Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:03, реферат
Оригинальные воззрения Локка во всех областях философского знания обуславливают актуальность данной темы, особенный интерес представляют оригинальные педагогические воззрения Локка, повлиявшие на формирование педагогических теорий мыслителей эпохи Просвещения.
Целью настоящей работы является исследование взглядов Джон Локка на природу и достоверность познания, на перспективы развития системы государственного устройства, его педагогические взгляды.
Введение…………………………………………………………………..3
Первичные и вторичные качества. Реальные и номинальные сущности…………………………………………………………………..5
Сложные Идеи……………………………………………………………7
Уровни познания и виды истинности………………………………….10
Философия истории и политическая концепция……………………….12
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы……………..………………………………..………17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Южно-Украинский национальный педагогический
Университет имени К.Д. Ушинского
Кафедра_______________________
РЕГИСТР № |
ДАТА |
ПОДПИСЬ | |
МЕТОДИСТ |
|||
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ |
«Основная суть философской теории Джона Локка»
Выполнил:
студентка__4__курса
факультета_______
дошкольное воспитание
Ф.И.О.
Шевченко С.В.
Проверила:
Демченко И. В.
Ф.И.О.
_________________
должность, звание
Севастополь
2014г.
Содержание
Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы, которую он начал в Вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском университете, становится учителем греческого языка и риторики. Уже в ходе учебы он проявляет исключительный интерес к современному естествознанию и, в частности, к современной философии, главным образом к системам Бэкона и Декарта.
В 1664-1665 гг. он впервые посещает Европейский континент, как секретарь английского посла при бранденбургском дворе. Его дипломатическая миссия длилась недолго. После возвращения в Англию он опять погружается в изучение философии и естествознания. Через несколько лет он начинает принимать участие в политической жизни. Локк становится секретарем лорда-канцлера Эшли. Вместе с ним он в 1682 г. находит убежище в Голландии. В Англию возвращается уже после так называемой славной революции 1688 г. Политический компромисс между буржуазией и дворянством, который был основой этой революции, нашел свое отражение, идейное и теоретическое, в его творчестве. Локк как ученый и государственный деятель был представителем научной школы эмпиризма и убежденным сторонником либерализма. В своих философских трудах он критиковал религиозную нетерпимость и понятие субстанции, отвергал теорию врожденных идей, а также божественное право королей. Сформировал собственную теорию идей, государственного устройства и теорию познания.
После «славной революции» Локк получает возможность активно участвовать в политической жизни. Однако он предпочитает уединенную жизнь, которая давала ему возможность отдавать максимум своих сил исследованиям. Умер он в 1704 г.
Учение Джона Локка – важный этап в истории философии. Хотя компромиссность ряда выводов Локка и его колебания и были использованы идеалистами последующего времени, материалистические в своей основе воззрения мыслителя послужили прологом к новым успехам материалистического направления в философии Англии и континента. Джон Локк был одним из главных теоретиков материалистического сенсуализма XVII-XVIII вв. Его заслуги состояли прежде всего в том, что он углубил и развил это учение, намеченное в своей основе ещё Ф.Бэконом(1561-1626).
Локк был сыном своего века и отразил в своих исканиях его глубокие социальные противоречия и состояние наук. По замечанию Ф.Энгельса, «Локк был в религии как в политике, сыном классового компромисса 1688 года», которым завершилась английская буржуазная революция. Сказанное может быть с основанием отнесено и к его философии.
Оригинальные воззрения Локка во всех областях философского знания обуславливают актуальность данной темы, особенный интерес представляют оригинальные педагогические воззрения Локка, повлиявшие на формирование педагогических теорий мыслителей эпохи Просвещения.
Целью настоящей работы является исследование взглядов Джон Локка на природу и достоверность познания, на перспективы развития системы государственного устройства, его педагогические взгляды.
Первичные и вторичные качества. Реальные и номинальные сущности.
Класс простых чувственных идей Локк делит на два подкласса, различных по содержанию, - идеи первичных и идеи вторичных качеств.
