Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 15:13, курсовая работа
Прежде всего, определимся с понятием “адаптация”. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.
Введение.___________________________________________________3
Психофизиологические особенности леворукости____________6
Виды леворукости_______________________________________8
Диагностика леворукости ребенка________________________10
Психологические проблемы леворуких детей в школе________12
Подготовка леворукого ребенка к школе___________________16
Заключение________________________________________________ 19
Список использованных источников
Начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребенка происходят волнообразные изменения рукости.3 С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, большая часть действий осуществляется обеими руками и лишь к 4-5 годам формируется стойкое предпочтение одной из рук.
Когда ребенок учится правильно держать карандаш, важно, чтобв он учился держать его ведущей рукой. Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным из них является количественной оценки с помощью специальной анкеты, состоящей из 5-20 вопросов, ответы на которые отображает предпочтение руки при выполнении повседневных действий. Этот вариант используют для детей 6-7 лет. Наиболее эффективно для определения рукости ребенка лучше использовать наблюдения за выполнением ребенком несложных заданий, так как не каждый ребенок может обективно оценит свои ежедневные действия и использование рук в этих действиях. Можно еще в грудничковом возрасте наблюдать за ребенком и отмечать какой ручкой малыш тянется за висящими перед ним игрушками, а когда подрастет – какой рукой складывает пирамидку из кубиков, возьмет карандаш, ложку и т.д. В более старшем возрасте можно предложить расчесаться (в какую руку возьмет ребенок расческу), похловать в ладоши – наблюдая какая рука находится сверху, скрестить руки на груди и т.д.
Существует система тестов разработанная М.Г.Князевой и В.Ю.Вильдавским, которую рекомендуется использовать для определения рукости ребенка. Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственные детям дошкольного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет определение рукости. Для чистоты эксперемента важно соблюдать два правила:
Ребенку предлагается ряд
Особенно важно определить ведущую руку перед школой, а еще лучше в возрасте ребенка 4-5 лет. У ребенка должно быть время для подготовки и адаптации к школе.
Функциональные особенности леворуких детей, такие как трудности осуществления зрительно-моторных координации, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость, не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы ни были трудности, чаще всего это трудности обучения письму (реже письму и чтению вместе).4
Также можно говорить о нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.
Дети с ведущей левой рукой иногда не могут читать правильно, как правило, написанный текст и не испытывают трудностей при чтении текста, написанного наоборот — зеркально.5
Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Это является следствием не только специфики межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания, которых не избежали многие дети-левши, Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы.
В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
1. Сниженная
способность зрительно-
2. Недостатки
пространственного восприятия
3. Особая
стратегия переработки
4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
5. Речевые нарушения: ошибки звуко-буквенного анализа.
Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени чтением, в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности).
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность6. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. В этот период происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.7
Повышенная эмоциональность леворуких детей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников. Поэтому леворукие дошкольники требуют пристального внимания со стороны учителей, родителей и школьных психологов.
До недавнего времени леворукость представляла собой серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым переучивать леворуких детей, при переучивании принимались жесткие меодики, не учитывались индивидуальные особенности ребенка, что являлось, несомненно, стрессом для малышей. В последние годы педагоги отказались от практики переучивания леворуких детей и начали больше использовать методы адаптации и развития навыков письма левой рукой и чтения посредством выполнения ребенком специальных упражнений и заданий.
Следует помнить, что преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его центральной нервной системы. Большими усилиями родители и педагоги могут, конечно, заставить ребенка – левшу действовать правой рукой. При этом они рискуют создать клубок медицинских и психологических проблем. Прежде чем попытаться сделать из ребенка-левши правшу, не помешает проконсультироваться с психологом медицинского и педагогического профиля.
Для детей-левшей необходимы занятия по развитию содружественного действия обеих рук. Желательно, чтобы ребёнок посещал бассейн, баскетбольные занятия, занятия большим теннисом.
Очень полезны будут занятия лепкой, выполнение плетения, вышивание. При занятии рисованием важно использовать элементы декоративного рисования, аппликации, основанные на чередовании и ряде элементов. Можно предложить составление узоров на обмазанной пластилином поверхности (картон, бутылка, банка), украшая их семенами овощей, фруктов.
