Основные понятия физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Теория и методика физической культуры дошкольников является частью общей теории и методики физической культуры и использует понятия, принятые в этой науке.
Физическая культура как вид культуры общества есть деятельность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей для физического совершенствования человека.
Физическое воспитание - педагогическая система использования средств физической культуры с целью личностного совершенствования человека.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 29.96 Кб (Скачать файл)

1.Основные  понятия физического воспитания.

Теория и  методика физической культуры дошкольников является частью общей теории  и  методики физической культуры и использует понятия, принятые в этой науке.

Физическая  культура как вид культуры общества есть деятельность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей для физического совершенствования человека.

Физическое  воспитание - педагогическая система использования средств физической культуры с целью личностного совершенствования человека. Физическая рекреация – обеспечение активного отдыха, переключение на другой вид деятельности и восстановление с использованием средств физической культуры.

Двигательная  реабилитация – специфическое использование физических упражнений для восстановления временно утраченных или сниженных двигательных способностей после травм и заболеваний.

Движение как моторная функция организма есть изменение положения тела и его частей. Движения, преследующие решение конкретной задачи и на этой основе, объединенные в определенную систему, составляют двигательное действие.

Физическое  упражнение – это двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.

Двигательный  навык – это приобретенная на основе знаний и опыта способность управлять движениями в процессе двигательной деятельности. Двигательные способности – это совокупность двигательных естественных и достигнутых возможностей, позволяющих реализовать отдельные двигательные функции наиболее успешно и на высоком уровне.

Физическая подготовка – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность.

2. Естественно – научные основы  физического воспитания.

Дошкольное  детство – это период, когда  закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Особенно это сложно сделать  в условиях больших городов: негативное влияние  города сказывается на структуре  заболеваемости детей. Это заболевания  дыхательной системы, опорно-двигательного  аппарата, органов пищеварения, нарушения  обмена веществ, что вызвало потребность  в создании подвижной и вариативной  здоровьесберегающей среды, позволяющей  в полном объеме и гармонично решать задачи воспитательно-образовательного процесса.

Так в воспитательно-образовательном  процессе ГОУ Д/С №2526 г Омска  можно выделить следующие виды здоровьесберегающих  технологий: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, валеологическое  просвещение родителей, здоровьесберегающие  образовательные технологии в д/саду. Общеизвестной целью физического  воспитания детей дошкольного возраста является формирование основ укрепления здоровья, достижение гармоничного, физического  и психического развития, обеспечения  эмоционального благополучия каждого  ребенка. Работа по физическому воспитанию в ДОУ строится на основе диагностики, которую проводят педагогические работники  с участием медицинских работников. Используются варианты расширенного тестирования двигательных качеств (например,  тесты  координационных способностей по В.И.Ляху), а не только предложенные варианты общероссийского мониторинга. Учитывая наличие в этом саду современной оснащенной материально-технической базы, методисты создают необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Современный инвентарь и оборудование в физкультурном зале и бассейне дают возможность заниматься с детьми элементами баскетбола и пионербола, выполнять упражнения по легкой атлетике, заниматься гимнастикой не только на спортивных матах, но и на фитболах, потренироваться на детских тренажерах, а так же освоить азы в прыжках на батуте и художественной гимнастике, поиграть в пионербол на воде и заняться аквааэробикой. Большое внимание уделяется организации физкультурно-оздоровительной работе на свежем воздухе. В условиях большого города спортивная площадка не имеет больших размеров и включает беговую дорожку, зону подвижных и спортивных игр и полосу припятствий. Одной из главных форм физкультурно-оздоровительной деятельности являются физкультурные занятия, которые проводятся во всем их многообразии – сюжетные, тренировочные, контрольные, игры-приключения и др. На физкультурных занятиях применяется дифференцированный подход к обучению с учетом типа телосложения ребенка и его конструктивных особенностей. Многие авторы подчеркивают, что дети разных конструктивных типов различаются по своей физической дееспособности больше, чем  дети разного уровня физического развития(Глазкова Н.М. Мартиросов Э.Г. Никитюк Б.А.). Таким образом, диагностируя типологические особенности ребенка, они учитываются на занятиях, дифферинцируя тренировочную нагрузку, и консультируя родителей , ориентируя их на выборе вида спорта для своих детей. Используя модульные системы, наряду с формированием двигательных способностей они способствуют развитию познавательных и творческих возможностей. Таким образом, на физкультурных занятиях активно используются межпредметные  связи (например, упражнения из креативной гимнастики). В этом д/саду реализуется авторская программа дополнительного образования «Детский фитнес», включающая новые современные разделы: классическую аэробику, хореографию, фитбол-гимнастику, элементы акробатики и гимнастики, элементы йоги, прыжки на батуте и др. На базе д/сада функционирует семейный фитнес-клуб, проводятся мастер классы для родителей «Я+МАМА» по различным фитнес направлениям. Широко используется информация  в родительских уголках, в папках-передвижках (Как выработать у детей правильную осанку», «Закаливание»).   