Эти идеи появились ещё в античные времена у Аристотеля, но Локк ближе к мнению Галилея, Декарта, Гоббса и Бойля, выделявших в качестве первичных качеств механико-геометрические свойства тел: величина, фигура, движение, количество, длительность, протяжённость, структура групп частиц, механическое перемещение, размеры, внешние формы, сцепление групп частиц, покой и добавленные уже самим Локком плотность и физическая пустота. Добавленные Локком понятия по его мнению являются наиболее важными при характеристике материальной субстанции. Особое место среди первичных качеств занимают силы – гравитация, инерция и толчок.
Ссылаясь на совокупное восприятие первичных качеств разными органами чувств, то он имеет ввиду то, что именно мышление даёт возможность связывать воедино, интегрировать макромножества совсем разных по своей модальности ощущений.
Подлинно первичные качества на микроуровне существуют и действуют, по результатам этих действий мы добираемся до причин.
«Протяжённость, форма, число и движение тел заметной величины могут быть восприняты зрением на расстояние, то ясно, что некоторые в отдельности незаметные тела должны исходить от них» - пишет Локк.
Во вторую группу простых идей внешнего опыта Локк включил идею вторичных качеств. Цвет, вкус, запах, звук, тепло, холод, боль и т.д. . Об этих качествах уже нельзя сказать с полной уверенностью, что они отражают свойства внешних тел такими, какими они существуют вне нас, сами по себе. Эти идеи возникают в людях только при определённых, соответствующих условиях восприятия. Они неотделимы от тел, когда эти тела представляют и мыслят о них, но познание внешнего мира было бы вполне возможным и при отсутствии этих идей. Для ощущения каждого из этих качеств имеется определённый орган чувств.
Первый вариант решения вопроса вторичных качеств говорит о том, что вторичные качества мнимы и это только состояние самого человека. При отсутствии субъекта вторичные качества также отсутствуют. Идеи вторичных качеств вообще не имеют сходства и связи с настоящими свойствами вещей. Они возникают в сознание под действием определённых внешних факторов.
Второй вариант решения вопроса вторичных качеств был выдвинут Локком на основе Ньютоновского учения о различных силах: идеи вторичных качеств соответствуют силам, которыми обладают атомарные структуры тел вне нас. Можно рассматривать эти силы как особые «третьи», глубинные силы, отличающиеся и от первичных от вторичных, различаются между собой подобно тому, как различаются между собой, например, силы тяготения и силы инерции. Эти силы помогают вызывать в нашем сознании идеи первичных и вторичных качеств посредствам первичных микрокачеств различных тел.
Третий вариант решения вопроса о вторичных качествах состоял у Локка в допущение «точного подобия» между вторичными качествами и их идеями.
Локк предполагает, что нельзя исключать возможность того, что качественной разницы между свойствами внешних тел и их отображением в чувственных идеях вообще нет, отображение в идеях являет нам свойства.
Точное решение вопроса по его мнению будет выявлено учёными будущего, но для разрешения вопроса его требуется грамотно поставить.
Локк ставит его как задачу преодоления разрыва между реальными и номинальными сущностями. Подлинные свойства и действия вещей, их действительная внутренняя структура – реальные сущности последних. Лишь идеи первичных качеств способны дать истинное познание реальных сущностей, а идеи вторичных качеств, если не сгруппированы достаточно объективно, позволяют различать вещи лишь по их номинальным сущностям. Обычно номинальные сущности не позволяют глубоко проникнуть в познаваемые объекты, но в простейших случаях они пригодны.
«Если бы могли узнать форму, размеры, сцепление и движение мелких составных частиц двух любых тел, мы, не прибегая к опытной проверке, могли бы познавать некоторые виды их взаимодействия, как мы делаем это, например, со свойствами квадрата или треугольника».
Все ощущения человека отражают объективные свойства действительности, опосредованные социальной практикой. Отображение при этом не означает непременного наличия изобразительного сходства, но при этом ощущения делают своё дело в процессах отражения действительности и способствуют раскрытию реальных сущностей веще и процессов.
Сложные Идеи.
Дальнейший путь познания, после того как в опыте человека образовались и были осознаны им простые идеи, а прежде всего чувственные идеи первичных и вторичных качеств отмечен непрерывной активностью субъекта…согласно Локку. Происходит процесс обработки этих идей для перехода от простых к сложным.
Элементы знания уже есть в исходном, чувственном материале, но ограничиваться ими нельзя и у Локка стоит в центре своей теории познания процесс комбинирования простых идей внешнего опыта.
Учение Локка об образование сложных идей решало вопрос и о характере сознательных операций рефлексии вообще и в особенности мышления. В этом учении Локк выявлял логические средства построения науки сосредоточив своё внимание на процессах образования общих научных понятий, также в проблеме сложных идей он затрагивал и логические аспекты анализа восприятий или по другому образного мышления, неявной категории чувственного распознания объектов. Его концепция образования сложных идей метафизична, а поэтому недостаточна. Совокупность операций ума, которую он приводит, не в состояние привести к качественной переработке чувственного материала знаний. Сам Локк также признавал это замечая, что наш разум ведёт нас немногим дальше наглядного упорядочивания соединения единичных фактов. Не покидая пределов операции сочетаний и перекомбинации простых идей, человеческий ум вступает на путь произвольного обращения с разумом и ему сложно проникать в сущность объектов. Например: бесконечность реального пространства бесспорна, но идея бесконечности путём соединения идей величин и протяжений не может быть корректно получена, их соединение не выражает всех свойств и особенностей бесконечности.
«способности человека и образ их действий почти одинаковы в материальном и интеллектуальном мире. Так как материалы и в том и в другом мире, что не во власти человека их создать или уничтожить, всё, что он может делать, - это или соединять их вместе или сопоставлять друг с другом, или совершенно отделять их.»
С помощью теории образования производных идей Локк пытался обобщить понятия время и сила, с понятием пространства он колебался…
Локк выделил 3 способа образования производных сложных – идей.
Первый заключается в непосредственном суммирование простых идей т. е. образование сложенных идей.
Второй способ состоит в том, что простые идеи ставятся в различные соотношения друг с другом и сравниваются.
Оба способа используются как подчинённые звенья для осуществления третьего способа образования производных идей. Первым способом образуются идеи единичных вещей. Этот способ применяется при образовании идей свойств, идей не самостоятельных, но от идей самих предметов зависимых. Вторым способом образуются идеи отношений, а третьим способом идеи общих понятий.
При объяснении первого способа Локк приводит примеры такие, которые могут ввести в заблуждение: в состав многих сложенных идей, по Локку, входят такие, которые вовсе не просты в действительности и в процессе поисков изначально простых составляющих уходят в бесконечность. Не бывает абсолютно единичных предметов, не имеющих связей с другими предметами своего класса.
Логические трудности Локка можно было объяснить посредством критериального действия практики, но вводить практику в свою теорию познания Локк не пытался.
Идеи единичных вещей «модусов» также делятся Локком на два вида: модусов простых, получаемых сложением однородных идей, и модусов смешанных, получаемых сложением разнородных идей. Смешанные модусы бывают реальные, условные, мнимые, творческие и фантастические.
Особо сильно у Локка понятия модусов не определены и непонятно их отношение к понятиям «свойство» и «атрибут».
Второй способ образования производных идей ещё менее ясен. С трудом можно назвать сравнение комбинирующей операцией, также им можно весьма по-разному толковать, а объективная основа видна не во всех приводимых примерах.
Третий способ Локк описывает на конкретном примере: « Если из сложных идей, обозначаемых словами человек и лошадь исключить лишь особенности, которыми они различаются, удержать только то, чем они сходятся, образовать из этого новую, отличную от предыдущих сложную идею и дать ей имя животное, то получится более общий термин, обнимающий вместе с человеком различные другие существа».
Число предметов, сравнимых для того, чтобы отбросить признаки, не характерные для класса эмпирических субстанций, общее понятие которого мы ищем, и собрать воедино характерные для этого класса признаки, чаще всего оказывается практически бесконечным занятием. Также ,в принципе, бесконечно число свойств входящих в каждую из сравнимых эмпирических субстанций.
Если воспринимать за свойства только те свойства, которые необходимы для распознания данного понятия, то ненадёжность будет только подчёркнута.
Информация о работе Основная суть философской теории Джона Локка