Орфографическая зоркость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:09, практическая работа

Краткое описание

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в средней школе, так как с ней связано развитие орфографического навыка.
Что недостает в орфографической подготовке учащихся начальных классов?
Для ответа на поставленный вопрос обратимся к школьной практике, к той орфографической теме, которая доставляет учителю больше всего хлопот, - к теме «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Мысленно проверим знания и умения детей различными способами.

Вложенные файлы: 1 файл

gramotnoe_pismo.docx

— 31.53 Кб (Скачать файл)

 

 

   Формирование орфографической  зоркости – одна из главных  задач уроков русского языка  в средней школе, так как с ней связано развитие орфографического навыка.

Что недостает в орфографической  подготовке учащихся начальных классов?

    Для ответа на поставленный вопрос обратимся к школьной практике, к той орфографической теме, которая доставляет учителю больше всего хлопот, - к теме «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением».  Мысленно проверим знания и умения детей различными способами.

-  Какими?

    1.Сначала проведем  традиционный опрос. Смогут ли  ученики повторить изученное  правило и провести примеры?  Наверное, да.

2. Теперь предложим им  карточки со словами, в которых  пропущены буквы. Решат ли они  поставленные задачи? Скорее всего,  да. Большая часть учеников вставит  пропущенные буквы. 

3.Третий способ проверки  – диктант. Он, конечно, будет  написан, но вероятность появления  ошибок возрастает.

4.И вот настает момент, когда ученикам потребуется применить  полученные знания и умения  при создании собственных письменных  высказываний… чаще всего детские  тексты будут испорчены  ошибками  на изученное правило.

    В чем же  дело? Правило знают, могут привести  примеры и вставить пропущенные  буквы, но при свободной записи  мыслей допускают ошибки…

    Сегодня ответ  уже очевиден: наши ученики не  замечают «ошибкоопасных» мест  и потому не применяют известные  им правила, «орфографическая  слепота» школьников – одна  из основных причин допускаемых  орфографических ошибок.

   Часто можно услышать  от родителей фразу: «все правила  мой ребёнок знает, а пишет  всё равно с ошибками!». Это  происходит потому, что ребёнок  не знает, где эти правила  применять. Поэтому и необходимо  применять систему «ошибкоопасных»  мест.

Необходимо объяснить  учащимся, что миноискатель у сапёра всегда должен находиться впереди, чтобы  не подорваться, а если он будет сзади, то далеко уйти невозможно. Так и  ученику нужно знать, где, в каком  месте расположены «опасные»  места, какие буквы являются «минами». Ребёнок должен уяснить, что проверить  слово нужно до того, как оно  будет написано!

    Поэтому, умение  обнаруживать «ошибкоопасные» места,  то есть орфограммы, должно стать  предметом целенаправленного обучения.

    Таким образом,  необходимость достроить существующую  систему обучения орфографии  недостающим звеном – формирование  у учащихся орфографической зоркости  – становится очевидной. 

    Посмотрим, определение  орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость –

это умение замечать орфограммы,

то есть те случаи при  письме,

где при едином произношении возможен выбор написания.

    В умении обнаруживать  звук, находящийся в слабой позиции,  прежде всего и состоит орфографическая  зоркость. 
    Теперь давайте попробуем ответить на вопрос:   какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?

    Для этого надо  рассмотреть структуру осознанно  выполняемого орфографического  действия.

Можно выделить четыре орфографических  умения, которые следует формировать  у младшего школьника, работу над  которыми начинаю на ранних этапах.

  1. ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
  2. устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
  3. применять правило
  4. проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

    Для успешного  формирования умения обнаруживать  орфограммы необходимо:

во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение  детьми понятий звук и буква, а  также достаточное развитие у  них всего комплекса фонетических умений;

во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных  орфограмм,

 в-третьих, систематически  тренировать школьников в нахождении  орфограмм.

    Поскольку опознавательные  признаки орфограмм непосредственно  связаны со звуками, точнее, с  оценкой позиции звуков, становится  понятным, почему ведущей целью  фонетической работы является  формирование у детей умения  слышать звучащее слово. В чем  оно заключается? Ограничусь перечислением  частных умений:

u      выделять отдельные звуки и определять их характер;

u      устанавливать последовательность звуков;

u      ориентироваться в звуках – «соседях»;

u      проводить полный звуковой анализ слов.

     Существует  множество упражнений для развития  этих умений. Но, по-моему, мнению  очень эффективной и интересной  является работа по «телетайпной  ленте», которая помогает выработать  у детей орфографическую зоркость. Я диктую предложение, ученик  чертит его схему на доске,  обозначая каждую орфограмму  условно. Систематическая работа  с «лентой» приучит учащихся  анализировать каждое слово, а  это в свою очередь научит  каждого ученика видеть орфограмму.

