Особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей школьного возраста с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования явилось изучение выразительности речи заикающихся дошкольников, а также усовершенствование методики работы над интонационными характеристиками речи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3 Определение понятия выразительности речи…………………………………. 5
Отечественные и зарубежные теории понятия
интонационной стороны речи …………………………………………………... 7 Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе…………………………. 13
Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников… 21
Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. ………………………………………………………… 26
Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста………………………………………………………….. 29
Методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей, страдающих заиканием………………………………………………………... 32
Заключение…..………………………………………………………………. 37
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности мелодико(2).docx

— 61.30 Кб (Скачать файл)

В каждой ИК есть центр –  слог, на котором начинаются изменения  компонентов интонации, значимые для  выражения таких различий, как  вопрос-сообщение-волеизъявление. По отношению  к центру различаются предцентровая  и постцентровая части. Для всех типов ИК важно различать направление  основного тона на гласном центра и соотношение уровней предцентра, центра и постцентра.

ИК-1. Интонационный центр  – на ударном гласном последнего слова, а перед ним находится  предценторовая часть. На ней движение тона ровное, а на гласном центра тон понижается и до конца ИК, в постценторовой части остается в достигнутом положении. Такая  ИК характерна для завершённого повествования.

ИК-2. Интонационный центр  на ударном гласном первого слова, движение тона ровное или нисходящее, а само словесное ударение усилено. Так оформляются вопросы с  вопросительным словом, побудительные  предложения со значением сопоставления.

ИК-3. Интонационный центр  на том же слове, что и ИК-1, но в  данном случае тон резко повышается, что характерно для оформления общего вопроса.

ИК-4. В предцентровой части  тон довольно высокий, на гласном  центра он понижается, а затем повышается, и высокий уровень держится до конца ИК. Такое оформление свойственно  переспросу, побуждению, незаконченному повествованию.

ИК-5. В отличие от других ИК, эта имеет два центра, на первом тон повышается, а на гласном второго  центра – понижается. Такое оформление свойственно для восклицательной  интонации.

ИК-6. Интонационный центр  характеризуется повышением тона, сохраняющимся  до конца конструкции, и такое  оформление также придает высказыванию эмоциональную окраску.

ИК-7. На гласном центра тон  резко повышается, этот гласный заканчивается  смычкой голосовых складок, что  придает высказыванию отрицательно-эмоциональное  значение.[12,c.137]

Употребление основных интонационных  типов в русской спонтанной речи также имеет свои особенности. В  спонтанной разговорной речи преобладают  интонационные конструкции с  более контрастным движением  тона, с высокими и резкими подъемами, значительными замедлениями и особенно ускорениями темпа.

Изучение интонации разговорной  речи позволяет сделать следующие  выводы. Спонтанная речь не имеет собственных  ресурсов интонации. Однако отличительной  особенностью спонтанной речи является то, что ряд общеязыковых интонационных  моделей подвергается трансформации, которая проявляется в прерывании интонационного рисунка, его перестройке, сочетании разных интонационных  рисунков для передачи одного и того же значения. В спонтанной речи наблюдается  максимальное взаимодействие вербальных и интонационных средств, синтез которых направлен на решение  коммуникативной задачи, на выражение  эмоциональных значений.

В случае недостаточной сформированности интонационной стороны речи у  лиц с речевой патологией могут  наблюдаться трудности организации  коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности  речевого взаимодействия, ограничение  коммуникативного потенциала, «сбои» в социально-перцептивной, интеракционной и коммуникативной системах общения, приводящие к нарушениям в сфере  межличностных отношений. [5, c. 112]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ  СТОРОНЫ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

 

 

При изучении формирования речи основной акцент делается на вопросы, касающиеся последовательности овладения  ребенком системой родного языка, и  механизмы, лежащие в основе формирования языковой специфичности. Становление  интонационной системы является одним из аспектов овладения звуковой стороной языка.

Интерес широкого круга специалистов к исследованиям формирования интонационной  выразительности речи объясняется, с одной стороны, необходимостью пересмотра временных рамок становления  интонации в онтогенезе, с другой стороны, значимостью интонации  в процессе формирования у детей  языковой системы.

Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода: подготовительный период (до 1,5 лет) –  до оформления самостоятельной речи и период оформления самостоятельной  речи (1,5–2 года). В литературе наиболее распространенным является выделение  в довербальном (предречевом) периоде  нескольких последовательно сменяющих  друг друга стадий: крик или плач; гуление; лепет; стадия первых слов.

Исследователи доречевой  и начала речевой стадии развития ребенка, Винарская Е.Н. и Тонкова-Ямпольская Р.В., утверждают, что интонационные  модели присутствуют в вокализациях детей уже на этих стадиях, а усвоение интонационной системы происходит в возрасте около года.

