Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении особенностей взаимодействия школы и семьи.
Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
1.1 Из истории вопроса о семейном воспитании
1.2 Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка
1.3 Семья как специфическая педагогическая проблема
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ
2.1 Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся
2.2 Организационно-педагогическая работа школы с родителями
2.3 Понятие, функции и содержание взаимодействия в системе «школа и семья»
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.docx

— 56.15 Кб (Скачать файл)

     В основе семейного воспитания, по Е.А.Аркину, должен лежать личностный подход. Он писал, что врач в своей деятельности руководствуется основным правилом медицины: лечат не болезнь, а больного, так как одной и той же болезнью каждый болеет по-своему, и каждый больной нуждается в особых средствах и методах лечения. Еще в большей мере этим правилом должны руководствоваться воспитатели и родители. "Надо воспитывать не поведение или характер вообще, а поведение и характер данного ребенка, у которого есть свои особенности, свои условия жизни, свой уже проделанный жизненный путь, наложивший печать на его развитие".[2,с. 80]

     Для успеха в семейном воспитании необходимо повседневное, систематическое и целенаправленное общение родителей с детьми. И здесь Е. А. Аркин обращал внимание родителей на то, что в воспитании необходимо чувство меры. С одной стороны, любовь, ласка, приветливое обращение столь же необходимы для физического и душевного развития ребенка, как солнечный свет и чистый, богатый кислородом воздух. С другой стороны, заласкивающее, изнеживающее воспитание расслабляет силы ребенка, разлагает его личность, формирует в нем беспомощного, безвольного, малоценного члена общества [2, с. 82].

   Выше было рассмотрено семейное воспитание в плане своего исторического развития. Из всего выше сказанного я могу сделать вывод, что воспитание в семье – важнейший источник формирования добрых нравов ребенка, ума, привитие социальных норм и ценностей. Вопрос о семейном воспитании никогда не терял своей актуальности. Выдающиеся представители педагогической науки разрабатывали данный вопрос сообразно своему времени. Но они сходились в одном: семейное воспитание – это фундамент, на котором строится сам процесс развития ребенка, его вхождение в общество, принятие этого мира. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот мир: принимать его или отвергать его, зависит и то, каким он будет гражданином, семьянином. Семья – это источник формирования нравственной культуры ребенка, его социальных установок.

 

    1. Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка

     Среди множества современных социальных институтов семья занимает одно из первых мест. Ее первостепенное влияние на ребенка нельзя отрицать, так как она закладывает фундамент будущей общественной жизни ребенка. Семья – это одна из ветвей воспитания подрастающего поколения, вторая – общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.

    Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т. д.

     При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.

     В последние годы семья все чаще стала прибегать к помощи учреждений, занимающихся коррекцией развития, поведения ребенка – это психологическая консультационная служба, логопедические кабинеты при поликлиниках, специальные группы дошкольного учреждения для детей с хроническими заболеваниями и т. д. Семьи, в которых растут дети дошкольного возраста, незримыми нитями связаны со школой: родители беспокоятся о том, насколько ребенок подготовлен к требованиям современной школы, и в силу своих возможностей начинают ориентироваться на эти требования. Потом наступает период выбора школы, подготовки детей к обучению в ней.

    Таким образом, современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия.

Влияние семьи как социального института на развитие личности ребенка огромно, хоть не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности.

    В сущности любой семьи, ее социальной функции заложена возможность общности супружеских интересов – создание и формирование личности ребенка. Развитие личности ребенка – это процесс комплексного развития психики в результате социализации, воспитания, саморазвития, т.е. внутреннее прогрессивное изменение всего физического и духовного.[13,с. 106]

    Именно семья помогает ребенку превратиться в зрелую личность, так как психологические установки семьи, характер взаимодействия ребенка с взрослыми, семейный микроклимат – все это формирует личность ребенка. И как бы ни спорили психологи и педагоги по поводу особенностей формирования самости ребенка, никто из них не отрицает огромного влияния, которое оказывают родители на этот процесс. Семья является важнейшим источником для формирования личностной и социальной стабильности ребенка. Помимо сознательного целенаправленного воспитания, которое дают родители своему ребенку, на него воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия (которое ребенок испытывает раньше всего, в тот период, когда он наиболее восприимчив) накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

     Ребенок перенимает от родителей множество личностных смыслов, которые становятся фундаментом для его дальнейшего самоопределения и идентичности. Однако данные представления о мире и себе не всегда являются для него конструктивными. В ситуациях неправильного взаимодействия родителей с ребенком (например, без учета его личностных особенностей) у него возникает негативный образ себя, вследствие чего искажается и мировосприятие.[22,с. 63]

    Выделяют три основных фактора влияния родительской семьи на формирование личности ребенка:[22,с. 64]

1. личный опыт ребенка, полученный при его взаимодействии с родителями;

2. Социально-экономический статус семьи;

3. Личность ребенка.

Уже никого не удивляет тот широко известный факт, что на личность ребенка, а, следовательно, и на всю его последующую жизнь, влияет стиль родительского воспитания. Более того, этот поведенческий стиль настолько прочно входит в личность ребенка, что тот, став уже взрослым, предпочтет этот стиль воспитания и для своих детей.

