Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:05, реферат
Личность - человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.1
Личность в психологии - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.
В философской энциклопедии, личность это человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретоисторическими условиями жизни общества.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I. Личность, как научный предмет исследования ……………………….5
Глава II. Характеристика гуманистической теории личности ……..………….9
Глава III. Психоаналитическая теория личности ………….………………….12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы…………………………………………...…17
Министерство по образованию Российской Федерации
ГОУ
ВПО Тюменский государственный
архитектурно-строительный
Реферат
«Основные
теории личности»
Выполнил:
Студент III курса
Группа ЗК08-1
Заварухина К.В.
Проверил:
Сарпова
О.В.
Тюмень – 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Личность, как научный предмет исследования ……………………….5
Глава II. Характеристика гуманистической теории личности ……..………….9
Глава III. Психоаналитическая теория личности ………….………………….12
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………...…
Введение
Личность - человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.1
Личность
в психологии - системное качество,
приобретаемое индивидом в
В
философской энциклопедии, личность
это человеческий индивид как
продукт общественного
В педагогической энциклопедии, личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. 2
Тугаринов В. П. пишет: "Личность - это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться ) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса. «Чувствует, как по ходу ступеньками такими, сначала все понятно, я следующую ступеньку читаю, начало забылось, я следующую читаю - середка забылась ».
Платонов
придерживался теории структуры
личности, которую называют трехчленной
теорией или трехчленное
На протяжении 20 века в мировой психологии сложилось 3 основных направления, в контексте которых были разработаны наиболее значительные теории личности: гуманистическая, глубинная или психоаналитическая психология и топологическая психология. 3
Гуманистическая преимущественно американская теория, получившая в последние десятилетия широкое распространение на Западе, в понимании личности она, на первый взгляд, кажется противоположной психоаналитической психологии, однако их объединяет наличие одних и тех же характеристик.
Психоаналитики пытаются открыть источник активности, обращаясь к прошлому, к вытесненным бессознательным впечатлениям и переживаниям ребенка, гуманистическая психология, чье развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу и др., основным фактором активности личности яаляется устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). 4
Цель
данного исследования состоит в
том, чтобы выявить главные
Для достижения цели, автор поставил следующие задачи:
Предметом исследования является изучение теории личности.
1. Личность, как научный
предмет исследования
Личность относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психи свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; особенности темперамента, способности ( работы Теплова, Небылицина, Мерлина).
Личность, как включенность индивида в пространство меж индивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители Л. их участников. Тем самым преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов личности. Личностное выступает как групповое, групповое как личностное5.
Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний, направленностью устойчивой доминирующей системой мотивов, интересов, убеждений и т. д., глубинными смысловыми образованьями - "динамическими смысловыми системами" по Выгодскому,6 формирующимися в совместной деятельности групп и коллективов, степенью осознанности своих отношений к действительности: установки (установки по Узнадзе и др. ), диспозиции(по Ядову) и т. п.
Развитая личность. обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности. Субъективно для индивида личность. выступает как его "Я" (образ "Я", "Я"-концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессе деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личность. и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний т. д. Образ "Я" представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и т. д. Соотнесение образа "Я" с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности является важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания. 7
Личность, как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личностей других людей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную "потребность быть личностью. ", т. е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности.
Развитие личности осуществляется в деятельности в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания. Задачей коммунистического воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности человека, имеющее комплексный характер (умственное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое) при ведущей роли школы, семьи и общественности.
Важное
значение в этом процессе имеет воспитание
в труде, прежде всего путем включения
в трудовые коллективы, где создаются
необходимые условия для
Межу тем, единство психического развития и развития личности не предполагает их тождественности. В этой связи осуществляется попытка построения гипотетической модели развития личности и на ее основе возрастной периодизации, в соответствии с которым возрастное развитие определяется типом взаимоотношений, складывающихся у индивида с наиболее референтной для него в этот период группой. в дошкольном и младшем школьном возрасте это группы, управляемые педагогом, в подростковом преимущественно группы сверстников или старших по возрасту, в юношеском возрасте - коллективы, как группы высокого уровня развития, в отдельных случаях при серьезных дефектах воспитания это корпоративные группы.8
Западная психология абсолютизирует возрастные периоды развития личности., строя на основе каждого из них особые психологические теории личности: психоаналитическая на основе абсолютизации развития личности в раннем детском возрасте, необехейвиористская, теория социального научения, теория ролей в развитии личности до школы и в младшей школе, гуманистическая психология с ее акцентированием самоактуализации на основе абстрагирования подросткового самоутверждения.
Таким образом, в качестве модели социально зрелого человека неправомерно принимается личность индивида еще не интегрированного в общественной жизни. Большинство современных западных теорий личности носит индетерминистский и телеологический характер, игнорируя обусловленность личности ее реальным предметом практической деятельности. Большинство современных западных теорий личности носит индетерминистский и телеологический характер, игнорируя обусловленность личности ее реальным предметом практической деятельности, поэтому несмотря на некоторые достижения в конкретно методическом плане, в частности, в области психотерапии, для разработки психологии личности в капиталистических странах характерны кризисные явления, что признается самими западными учеными.
2. Характеристика
гуманистической теории
личности
Преимущественно американская гуманистическая психология, получившая в последние десятилетия широкое распространение на Западе, в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках.
В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к вытесненным в бессознательное впечатлениям и переживания ребенка, гуманистическая психология, чье развитие связано c трудами К.Роджерса, А.Маслоу, Г.Олпорта и др., главным фактором активности личности считает устремленность к 6v дущему, к максимальнойсамореализации (самоактуализации). 9
В
понимании гуманистической
Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.