Особенности логопедической работы при нарушении речи. Алалия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 21:22, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время все чаще встречаются дети с отсутствием или недоразвитием речи, т.е. алалией. Алалия - одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже ко времени поступления в школу. Свойственный им сложный комплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………3
2. Моторная (экспрессивная) алалия. Речевая симптоматика. Неречевая симптоматика………………………………………………………..4
3. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при моторной алалии………………………………5
4. Сенсорная алалия.Психолого-педагогические и речевые особенности детей с сенсорной алалией……………………………………8
5. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при сенсорной алалии…………………………….9
6. Заключение……………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

контрольноя работа.docx

— 31.83 Кб (Скачать файл)

     На всех  этапах развития ребенка с  сенсорной алалией у него отмечаются  колебания слухового внимания  и восприятия: трудности включения  и концентрирования внимания, устойчивости  и распределения его, повышенная  отвлекаемость, истощаемость, прерывистость  внимания.

    У детей с  сенсорной алалией при отсутствии  понимании становится невозможной  или грубо искажается собственная  речь. В тяжелых случаях у безречевого непонимающего ребенка отмечаются двигательное беспокойство, выраженные трудности поведения. Дети пользуются для общения жестами, мимикой.  Игру сопровождают модулированным лепетом. Постепенно лепет перерастает в активный словарь, но слова произносятся искаженно.

     В целом  речь ребенка с сенсорной алалией  может быть охарактеризована  как повышенная речевая активность  на фоне пониженного внимания  к речи окружающих и отсутствия  контроля за своей речью.

 

    1. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при сенсорной алалии.

 

    При сенсорной  алалии логопедическое воздействие  направляется на воспитание сознательного  анализа состава речи, развитие  фонематического восприятия, понимания  речевых структур.

    Основным принципом  работы является последовательное  и систематическое воздействие  на все стороны речевой деятельности  ребенка в их взаимосвязи.

    Работа начинается  со строгой организации звукового  и речевого режима ребенка, так  как излишняя беспорядочная слуховая  нагрузка задерживает развитие  понимания и самой речи.

    Для развития направленного внимания и работоспособности используют различные пособия: вкладки, разрезные картинки (простые и усложненные), палочки (выкладывание узоров, геометрических фигур из счетных палочек), мозаика — и действия с ними: сортировка, классификация раздаточного материала по цвету, форме, величине и т. д. Работа по восприятию звуков оказывается возможной только при достаточной организованности ребенка, концентрации его внимания, несформированности элементарных видов деятельности.

    При накоплении  понимаемых ребенком слов важно, чтобы он одновременно слышал  слово, видел, трогал предмет, производил  с ним какое-то действие. Связь между словом и предметом устанавливается при неоднократном совпадении слуховых и зрительных ощущений.

    Дети с сенсорной  алалией способны к овладению  грамотой, хотя чтение и письмо  их оказываются нарушенными. Грамоте  начинают обучать детей по  возможности раньше. У ребенка, овладевшего  грамотой, расширяется и уточняется  понимание, с ним проводится работа  по развитию собственных лексико-грамматических  и фонетических возможностей. При  обучении грамоте детей с сенсорной  алалией эффективным оказывается  не звукобуквенный путь, опирающийся  на аналитико-синтетическую деятельность  ребенка в связи со звуками, слогами, словами и предложениями, а глобальное чтение, овладев  которым он расширяет свои  артикуляционные и акустические  возможности. 

    Работа с такими  детьми сложна, в разных случаях  по-разному эффективна.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Заключение

     Таким образом,  систематическая логопедическая  работа направляется на восполнение  пробелов в речевом развитии  и подготовку к дальнейшему  школьному обучению по специальным программам, или она ведется параллельно со школьным обучением в дополнение к нему. Преодоление речевого недоразвития строится так, чтобы в ходе работы возникла готовность к усвоению школьных знаний, эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом (невропатологом, психиатром).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.

2. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. //Нарушения речи и голоса у детей. - М.,1995.

3. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии. //Недоразвитие и утрата речи вопросы теории и практики. - М., 1985.

4. Ковшиков В.А. Некоторые  черты механизма сенсорной алалии. Изучение аномальных школьников. - Л., 1981.

5. Ковшиков В.А. О терминологии "моторной алалии". //Обучение  и воспитание детей с нарушениями  речи. - М., 1992.

6. Ковшиков В.А. Сенсорная  алалия. - М., 2001 Кузьмина Н.И., Рождественская  В.И. Воспитание речи неговорящих  детей-алаликов. - М., 1966.

8. Смирнова И.А. Логопедическая  диагностика7. Логопедия: учебник для студ. Дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд. М.: ВЛАДОС, 2004.

 коррекция и профилактика  нарушений речи. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие  для логопедов и дефектологов.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

9. Шаховская С.Н. Алалия. //Расстройства  речи у детей и подростков. - М.,1999.

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение ………………………………………………….3
  2. Моторная алалия ………………………………………...4
  3. Основные направления и содержание коррекционно –

педагогической работы при моторной алалии ……….. 5

  1. Сенсорная алалия. Психолого-педагогические и

               речевые особенности детей с  сенсорной алалией ……...8

 

  1. Основные направления и содержание коррекционно-

педагогической работы при сенсорной алалии ……….. 9

 

  1. Заключение……………………………………………… 12
  2. Список литературы…………………………………….. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности логопедической работы при нарушении речи. Алалия