      Анализируя все выше изложенные наблюдения по поводу влияния родителей на формирование личности ребенка, следует также вспомнить и о работах Э.Берна, в которых он утверждает о наличии жесткого родительского программирования в жизни ребенка. По мнению Э.Берна, родительское программирование — это своего рода перфокарты, заложенные в мозг ребенка еще в детстве, которые он перебирает на протяжении всей своей жизни. Так формируется жизненный сценарий ребенка, который будет определять и его взаимоотношения с другими, и отношение к себе, и отношение к карьере.[22, с. 68]

   Однако следует отказать родительскому программированию в столь универсальном и неминуемом праве на жизнь ребенка. Как показывают современные исследования, родительское программирование — всего лишь закономерность, а не закон, обязательный для всех. Это значит, что ребенком в последующем родительский сценарий жизни может быть так и не применен, так как возможна выработка своего жизненного сценария вследствие обработки родительского опыта и исключения из него возможных негативных элементов.

      Если обратиться к творческому наследию М. К. Цебриковой, то анализируя влияние социальной среды на формирование личности, М.К.Цебрикова отмечала, что семья — ведущий фактор воспитания и развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Общественный строй указывает программу воспитания, социальная среда дает направления выполнения данной программы. Семья не властна создать для ребенка идеальную среду, но в ее силах нейтрализовать вредное ее влияние. Если в семье нормальные отношения между родителями и детьми, если родители стараются понять детскую душу и условия, при которых можно влиять на нее, «если она здоровая и разумная семья, то всякие другие влияния стушуются перед ее влиянием». [13, с. 55]

    На вопрос, какие качества личности должны воспитывать родители в детях, начиная с раннего возраста, педагог-мыслитель попыталась ответить в своих статьях «Идеальная сторона воспитания», «Детский патриотизм», «Детская правдивость», «Детская доброта», и др. Они были опубликованы в журналах «Воспитание и обучение», «Вестник воспитания», «Детский сад», «Женское образование», «Образование», «Русская школа». Мечтательность, правдивость, доброта, справедливость, выносливость, терпение, сдержанность, ответственность, трудолюбие, любовь и уважение, патриотизм, гражданственность — эти качества М.К.Цебрикова считала необходимыми для заложения основ характера личности.

Важнейшим фактором формирования личности ребенка она считала весь уклад жизни семьи. Это значит, что жизнь детей в семье является педагогически организованным процессом. Семья должна учить ребенка ухаживать за больными и старыми; вырабатывать способность сочувствовать родным, развивать чувства радости и сострадания, «детей в самом раннем возрасте можно и нужно приучать думать о других, полезно старшим позаботиться о младших» [13,с. 57]. Основными методами воспитания становятся пример, слово, одобрение, разъяснение, беседа, оценка поступков. «Из отношений к семье, к старшим, к товарищам ребенок учится отношениям к людям вообще» [13, с. 57], но дети живут настоящим и сами по себе не готовятся к будущему, семья должна учить и готовить их к этому.

  Уже доказано, что семья оказывает огромное влияние на эмоциональное, духовное, физические развитие ребенка, в том числе на развитие его личности. Ребенок без семьи эмоционально глух, невосприимчив к чувствам других людей. Ребенок, воспитывающийся вне семьи, если даже ничего не теряет в интеллектуальном плане, то он теряет что-то в личностном плане, в плане роста и становления своей личности. Именно семья помогает ему превратиться в зрелую личность, которая станет полноценным гражданином и достойным членом общества. И поэтому, семья – это тот фактор, тот социальный институт, который оказывает непосредственное влияние на развитие личности. Но с другой стороны, ребенок не пассивное существо, лениво воспринимающее влияние, направленное на развитие его личности, а активная сторона этого процесса, в частности собственная активность ребенка в данном процессе и влияние не зависящих от кого-либо факторов (темперамент, характер ребенка).

 

 

1.3  Семья как специфическая педагогическая проблема

      Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость её влияния на личность, её сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество подходов к изучению семьи, а также многообразие определений, встречающихся в научной литературе.

    Семьёй в социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья — это основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

    Семьей также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста [1, с. 67].

    Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка [2, с. 53].

     Работа с семьей сложная и многогранная. Здесь одновременно и в разных объемах идет общение с различными людьми, которых связывает определенная система взаимоотношений и взаимодействий. Работа с семьёй связана с рядом этических особенностей деятельности социального педагога, отражающихся в профессиональных и личностных качествах, а также, с принципами и со специфическими средствами деликатной работы, поэтому можно сказать, что социально-педагогической работе нельзя научить, социального педагога надо взрастить.

     Семейный социальный педагог — новый тип воспитателя, выполняющий роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, призванный способствовать созданию педагогически целесообразного уклада жизни и повышению психолого-педагогической культуры семьи, при этом минимизируя свое вмешательство и обеспечивая социально-педагогическую защиту семьи и ребенка.

     Здесь речь идет о таком специалисте, который сочетает в себе две функции: социального работника и социального педагога. Его деятельность способствует повышению педагогического потенциала микросоциума, оказывает содействие саморазвитию личности, направлена на оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье и ребенку [3, с. 74 – 75 ].

    Основные функции семьи:

репродуктивная - биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

воспитательная - духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

Информация о работе Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях