Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 16:38, курсовая работа
Цель исследования – изучение особенностей когнитивного развития у детей младшего школьного возраста, выделение рекомендаций для педагога и родителей.
Объект исследования – младшие школьники, дети от 6 до 11 лет.
Предмет исследования – психологические особенности младших школьников.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности когнитивного развития у детей младшего школьного возраста
1.1 Особенности развития ощущений младших школьников……………......5
1.2. Особенности развития восприятия младших школьников……………....6
1.3. Особенности развития внимания младших школьников………………...8
1.4. Особенности развития памяти младших школьников…………………....10
1.5. Особенности развития речи младших школьников………………………11
1.6. Особенности развития мышления младших школьников………………..12
Глава 2. Рекомендации для родителей и педагогов
2.1 Рекомендации для развития ощущений младших школьников…………..13
2.2. Рекомендации для развития восприятия младших школьников…………14
2.3. Рекомендации для развития внимания младших школьников…………...16
2.4. Рекомендации для развития памяти младших школьников……………...17
2.5. Рекомендации для развития речи младших школьников………………...19
2.6. Рекомендации для развития мышления младших школьников………….21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………………...23
Министерство образования и
науки Российской
Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
"Российский государственный педагогический
университет
им А. И. Герцена"
Институт детства
Кафедра психологии и психофизиологии ребенка
Курсовая работа
Тема:
Особенности когнитивного развития
младшего школьника
Выполнила:
Студентка 1 курса, 5 группы
очной формы обучения
Шишокина Лидия Александровна
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии и
психофизиологии ребенка
Павлов Константин Иванович
Санкт - Петербург
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности когнитивного развития у детей младшего школьного возраста
1.1 Особенности развития ощущений младших школьников……………......5
1.2. Особенности развития
восприятия младших школьников…
1.3. Особенности развития внимания младших школьников………………...8
1.4. Особенности развития
памяти младших школьников……………
1.5. Особенности развития речи младших школьников………………………11
1.6. Особенности развития
мышления младших школьников………
Глава 2. Рекомендации для родителей и педагогов
2.1 Рекомендации для развития
ощущений младших школьников………
2.2. Рекомендации для развития восприятия младших школьников…………14
2.3. Рекомендации для развития внимания младших школьников…………...16
2.4. Рекомендации для развития памяти младших школьников……………...17
2.5. Рекомендации для развития речи младших школьников………………...19
2.6. Рекомендации для развития мышления младших школьников………….21
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Когда мы говорим младший школьник, то в это понятие включаем ребенка в возрасте 6-10 лет. От 6 до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.
Поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна.
Цель исследования – изучение особенностей когнитивного развития у детей младшего школьного возраста, выделение рекомендаций для педагога и родителей.
Объект исследования – младшие школьники, дети от 6 до 11 лет.
Предмет исследования – психологические особенности младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Осуществить теоретический
обзор и проанализировать
2). Раскрыть сущность когнитивных процессов в младшем школьном возрасте;
3). Выделить рекомендации для родителей и педагогов.
В соответствии с целью и задачами были применены приемы, являющиеся компонентами разных методов: описательного (сбор материала, обработка, интерпретация и обобщение).
Гипотеза исследования: При правильном использовании знаний, касающихся особенностей психического развития младших школьников, можно строить учебный процесс таким образом, чтобы активизировать познавательный интерес учащихся, и успешно развивать память, мышление и другие психические функции детей.
Структура.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Особенности когнитивного развития у детей младшего школьного возраста
1.1 Особенности
развития ощущений младших
Ко времени обучения детей в школе анализаторы вполне сформировались, однако их развитие продолжается и в школьном возрасте. Следует отметить, что анализаторы развиваются неравномерно. В младшем школьном возрасте в несколько замедленном темпе увеличивается острота зрения. Вместе с тем у младших школьников быстро развивается способность к различению зрительных и слуховых раздражителей. В младшем школьном возрасте заметно совершенствуется и умение быстро перестраивать зрительный аппарат для рассматривания близких предметов (тетрадь, книга, раздаточный, наглядный материал) и более отдаленных предметов (классная доска, карта на стене, приборы на столе учителя).
Дети приходят в школу со знанием основных цветов. За время пребывания в начальных классах они учатся не только различать оттенки цветовых тонов, но и называть их (например, светло-синий, темно-зеленый, бледно-розовый).
У девочек цветоощущение развито несколько сильнее, чем у мальчиков. Это отчасти можно объяснить тем, что при играх девочки больше интересуются окраской вещей, чем мальчики.
Что касается остроты слуха, то она у младших школьников несколько возрастает по сравнению с детьми дошкольного возраста. Речевой слух особенно развивается в первые годы обучения в школе, чему способствует обучение чтению и письму. В свою очередь, обучение происходит успешнее при достаточно развитом фонематическом слухе. Дети производят анализ слова на слоги, слоги расчленяют на звуки, затем обучаются обратному процессу — синтезу, объединению звуков в слоги, а из слогов составляют слова. Исследования Плагиной показали, что те учащиеся, которые мало упражнялись в этой аналитико-синтетической деятельности на словесном материале, медленнее обучаются чтению и больше допускают ошибок при письме. Для правильного письма большое значение имеет также проговаривание по слогам вслух или про себя тех слов, которые пишутся.
1.2. Особенности развития восприятия младших
школьников
Для детей младшего школьного возраста, очень многое в новинку, и потому интересно. Но, несмотря на то, что дети любят все рассматривать, трогать руками, охотно слушают объяснения старших, многого они не замечают в окружающих предметах и явлениях. Причина этого — в особенностях детского восприятия.
В младшем школьном возрасте наблюдения детей отличаются некоторой поверхностностью и недостатком целенаправленности. Учащимся I класса показали красочную картину с изображением белки. Затем предложили детям нарисовать белку по памяти. И тут начались вопросы: «А какой у белки хвост?», «Есть ли у нее усики?», «Какого цвета у нее шерсть?», «Какие глаза?» и т. п. Эти вопросы показали, что дети очень многого в белке не увидели, хотя знали, что им надо будет ее рисовать.
Поверхностность восприятия приводит к тому, что младшие школьники замечают отдельные признаки предмета, не связывая, их друг с другом и не замечая наиболее существенных его качеств. Все яркое, большое, подвижное привлекает их внимание. Поэтому то, что отличается наглядностью, воспринимается детьми лучше, чем отвлеченный, абстрактный материал. Но с каждым годом восприятия у младших школьников становятся более зрелыми, полными, второстепенное в воспринимаемом предмете отступает на задний план, а выделяется существенное, главное. Иллюстрацией такого развития восприятий может служить выбор двумя братьями игрушки в магазине. Первокласснику понравился деревянный автомобиль, который был изготовлен примитивно, двигался плохо, но зато был большого размера, ярко окрашен и имел громкий гудок. Его брат, третьеклассник, предпочел иметь металлический автомобиль, вдвое меньший по объему, скромной серой окраски, но с пружинным механизмом для движения и большим сходством с настоящей машиной.
Восприятие в младшем школьном возрасте тесно связано с эмоциями. Ребенок воспринимает окружающий мир не безразлично, многое его радует или огорчает. Поэтому школьник обращает главное внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе, хотя и не вызывает эмоций. Этим объясняется, что ребенок иногда указывает в предметах на такие детали, которые взрослыми не замечаются, так как не имеют существенного значения.
У школьников этого возраста восприятие часто бывает неточным, пишет Лурия. Сходные предметы они часто принимают за тождественные. Так, городские дети синицу могут принять за ворону. Неточность восприятия сказывается у учеников I класса при чтении, когда они вместо читаемого слова называют другое, сходное с ним.
Недостаточно развито у младших школьников и восприятие пространства. Название основных мер длины они знают, но правильного конкретного представления расстояния, равного, например, километру, у них нет.
Слабо развито у младших школьников и восприятие времени. Некоторые дети считают, что урок и час равны по времени.
Слабые стороны восприятия детей объясняются отсутствием у них знаний и опыта, но по мере появления их ребенок начинает воспринимать мир все более точно и правильно. И в этом отношении большую роль играет обучение в школе.
1.3. Особенности развития внимания младших
школьников
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию.
Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.
В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении).
Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.
Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью – учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание.
Произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.
Развитие устойчивости произвольного внимания изучают, определяя максимальное время, которое дети могут провести, сосредоточившись на одной игре. К 6-7 годам время возрастает до 1,5-3 часов. Также долго ребенок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к деятельности. Ребенок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к деятельности, которая ему не нравится.
1.4. Особенности развития памяти младших школьников
В младшем школьном возрасте память претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
В младшем школьном возрасте начинает быстро развиваться произвольное и осмысленное запоминание. Задача обучения в школе сводится к умелому использованию обоих видов памяти.
Ученики 7-8 лет (а иногда и старше) имеют склонность запоминать все дословно, буквально, даже то, что не требует такого усвоения, а может быть изложено своими словами. Это не означает, что ребенок не понимает того, что запомнил. Просто детям этого возраста легче запомнить текст без изменения и точно передать фразами учебника, чем свободно излагать материал, так как у них еще недостаточен запас слов и нет умения оперировать ими.
Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся I–II и III–IV классов. Так, для детей 7 –8 лет характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал.
По мере усложнения учебных заданий просто запоминать становиться невозможным, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение – универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.
Нередко этот способ запоминания остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.
В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память и менее - словесно-логическая. Все, что связано с наглядностью, яркостью впечатлений запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро развивается и смысловая память. Ребенок начинает некоторые абстрактные понятия. У него расширяется объем памяти, увеличиваются быстрота усвоения и точность воспроизведения.
1.5. Особенности
развития речи младших
Младший школьник начинает овладевать произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической. Первоклассники практически владеют всеми фонемами, тем не менее, фонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению и письму требует хорошо развитого фонематического слуха, т. е. умение воспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжении младшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка.
Информация о работе Особенности когнитивного развития младшего школьника