРАВА И  ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО»

 
 
1. Дежурный отвечает за организацию  работы в учебной группе. 
 
2. Выясняет причину отсутствия учащихся на занятии и сообщает о ней педагогу. 
 
3. Отвечает за порядок в учебном помещении. 
 
4. Отвечает за смену информации на стенде о работе учебной группы. 
 
5. Встречает гостей и знакомит их с работой 
 
6. В случае необходимости собирает учащихся по цепочке. 
 
7. Имеет право выносить на обсуждение совета собрания учащихся вопросы о работе учебной группы. 
 
Примечание. На первом этапе организации работы учебной группы дежурный выбирается из числа более активных и опытных ребят, потом дежурным может быть любой учащийся. Дежурный выбирается на определенный срок (на неделю, на две недели), его продолжительность зависит от количества занятий учебной группы в течение недели, от возраста учащихся. Составляется график дежурства, в котором может быть отражена оценка за дежурство: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо». Дежурный может иметь отличительный знак: эмблему, значок, повязку. 
 
 
^

Нормативно-правовые документы

 
руководителя  кружка 
 
 
- Тарифно-квалификационные характеристики («Пазашкольнае выхаванне», №4 - 1998г.) 
 
- Закон РБ “О правах ребёнка” 
 
- Закон РБ «Об общем среднем образовании в Республике Беларусь» («Адукацыя і выхаванне” №9-2006г.)  
 
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь// “Зборнік нарматыўных дакументаў”-2007-№2.  
 
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006- 2010гг.// “Зборнік нарматыўных дакументаў”-2007-№11.. 
 
- Инструктивно-методическое письмо МО РБ «О совершенствовании воспитательной работы в 2007-2008 учебном году» 
 
- Закон РБ “Аб унясенні змяненняуі дапауненняу у закон РБ ”Аб правах дзіцяці” //Нар. Асвета- 2001-№11, праблемы выхавання-2001-№1. 
 
- Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь «О состоянии и совершенствовании информационно-пропагандистской работы в учебных заведениях Республики Беларусь»// Пазашкольнае выхаванне-2001-№5. 
 
- Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащимися и студенческой молодежью// Сборник нормативных документов-2003-№7 
 
- Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов// Сборник нормативных документов- 2003-№7. 
 
- Методические рекомендации «Об идеологическом сопровождении воспитательной работы» // Сборник нормативных документов - 2004г., № 2. 
 
- Закон РБ «Аб дзяржаунай падтрымцы маладзежных і дзіцячых грамадскіх а’яднанняу у Рэспублікі Беларусь»// Праблемы выхавання-2000-№2. 
 
- Праграма па рабоце з адоранай моладзю// Адукацыя і выхаванне-2000-№4.  
 
- Закон РБ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”// Образование и право (приложение к Настауніцкай газете)- 2003-21.08. 
 
- Организационно-содержательное наполнение шестого (школьного) дня 
 
недели: Методические рекомендации//Пазашкольнае выхаванне-2002-№4. 
 
- Постановление МО РБ «О внесении изменений и дополнений в Положение об аттестации педагогических работников системы образования РБ»// Сборник нормативных документов-2001-№8-с.28. 
 
- Инструкция об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь // Веснік адукацыі – 2003. - № 3-4. 
 
- Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2003. – № 7; Прабл. выхавання. – 2003. - № 5. 
 
- Методические рекомендации «Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня»// Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2004. - № 22. 
 
- О совершенствовании педагогической организации шестого школьного дня// Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2004. - № 8. 
 
- Областная комплексная программа «Воспитание». – Витебск: Управление образования облисполкома, 2001. 
 
- Областная комплексная программа “Идеологическая и идейно-воспитательная работа с детьми и учащейся молодежью” – Витебск: Управление образования облисполкома, 2004. 
 
- Областная программа воспитательно-профилактической работы с подростками и молодежью. – Витебск: Управление образования облисполкома, 2003. 
 
- Организационно-содержательное наполнение шестого дня учебной недели в учреждениях общего среднего образования, функционирующих в сельской местности: Метод.рекомендации // Пазашк.выхаванне. – 2003. - № 4. 
 
- Организация воспитательной работы в шестой школьный день в 2004/2005 учебном году: Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь. – Пазашк. выхаванне. – 2004. - № 11. 
 
- Палажэнне аб установе, якая забяспечвае атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі// Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2004. № 16. 
 
- Рекомендации по использованию Государственной символики в учреждениях образования// Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2004. - № 8.


Информация о работе Организация учебно-воспитательного процесса в кружке. Аспекты подготовки, проведения и анализа учебного занятия