ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4
ПРЕДМЕТНО-ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ
ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
Освоение младшими
школьниками доступных способов изучения
природы и общества
Овечкина Наталия Антоновна
Специальность 050715
Коррекционная педагогика
в начальном образовании
3 курс 35 группа
Руководитель: Митькин С.И
Москва, 2013
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………………………………....3
- Особенности содержания предмета « окружающий
мир» в
начальной школе……………………………………………………………………………………………….….5
- Методы
и приемы изучения природы и общества……………………………………………………………………………………………………………………9
- Работа
учителя по освоению детьми доступных
способов изучения природы и общества на примере самостоятельных и групповых заданий на экскурсии…………………………………………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………………………………………..19
Список
литературы……………………………………………………………………………………………..…18
Введение.
Данная тема я считаю весьма
актуальна в наше время. В наше время наблюдается процесс
отчуждения человека(ребенка) от природы,
которое проявляется в разных формах.
Быстрый рост городов и, соответственно,
численности городского населения привел
к тому, что многие дети живут в практически
искусственной среде, не имеют возможности
общаться с природными объектами. Изо
дня в день они видят серые монотонные
здания, чувствуют под ногами асфальт,
дышат выхлопными газами автомобилей,
видят искусственные цветы дома и в детском
саду, «воспитывают» тамагочи вместо собак
и кошек. У современных детей огромная
потребность в информации, но и прекрасно
развитая способность воспринимать и
обрабатывать ее. Но выбирают они для изучения,
конечно, ту информацию, которая им больше
всего интересна. А уж телевидение и интернет,
как мы уже говорили, предоставляют любые
сведения в неограниченном количестве
. Сейчас трудно заинтересовать современного
ребенка, тем что не связано с техникой,
электроникой. Но ведь в наш век развития
техники существуют прекрасные возможности
познавать мир с помощью новых изобретений
человечества. Например использовать
на уроке вместо обычного термометра современную
уменьшенную копию метеостанции . Чаще
сейчас в школе на перемене можно услышать
разговоры о компьютерах, телефонах, чем
о мире, природе. Возможно это от того что
им это просто не интересно или они не
понимают это. Наша задача как учителей
дать детям знания в доступной и интересной
для них форме. Освоение таких глобальных
тем как природа и общества дается детям
не просто.
Цель: найти способы, методы
с помощью которых можно интересно, увлекательно
объяснить ученику трудную тему, доступным
ему языком.
Задачи:
- Изучить содержание предмета « окружающий мир»
- Рассмотреть существующие методы
и приемы изучения предмета « окружающий мир»
- Организация комплексной экскурсии
на природу и выполнение индивидуальных
и самостоятельных заданий.
1.Особенности содержания
предмета « окружающий мир» в начальной
школе
Требования к усвоению дисциплины
«Окружающий мир» в стандарте сформулированы
следующим образом:
1)понимание особой роли
России в мировой истории, воспитание
чувства гордости за национальные
свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного
отношения к своей стране, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе
нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности
окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных
правил нравственного поведения
в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной
и
социальной среде;
4) освоение доступных
способов изучения природы и
общества (наблюдение, запись, измерение,
опыт, сравнение, классификация и
др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих
людей ,в открытом информационном пространстве)
5) развитие навыков устанавливать и выявлять
причинно следственные связи в окружающем
мире. [2] Необходимо обратить внимание
на содержание четвертого требования,
касающегося освоения доступных способов
изучения окружающего мира. Дело в том,
что перечисленные способы изучения природы
и общества в настоящее время используются
учителем скорее как Метод обучения , а
не как объект «освоения» школьниками.
Основная идея стандарта в этом плане
заключается в том, чтобы школьники могли
научиться пользоваться этими способами
для самостоятельного познания окружающего
мира.
Специфика курса « окружающий
мир» состоит в том , что он ,имея ярко выраженный
интегративный характер , соединяет в
равной мере природоведческие, обществоведческие
, исторические знания и дает обучающемуся
материал естественных и социально-гуманитарных
наук, необходимых для целостного и системного
видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Курс « окружающий мир» представляет
детям широкую панораму природных
и общественных явлений как компонентов
единого мира. Знакомство с началами естественных
и социально-гуманитарных наук в их единстве
и взаимосвязях дает ученику метод к осмыслению
личного опыта , позволяя сделать явления
окружающего мира понятными, знакомыми
и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем
окружении, прогнозировать направление
своих личных интересов в гармонии с интересами
природы и общества , тем самым обеспечивая
в дальнейшем как свое личное , так и социальное
благополучие .
Курс « окружающий мир» помогает
ученику в формировании личностного восприятия
, эмоционального, оценочного отношения
к миру природы и культуры в их единстве.
Значение курса состоит
также и в том, что в ходе его изучения
школьники овладевают основами
практико-ориентированных знаний о
человеке, природе и обществе, учатся осмысливать
причинно- следственные связи в окружающем
мире, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края.
Мы считаем главной трудностью
в изучении природы и общества это недостаток
наглядности . Далеко не для каждой темы
можно подобрать соответствующий наглядный
материал, пособия. Трудно усваивать материал
если он не подкреплен наглядным материалом,
пособиями. Не для каждой темы можно подобрать
наглядный материал. Нужно подобрать способы
и методы работы с каждой темой. Трудность
еще в том что не всегда дети понимают
то что написано в учебнике, поэтому нужно
иметь много дополнительного материала.
2. Методы и приемы
изучения природы и общества
Наблюдения.
В разделе «Характеристика
деятельности учащихся» термин
наблюдения встречается довольно
часто: наблюдать объекты и явления
природы (на краеведческом материале),
наблюдать погоду самостоятельно
и в группах... Таким образом, наблюдениям
при изучении окружающего мира
по прежнему уделяется большое внимание.