    От того, насколько  прочно первоклассники овладевают  этими умениями, в значительной  мере будет зависеть успех   в становлении их орфографической  зоркости.

  Поэтому, работу по  развитию зоркости важно начинать  в период обучения грамоте,  когда ведётся аналитико-синтетическая  работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Приведу пример задания, где  дети легче усваивают понятие  позиции звука.

Задание «Сильный – слабый».

  1. Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
  2. Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.
    • Гласные буквы одинаковые.

     3.Произнесите  слова, что можете сказать про  звуки?

    • Гласные звуки разные.

4.Поможем слабому! 

    • В слове кОт гласный под ударением – сильный.
    • В слове кОтенок гласный безударный – слабый.

       5.Ударная  буква О в слове «кот» под  ударением помогает правильно  написать безударную букву в  слове «котенок». 

    Когда ребенок  сравнивает слабого котенка и  сильного кота – он осваивает  нечто иное, как сильную и слабую  позицию фонемы и сам фонематический  принцип русской орфографии: переводит  слабую позицию в сильную. 

На данном этапе эффективны следующие упражнения:

 «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а  дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому  при письме нельзя доверять. Но  прежде они вспоминают, как его  найти. Надо определить, есть ли  в слове безударный гласный  звук. Если есть, то существует  и «опасное место». 
«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места». 
«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».                                                                                  

Приемы по выработке орфографической зоркости

    В практической  работе использую следующие приёмы  и виды упражнений, способствующих  формированию орфографической зоркости  у младших школьников.

 
    1. Списывание.

 
    Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.

    Поэтому уже  на начальных этапах письма  совместно с детьми был составлен  алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия: 
Алгоритм списывания:

1. Прочитай слово /предложение/. 
2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его. 
3. Выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/. 
4. Прочитай слово /предложение/ так, как оно написано.  
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз. 
7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал  по слогам;

б) подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;

в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.

 
 

   Я увидела, что  если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности.

В классе этот алгоритм  висит  на видном месте, имеется он и у  каждого ученика в виде памятки. На первых порах выработки орфографической  зоркости, т. е. в конце 1-го года обучения, проводится такая форма списывания в виде игры: "Как птичка зернышки клюет?"

   Задаю этот вопрос  классу перед списыванием. Дети  показывают движением головы: вверх  - вниз, вверх - вниз. А на вопрос: - "А как мы будем зернышки-слоги  клевать?" - хором отвечают: "В  книгу - в тетрадь, в книгу  - в тетрадь!".

- А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет  самой лучшей "птичкой". - продолжает  учитель.

- Самой лучшей "птичкой"  будет тот, кто все задания  выполнит быстрее, красивее, грамотнее, - отвечают дети.

   Чтобы дети не  теряли время на поиски списываемого  слова в учебнике, они пользуются  полоской бумаги (лучше желтого,  зеленого цветов), которую кладут  вдоль строчки, списываемой из  упражнения.

    Особое внимание  уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной  работой к обучению  выборочным  диктантам. Установкой к выборочному  списыванию могут быть следующие  задания:

1.     Выпиши предложения,  выражающие основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме  и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова  с определённым видом орфограмм;  распредели слова из текста  по группам, в зависимости от  вида орфограмм.

4.     Спиши слова  определённой части речи  и  т.п.

  2. Письмо с проговариванием  (в основе – проговаривание  по слогам) или фонемное письмо.

    Анализируя процесс письменной речи, Л. С. Выготский писал: "Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик". Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь.

Приучаю детей писать с  проговариванием, особенно на начальных  ступенях обучения. Роль такого озвучивания  внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как  надежное средство формирования орфографического навыка.

3. Комментирование (объяснение  написания).

    Эффективным считаю  письмо с комментированием отгадок   на орфограммы в загадках, так  как детям это интересно. При  письме также иногда использую  следующий прием: отгадку сопровождаю  картинкой, на обратной стороне  которой написано  слово. После  письма с комментированием идет  самопроверка.

4.Орфографические минутки  (в начале или в конце урока). Обязательно на каждом уроке! 
    Алгоритм проведения:

  1. Прочитать текст.
  2. Найти в каждом слове «опасные места».
  3. Объяснить их написание.
  4. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.
  5. Списать.

Часто проработанный текст  записываем по памяти.

5.Скоростное письмо.

     Считаю, что  самым эффективным приемом для  выработки скоростного письма  является списывание на время.  Методика его проведения такова: 
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое). 
2. Самостоятельное чтение хором. 
3. Объяснение орфограмм (коллективно). 
4. Считают количество предложений в тексте. 
5. Чтение по предложениям. 
6. Орфографическое чтение. 
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.). 
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях. 
9. Проверка написанного.  
6. Письмо с пропуском орфограмм.

Информация о работе Орфографическая зоркость