3. Цель и задачи физического  воспитания детей дошкольного  возраста. Целью образования дошкольников в области физической культуры является формирование здорового, жизнерадостного , физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями.

Задачи определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде. В процессе занятий физическими упражнениями решаются задачи оздоровления, обучения и воспитания детей.

Оздоровительные задачи. Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются первоочередными задачами дошкольного учреждения. Это обусловлено тем, что органы и функциональные системы у дошкольников еще не совершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, часто болеют. Слабое развитие терморегуляции у детей дошкольного возраста вызывает необходимость повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, т.е. закаливания. У детей дошкольного возраста необходимо развивать двигательные способности, проводить профилактику плоскостопия, а так же большое внимание уделять привитию навыков гигиены занятий физическими упражнениями. Образовательные задачи. Вторая группа задач направлена на процесс обучения: формирование двигательных навыков и освоение специальных знаний. Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с занятиями физическими упражнениями. Дети должны знать о значении физических упражнений для укрепления здоровья.

Так же следует  знать название частей тела, направление  движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила  хранения и ухода за ним, правила  ухода за одеждой и обувью т. д.

Воспитательные  задачи. С раннего возраста у детей важно любовь к занятиям физическими упражнениями, интерес к спорту. В процессе образования детей в области физической культуры имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

4. Средства физического воспитания  дошкольников.

Основное  средство развития физической культуры дошкольников – физические упражнения. Сопутствующими средствами, повышающими  эффективность  использования физических упражнений, выступают гигиенические  факторы и естественные силы природы.

Физическим  упражнением- называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека, которое направлено на решение педагогических задач и подчинено педагогическим закономерностям. Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, а так же способствуют решению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Каждое из физических упражнений обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и тоже физическое упражнение может быть представлено в разных классификациях. Классификация физических упражнений в физической культуре дошкольников является примером частной классификации, хотя строится на основе классификации физических упражнений по историческому признаку. Все упражнения подразделяются на четыре группы: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм.

  • Гимнастика: основные движения (бег, прыжки, метание, лазание и т.п.); общеразвивающие упражнения; построения и перестроения; танцевальные упражнения.
  • Игры: подвижные (сюжетные, бессюжетные); с элементами спортивных игр.
  • Спортивные упражнения: летние (плавание, езда на велосипеде и т. п.); зимние (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках).
  • Простейший туризм: пеший, лыжный. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка.

     Во время занятий физическими  упражнениями на воздухе при  солнечном излучении у детей  возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода,  увеличивается обмен веществ,  повышаются функциональные возможности органов и систем. В результате упражняется терморегулирующий аппарат, организм ребенка приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетании естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.            Естественные силы природы используются и как самостоятельное гигиеническое средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения кровеносных сосудов, механического воздействия на тело ребенка. Воздух лесов, садов и парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина «С» под кожей, охраняют дошкольника  от заболеваний.

   Гигиенические  факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиены помещения,  площадки, одежды и обуви, физкультурного  инвентаря и др.) повышает эффективность  воздействия физических упражнений  на организм. Эти факторы представляют  собой обширную группу разнообразных  средств. Так доброкачественное  и регулярное питание обеспечивает  своевременную доставку всем  органам необходимых питательных  веществ, содействует нормальному  росту и развитию ребенка. 