Основные направления обучения школьников
наблюдениям в окружающем мире рассмотрены
нами раньше .
Основная идея заключается
в том, чтобы формальные наблюдения,в том
числе и по заданиям дневников наблюдений,
превратить в учебно-исследовательскую
деятельность, предполагающую и постановку
проблемы, и выдвижение гипотез, и поиск
способа их проверки, и собственно наблюдения,
и соответствующие выводы.
Работа учителя в этом плане
включают в себя:
— подведение школьников к осознанию
цели наблюдений (цель — поиск ответа
на тот или иной вопрос);
1. формирование умения выдвижения гипотез;
2.формирование умения
составлять программу наблюдений;
3.формирование умения
пользоваться измерительными инструментами;
4. формирование умения
фиксации результатов наблюдений;
5.формирование умения
первичного упорядочения результатов
наблюдений;
6.вовлечение школьников
в анализ результатов наблюдений.
Традиционно под наблюдениями
понимались в основном наблюдения в природе.
Однако современный предмет «окружающий
мир» наряду с естествознанием включает
и обществознание. Следовательно, наблюдения
в природе должны сочетаться с наблюдениями
за социальным окружением
(как одеваются люди, как ведут себя взрослые
и дети в автобусе, в магазине и т.п.) Интересное
направление — наблюдения с целью сравнения
поведения человека и животных (чем дома
кормят кошку, что ты ешь сам; напоминает
ли поведение животных поведение людей
и т.п.) В связи с этим возрастает роль внеклассных
занятий и в первую очередь экскурсий.
Именно там чаще всего возникают проблемные
вопросы, разрешение которых требует дополнительных
наблюдений, а может быть, и проведения
соответствующих опытов и практических
работ
Приобщение школьников
к проведению опытов.
Опыт — метод исследования,
в процессе которого искусственно создаются
условия, позволяющее ответить на исследуемый
вопрос, получить новое знание. Следует
сказать, что в настоящее время в авторских
курсах по предмету «окружающий мир» появилось
много новых интересных опытов.
Опыты — традиционный метод
начального естествознания. Однако и здесь
есть нюанс, на который следует обратить
внимание. Традиционно опыты в основном
проводились как демонстрационные: опыт
ставит учитель, цель же школьников —
наблюдать за происходящим. При такой
организации работы вряд ли школьники
могут действительно освоить этот метод
познания окружающего мира. Научить проводить
опыты возможно лишь в случае, если школьники
непосредственно включаются в эту деятельность.
Следовательно, преимущества надо отдавать
лабораторным, а не демонстрационным опытам.
К сожалению, установку на демонстрационный
вариант учебных опытов находим и в одном
из вариантов планирования в Примерной
программе по окружающему миру . В исходном
( первом) варианте тематического планирования
школьникам предлагается только наблюдать
опыты («наблюдать простейшие опыты по
изучению свойств воды»), а не выполнять
их самим. Во втором (естествоведческой
направленности) варианте тематического
планирования деятельность школьников
в этой области представлена иначе — «исследовать
в группах (на основе демон) страционных
опытов) свойства воды». Здесь учителю
уже необходимо четко представлять структуру
учебно-исследовательской деятельности
и приучать школьников выдвигать гипотезы,
разрабатывать программу исследования,
включающую проведение опыта, и др. Но
и в этой формулировке слово демонстрационное
явно лишнее. Очевидно, что при обучении
школьников проведению опытов предпочтение
должно отдаваться второму варианту.
Эксперимент
Эксперимент — универсальный
способ познания окружающего мира. Используется
как в естествознании, так и в обществознании
(социологический, педагогический эксперименты).
Опыт является составной частью эксперимента,
одним из способов проверки гипотез.
Эксперимент имеет более сложную
по сравнению с опытом структуру: постановка
проблемы — выдвижение гипотезы — поиск
способа проверки гипотезы (как правило,
это опыт, но могут вовлекаться и наблюдения)
— действия по проверке гипотезы —выводы
(гипотеза подтверждается или опровергается).
До последнего времени эксперимент имел
место главным образом при работе на пришкольном
сельскохозяйственном участке или в классном
уголке природы. Правда, и там он чаще всего
обозначался как опыт.
Правильно поставленная работа по изучению
влияния экологических факторов на рост
и развитие растений как раз и предполагает
реализацию вышеназванных этапов. Однако
возможности учебного экспериментирования
шире. В курсе «Окружающий мир» в системе
Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова школьников
«вводят в эксперимент» уже во II классе.
На одном из уроков решается вопрос (проблема):
почему чешуйки одних и тех же сосновых
шишек в одних случаях оказываются прижаты,
в других развернуты. Школьники выдвигают
гипотезе и в результате приходят к выводу
о необходимости
проведения опытов, в которых шишки ставят
в различные условия и наблюдают, что при
этом происходит. Обучение моделированию.
Моделирование – метод построения
копий (моделей) природных систем или их
элементов. В курсе «окружающий мир»
используются различные типы моделей
: графические ( схема, план , рисунок) ,
математические (график, диаграмма),текстовые
(подробное описание программы). В рамках
школьного предмета « окружающий мир»
мы рекомендуем в дополнение к метеонаблюдениям
их обобщение с помощью знаково- символических
средств.
Например , наблюдения за температурой
воздуха могут быть оформлены так:
недели |
Температура ( градусы С) |
1 |
15 |
2 |
10 |
3 |
8 |
4 |
6 |
По окончании наблюдений учащиеся
должны обобщить их в форме диаграмм, графиков.