Особенности и значение воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

Содержание

Введение…………………………………………..……………………………….3
Глава 1. Содержание воспитания сенсорной культуры ребенка в
отечественных и зарубежных исследованиях
1.1. Понятие, задачи сенсорного воспитания
1.2. Понятие и сущность сенсорных эталонов
1.3 Особенности и значение воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста
1.4. Игра как основной метод воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста.
1.2 Роль родителей в сенсорном воспитании ребёнка
2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с нормальным слухом.
2.1 Развитие сенсорного восприятия в онтогенезе
2.2 Освоение эталонных значений
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 43.75 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………..……………………………….3

Глава 1. Содержание воспитания сенсорной культуры ребенка в  
отечественных и зарубежных исследованиях

1.1. Понятие, задачи  сенсорного воспитания

1.2. Понятие и  сущность сенсорных эталонов

1.3 Особенности и  значение воспитания сенсорной  культуры детей раннего возраста

1.4. Игра как основной  метод воспитания сенсорной культуры  детей раннего возраста.

1.2 Роль  родителей в сенсорном воспитании  ребёнка

2. Особенности  сенсорного развития детей раннего  возраста с нормальным слухом.

2.1 Развитие  сенсорного восприятия в онтогенезе

2.2 Освоение  эталонных значений

Заключение

Список использованных источников

Приложения

1.

2.

 

 

 

 

Введение

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Цель исследования – изучить особенности развития восприятия сенсорных эталонов в раннем возрасте.

В соответствие с целью, нами были выделены следующие задачи:

  1. Определить понятие, задачи сенсорного воспитания
  2. Обозначить  роль и сущность сенсорных эталонов
  3. Охарактеризовать особенности и значение воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста
  4. Рассмотреть игру в качестве основного метода воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста.

Объект исследования – сенсорое воспитание детей.

Предмет -  особенности развития восприятия сенсорных эталонов в раннем возрасте.

          Методами исследования выступили изучение и анализ литературных источников:

          В истории дошкольной педагогики известны различные системы сенсорного воспитания, разработанные педагогами прошлого (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др.) В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали А.П. Усова, Н. Сакулина, Н. Ветлугина, А. Леушина и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии (Л. Выготский, Б. Ананьев, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, А. Запорожец, Л. Венгер и др.).[    ]

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1 Содержание воспитания сенсорной культуры ребенка в

отечественных и зарубежных исследованиях

 

1.1    Понятие, задачи сенсорного воспитания 

         Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Конкретное определение содержания и методов сенсорного воспитания в педагогике зависит от того, как проблема развития восприятий и ощущений понимается в психологии. Решающее значение при этом имеют две проблемы: 1) что в восприятии является "выученным", приобретенным в результате опыта, и 2) как происходит это "выучивание".

            Содержание и методы сенсорного воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей :

1) ощущения и восприятия  рассматриваются не как рецепторные  процессы, а как рефлекторные. Это  значит, что ощущение и восприятие  носят не пассивный характер зеркального отражения отдельных качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями;

2) развитие восприятия  у ребенка рассматривается как  процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивается систему перцептивных (обследовательских) действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего, затем осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для своего сенсорного опыта (система геометрических форм, цветов, величин, материалов, звуков по высоте; нормы произношения в речи; система направлений и т.д.).

          Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у детей.

          Задачи сенсорного воспитания:

1) формирование у детей  систему перцептивных действий;

2) формирование у детей  систем сенсорных эталонов - обобщенных  представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формирование умений  самостоятельно применять системы  перцептивных действий и системы  эталонов в практической и  познавательной деятельности.

          Содержание сенсорного воспитания - круг свойств и качеств предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности.[   ]

 

1.2 Понятие и  сущность сенсорных эталонов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

1.Раннее детство очень важный период в развитии ребёнка, период ознакомления с окружающей действительностью. Необходимо дать ребёнку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт.

От уровня сенсорного развития ребёнка в дальнейшем зависит его умственное развитие. Эти знания необходимы в дальнейшем для приобретения определённых умений знаний жизненного опыта.

Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важно развивать у ребёнка ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

 

 

Список литературы

1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. М., Медицина, 1977. – 303 с.

2. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард, «Отбор детей в специальные дошкоьные учереждения», М, Просвещение, 1972 - 142 с.

3. Кузнецова Л.В., Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др «Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений»; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

4. Мусейибова Т. «Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста» Дошкольное воспитание. -1970. - №3, С. 36-41.

5. Мусейибова Т. «Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание» - 1972. -№2. -С. 48-55.

6.. Мухина В.С. Сенсорное  развитие дошкольникаДетская психология: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов/под ред. Л.А. Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. с. 213-238

7. Николаева Т.В. «Комплексное  психолого-педагогическое обследование  ребёнка раннего возраста с  нарушенным слухом» М, Экзамен, 2006 - 111 с.

8. Николаева Т.В. «Педагогическое  обследование ребёнка третьего  года жизни с нарушенным слухом» Автореф. дис. канд. пед. наук. - М; 2001 - 22 с.

9. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», М, Просвещение, М, 1986 - 143 с.

10. Пилюгина Э.Г, "Занятия  по сенсорному воспитанию с  детьми раннего возраста", пособие  для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

11.«Психология глухих  детей», под ред. И.М. Соловьёва, Ж.И. Шиф, Т.В., Н.В. Яшковской, М, Советский спорт» 2006 - 500 с. (переизд.)

12. Репина Т.А. «Восприятие  дошкольниками выразительной стороны  рисунка и ее влияние на отношение к герою книги» //Вопросы психологии. - 1960. - №5. - С. 115-124.

13. Усова А.П., Запорожец  А.В. «Педагогика и психология  сенсорного развития и воспитания дошкольника» — В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965, с. 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Конспект занятия по сенсорике на тему: «Ведерки для Зайки и Мишки»  (  )

Программные задачи: учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства

Материал: два ведёрка (большое-красное, маленькое-зелёное), шары, кубики, круги, квадраты (большие и маленькие красного и зелёного цвета), чудесный мешочек, Зайка и Мишки.

Ход занятия:

 

 1. Вводная часть. Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам пришёл сегодня в гости – Зайка и Мишка. (Дети здороваются с ними), Они принесли с собой … ведёрки. Одно ведёрко маленькое – это Зайки, так как Зайка сам маленький.

- Какого цвета ведёрко? (Ответы детей)

Правильно зелёного.

- А другое ведёрко большое  – это Мишки, так как Мишка  сам большой.

- Какого цвета большое  ведро? (Ответы детей)

- Правильно, ведёрко большое  красного цвета. Но почему-то ведёрки  пустые. Сейчас мы спросим у  Зайки и Мишки. (Воспитатель спрашивает  и имитирует ответы детей)

- Дети, оказывается нам  нужно помочь Зайке и Мишке  наполнить ведёрки тем, что лежит в этом чудесном мешочке. Давайте заглянем в него.

Воспитатель заглядывает в мешочек.

- Ой, сколько тут всего  интересного, дети! Сейчас я достану (Достаёт маленький зелёный шарик)

- Что это? Правильно шарик.

- А какой он большой  или маленький?

- А какого цвета маленький  шарик?

Информация о работе Особенности и значение воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста