Основные понятия технологии проблемного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 07:40, реферат

Краткое описание

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Проблемное обучение.docx

— 45.37 Кб (Скачать файл)
    1. Основные понятия технологии проблемного обучения.

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Главные цели проблемного обучения:

  1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
  2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска  и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
  3. Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
  4. Развитие профессионального проблемного мышления.

 

Технология проблемного обучения относится к развивающим педагогическим технологиям и имеет следующую структуру:

 

             ДП                                                                                ДУ

 

Создание проблемной                                               Принятие проблемной

           ситуации                                                                   ситуации

 


 

                                          

                                          Выявление проблемы


                                                  исследования


 

 

Управление поисковой                                              Самостоятельный

Деятельностью обучаемых                                                  поиск



                                         


                                           Обсуждение выводов


 

 

ДП – действие педагога

ДУ – действие ученика

 

 

 

 

 

Центральные понятия проблемного обучения:

- проблема;

- гипотеза;

- проблемная ситуация;

- проблемный вопрос;

- проблемная задача;

- творческая задача;

- самостоятельная  работа.

Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным. Проблема может быть научной и учебной. Научная проблема – «белые пятна», неисследованные участки известных знаний.

Учебная проблема – противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Ответ на учебную проблему должен получить учащийся либо под руководством учителя, либо самостоятельно. Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:

- выявление проблемы;

- формулирование;

- поиск решения;

- решение.

Признаки учебной проблемы:

  1. Наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний;
  2. Наличие определенного запаса знаний для осуществления поиска в направлении нахождения неизвестного.

Основные функции учебной проблемы:

1) Определение  направления умственного поиска, то есть деятельности ученика  по нахождению способа решения  проблемы.

2) Формирование  познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика  по усвоению новых знаний.

К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.

1. Проблема  должна быть доступной пониманию  учащихся. Если до учащихся не  дошел смысл задачи, дальнейшая  работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована  в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили  сущность поставленной проблемы  и средства для ее решения.

2. Вторым требованием  является посильность выдвигаемой  проблемы. Если выдвинутую проблему  большинство учащихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не даст должного эффекта.

3. Формулировка  проблемы должна заинтересовать  учащихся. Конечно, главным в создании  интереса является математическая  сторона дела, но весьма существенно  подобрать и надлежащее словесное  оформление. Развлекательность формы  нередко способствует успеху  решения проблемы.

4. Немалую  роль играет естественность постановки  проблемы. Если учащихся специально  предупредить, что будет решатся проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.

 

Формы выражения проблемы

Для них характерно противоречие между имеющимися знаниями и известными способами действий, с одной стороны, и требованиями задания, с другой. Поэтому их решение связано с поиском новых способов деятельности.

Проблемная ситуация означает, что в процессе своей деятельности ученик натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное. Однако при условии необходимых исходных данных и размышления проблемная ситуация перерастает в проблему. Таким образом, главный элемент проблемной ситуации - неизвестное, то новое, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия.

Однако не всякая проблемная ситуация неизбежно пробуждает мыслительную деятельность. Мышление не возникнет, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска.

 

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение). –предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условным: «Если …, то…», «может быть», «предположим», «допустим», «возможно, что если…».

Алгоритм по работе с гипотезой:

- выдвижение гипотезы;

- ее теоретическое обоснование;

- экспериментальная проверка  гипотезы.

Проблемная ситуация – это центральное звено в проблемном обучении, а также психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.

Признаки проблемной ситуации:

  1. Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом знании.
  2. Наличие неизвестного для учащегося.
  3. Знания должны быть достаточными у учащегося для самостоятельного поиска.

 

Типы проблемных ситуаций

1. Его следует  считать наиболее общим и распространенным: проблемная ситуация возникает  при условии, если учащийся не  знает способа решения поставленной  задачи, не может ответить на  проблемный вопрос, дать объяснение  новому факту в учебной или  жизненной ситуации, то есть в  случае осознания учащимися недостаточности  прежних знаний для объяснения  нового факта.

2. Проблемные  ситуации возникают при столкновении  учащихся с необходимостью использовать  ранее усвоенные знания в новых  практических условиях. Как правило, учителя организуют эти условия  не только для того, чтобы учащиеся  сумели применить свои знания  на практике, но и столкнулись  с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися  возбуждает познавательный интерес  и стимулирует поиск новых  знаний.

3. Проблемная  ситуация легко возникает в  том случае, если имеется противоречие  между теоретически возможным  путем решения задачи и практической  неосуществимостью избранного способа. При этом задача учителя сводится  к тому, чтобы учащиеся поняли  суть и причины возникновения  противоречий, увидели столкновение  различных точек зрения, рождение  новых взглядов. Проблемные ситуации  данного типа можно создать  и при изучении текущих вопросов  программы.

4. Проблемная  ситуация возникает тогда, когда  имеется противоречие между практически  достигнутым результатом выполнения  учебного задания и отсутствием  у учащихся знаний для его  теоретического обоснования.

 

Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.

Проблемные задания должны зависеть от возраста, уровня знаний и жизненного опыта учащихся, должны отличаться степенью трудности, глубиной обобщений.

Формы выражения учебных проблем могут быть различны (проблемные вопросы, задачи, задания), однако все они имеют одну общую особенность. В их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний.

Итак, в ходе проблемного обучения происходят создание учителем на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем, формирование у школьников умений видеть противоречия, формулировать проблему. Проблемное обучение, согласно положениям дидактики, может быть реализовано с помощью разных методов: проблемного изложения, частично-поискового или исследовательского.

 

    1. Признаки проблемного обучения.

При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

  1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.
  2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня.
  3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся.
  4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
  5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности

Особенности проблемного обучения.

Первая и важнейшая особенность – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Только прочное знание становится действительным достоянием школьников, которые они могут осознанно применять в своей дальнейшей теоретической и практической деятельности.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого и диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем учащимися является и основным условием превращения знаний в убеждения, так как только диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формулирует систему прочных и глубоких убеждений.

Третья особенность вытекает из закономерностей взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. Суть различия между проблемным и традиционным обучением состоит в том, что при традиционном обучении потребность в индивидуализации – следствие диалектического противоречия между фронтальным изложением новых знаний учителем и индивидуальной формой их восприятия и усвоения учеником.

Информация о работе Основные понятия технологии проблемного обучения