    Соблюдение  режима дня приучает детей  к организованности, дисциплинированности. Все физические упражнения должны  проводиться в чистом, светлом  помещении, чтобы у детей возникали  положительные эмоции, повышалась  работоспособность, облегчалось  усвоение этих упражнений и  развитие физических качеств. 

    Правильное  освещение предупреждает возникновение  заболеваний глаз (близорукость  и др.) и создает наиболее благоприятные  условия для ориентировки в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, одежды и обуви, тела детей так же служит профилактикой заболеваний.

    Обязательным  условием полноценного решения  задач физической культуры является  комплексное использование всех  средств при правильном их  соотношении.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований (ФГТ). На основе ФГТ разрабатываются примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Деятельностный подход в решении проблемы развития психики ребенка изучался В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым. Они рассматривали деятельность наравне с обучением, т.е. как движущую силу психического развития. По мнению П.Я. Гальперина, цель обучения сводиться к тому, чтобы научить ребенка действовать, а знания должны стать средством такого обучения. Дошкольников необходимо обучать двигательным умениям, навыкам так, чтобы они могли применить их в различных жизненных ситуациях. В содержании « Концепции физического воспитания детей и подростков (В.И.Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман, 1996) говорит о том, что: «Деятельностный подход ориентирует ребенка не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала». Поэтому важно в организованной образовательной деятельности с детьми использовать дидактические игры с движением, двигательные загадки, игровые и проблемные ситуации, проектную деятельность. Для достижения психофизического здоровья необходимы не только узкопедагогические средства физического воспитания и медицинские мероприятия, но и эти средства должны пронизывать  всю организацию жизни ребенка, организацию предметной среды, режима, разных видов деятельности. Интеграция образовательных областей может осуществляться в соответствии с содержанием и методами и по средствам. Образовательная область «Физическая культура» по задачам и содержанию может интегрироваться,  например, с областями:

«Здоровье»

  • проведение закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • ознакомление с особенностями строения и функциями пространственную терминологию для обозначения движения (Пробеги вперед до шнура), местоположение играющих (Встаньте в две шеренги, в противоположных концах зала, друг напротив друга).
  • подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем мире (имитация движений животных, труда людей) построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования);

5. Содержание физического воспитания  детей дошкольного возраста.

  • ознакомление с особенностями строения и функциями организма человека;
  • формирование представления о значении двигательной активности в жизни человека;
  • использование специальных физических упражнений для укрепления органов и систем;
  • беседа о пользе активного отдыха.

«Познание»

активизация мышления детей (через  самостоятельный 

  • выбор игры, оборудования, пересчет мячей пр.);

специальные упражнения, направленные на ориентировку в пространстве, объясняя игру, воспитатель  использует Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований (ФГТ). На основе ФГТ разрабатываются примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Деятельностный подход в решении проблемы развития психики ребенка изучался В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым. Они рассматривали деятельность наравне с обучением, т.е. как движущую силу психического развития. По мнению П.Я. Гальперина, цель обучения сводиться к тому, чтобы научить ребенка действовать, а знания должны стать средством такого обучения. Дошкольников необходимо обучать двигательным умениям, навыкам так, чтобы они могли применить их в различных жизненных ситуациях. В содержании « Концепции физического воспитания детей и подростков (В.И.Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман, 1996) говорит о том, что: «Деятельностный подход ориентирует ребенка не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала». Поэтому важно в организованной образовательной деятельности с детьми использовать дидактические игры с движением, двигательные загадки, игровые и проблемные ситуации, проектную деятельность. Для достижения психофизического здоровья необходимы не только узкопедагогические средства физического воспитания и медицинские мероприятия, но и эти средства должны пронизывать всю организацию жизни ребенка, организацию предметной среды, режима, разных видов деятельности. Интеграция образовательных областей может осуществляться в соответствии с содержанием и методами и по средствам. Образовательная область «Физическая культура» по задачам и содержанию может интегрироваться,  например, с областями:

Информация о работе Основные понятия физического воспитания