Важным элементом занятий при подготовке левшей к школе являются зрительные диктанты, для которых используются геометрические фигуры, трафареты. Проводятся диктанты следующим образом:
а) ребёнок рассматривает ряд фигур или изображений;
б) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;
в) образец закрывается, и ребёнок по памяти воспроизводит этот ряд;
г) образец открывается и проверяется правильность выполнения.
Уважаемые родители, важно помнить, что при пересчете предметов необходимо следить за лево - правосторонним направлением ряда.
Первое, чему учат в школе - это писать и читать. Если ваш ребёнок придет в 1-й класс, уже умея, это делать достаточно хорошо, то будет чувствовать себя уверенно среди сверстников. Следует уделить как можно больше внимания обучению ребёнка чтению и письму. Но при обучении ребёнка-левши нужно, прежде всего, опираться на образное мышление. Буквы, которые он видит впервые, могут стать для него живыми картинками, волнующими его воображение и легко запоминающимися. Так он без всякого труда усвоит алфавит, а затем будет быстро составлять из выученных букв целые предложения. Например, букву “Х” можно представить, как идущего человека, “Ф” - как очки и т.д.
Если во время занятий вы заметили, что ребёнок пишет зрительными буквами, то для предупреждения такой проблемы, как оптическая дисграфия рекомендую следующие упражнения:
заполнить целую строчку какой-то повторяющейся буквой и несколько букв среди них прописать зеркально, потом попросить ребёнка найти правильно написанную букву;
“забыть” дописать какой-нибудь элемент буквы и предложить ребёнку самостоятельно восстановить букву.
Когда малыш научиться писать, скорее всего, вы увидите, что написанные им буквы имеют левый наклон или не имеют наклона вообще. Не стоит пытаться заставлять ребёнка-левшу писать обязательно с наклоном. Ему это будет очень трудно сделать. Также не следует требовать от ребёнка безотрывного письма.
Дошкольники-левши имеют трудности при общении с книгой. Обычно трудности в формировании навыков чтения видят в нарушении зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти. Сочетание нарушений зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации провоцирует трудности овладения навыками чтения и письма.
Определить уровень зрительно-моторных координаций очень просто. Ребенок, у которого зрительно-моторные координации не нарушены, как правило, к 6 годам может точно скопировать круг, треугольник и другие геометрические фигуры.
Обнаружить нарушения зрительно-пространственного восприятия тоже нетрудно. Достаточно дать ребенку лист и карандаш и попросить его представить себя сидящим за рулем автомобиля. Малыш будет по вашей просьбе чертить маршрут, который Вы ему говорите. Листок с начерченными линиями подскажет, в чем ошибки его восприятия.
Не все дети проявляют живой интерес к книгам, но картинки обычно увлекают ребёнка. И, выбирая для него книгу, нужно позаботиться не о том, насколько ему будет интересен сюжет, а о том, чтобы в этой книжке были такие картинки, которые помогли вашему малышу увлечься изображением и по вашей просьбе рассказать о том, что нарисовано на книжных страницах.
Помните: если вы занимаетесь с ребёнком не при дневном свете, то свет должен падать слева. Левше всегда рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. А если вы с ребёнком не пишете, а читаете книгу, то в этом случае важно помнить об одной особенности левшей: они хуже воспринимают то, что расположено слева от них. Поэтому, показывая книжку с картинками, расположите её правее от ребенка.
Проведения занятий с ребёнком-левшой.
1. Форма занятий может быть разной: мини-уроки 10-20 минут в зависимости от возраста, игровые элементы.
2. Между занятиями нужен перерыв в 5 минут.
3. Начинать и заканчивать занятия нужно заданиями, с которыми дети справляются легко.
4. Не спешите переходить к следующему виду заданий, пока не выполнено предыдущее.8
Подводя итог теоретического изучения вопросов воспитания и обучения детей с ведущей левой рукой, хочу подчеркнуть, что для того, чтобы снять проблемы обучения леворукого ребенка или их предупредить, необходима тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти, мелкой моторики. Но самое главное – очень важно воспринимать ребенка таким, какой он есть, воспитывать в нем индивидуальность и требовательность к себе.
Уровень развития и специфика способностей дошкольника являются как бы результатом положительного переживания себя в той или иной деятельности, желания и умений заниматься этой деятельностью, уверенность в своих силах, а следовательно, и мобилизация этих сил.
Информация о работе Особенности адаптации к школьному обучению леворуких детей