В период новорожденности  у ребенка наблюдаются нечленораздельные, безусловно-рефлекторные крики, выражающие его элементарные эмоциональные  состояния, связанные с голодом, болевыми ощущениями и любыми раздражающими  факторами. [4, c.135]

К концу первого, в начале второго месяца жизни у ребенка  возникает слуховое сосредоточение на звуке голоса взрослого. Отмечается, что шепот вызывает более устойчивое и длительное сосредоточение, чем  более громкие речевые и неречевые  сигналы. Со второго месяца возникает  зрительное сосредоточение на лице взрослого. К третьему месяцу эта ориентировочная  реакция приобретает характер поиска лица говорящего. С этого момента  зрительное и слуховое сосредоточение начинают взаимодействовать, таким  образом, на данном этапе подготавливается сенсорная сторона речи, ее восприятие и понимание.

Голосовые реакции в составе  «комплекса оживления» появляются позже, на третьем месяце жизни. Сначала  ребенок произносит короткие, отрывистые звуки (гуканье); затем он издает протяжные, певучие, тихие звуки, не связанные  с беспокойством или неудовольствием (гуление), воспроизводящие преимущественно  интонационную сторону речи взрослых. Такие реакции ребенка рассматриваются  как активные действенные формы  ориентировки, характеризующие попытки  ребенка смоделировать определенные стороны речевых высказываний взрослого: сначала интонационную, затем ритмическую, а позже звуковую. 8, c. 159]

Гуление наступает с появлением коротких сигналов, генерируемых, как  правило, на выдохе. Звуки, которыми изначально характеризуется гуление, чаще всего  напоминают гласные или их сочетания  с незначительным количеством звуков, напоминающих согласные [г], |х]. Сроки  наступления стадии гуления –  второй месяц жизни. С этого момента  звукопродукция как по способу ее произнесения, так и по длительности, интенсивности, интонационному контуру  приближается к обычной вокализации. В возрасте 4–5 месяцев типичной является генерация протяженных  гласноподобных вокализаций. Они часто  характеризуются мелодичностью, напоминая  песню. Дословесный период является своего рода подготовительным к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные  структуры родного языка, формируются  предпосылки для развития фонематического  слуха, без которого невозможно произнесение самого слова. [10, c. 48]

Н. X. Швачкин установил, что  ребенок оказывается уже способным  усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: интонация – в 4–6 месяцев, ритм –  в 6–12 месяцев и звуковой состав слова – после года.

В первом полугодии ребенок  переходит к лепету – следующему шагу в овладении физической стороной устной речи, для которого характерны более устойчивая локализация и  артикуляционная стабильность звуков, объединение их в слоги, слогов –  в отрезки через их интонационное  и ритмическое оформление. [23, c.19]

Лепет характеризуется появлением в репертуаре систематически повторяющихся  ритмических сочетаний согласноподобных (С) и гласноподобных (Г). Звуки лепета в значительной степени приближаются к речевым. Сроки наступления  и преобразования лепета значительно  отличаются у разных детей. Простой  лепет наступает, как правило, в  возрасте 6–7 месяцев (5–11 месяцев). Сложный  лепет – с конца первого  года жизни (с 10–14 месяцев). Принципиальным отличием этой стадии развития является не столько повторение звукосочетаний, сколько приобретение ими сходной  с речью взрослых слоговой структуры, – так называемый канонический лепет. Сменяющую его стадию первых слов обычно относят к началу второго  года жизни, часто вводя дополнительный рубеж – стадию.[19, c.31]

Тембровые изменения мелодики ребенок начинает слышать в эмоциональной  речи взрослых, когда он уже операционно  освоил воспроизведение лепетныхзвукокомплексов, т.е. к концу первого года жизни. Расцвет модулированных лепетных монологов  относится к полутора годам.

А.А. Леонтьев отметил в  позднем лепете детей словоподобные  звуковые комплексы хореического типа. Эти комплексы не несут еще  никакого смысла. Но их ритмическая  структура как бы предсказывает  ритмическую структуру первых детских  слов.[11, c. 92]

Первые детские слова  представляют собой открытые слоги, состоящие из повторяющихся согласных  и гласных. В лепете и псевдословах обнаруживается та же ритмическая повторность  одинаковых слогов, которая в дальнейшем сменяется чередованием разнородных слогов.

Экспериментальные исследования показали, что обращения взрослых подразделены на смысловые части, при  этом в каждой из них выделяются их ключевые слова. Подражая взрослым в процессе эмоционального общения  с ними, ребенок осваивает звуковые комплексы, соответствующие синтагмам взрослых, но не тождественные им, поскольку языковое содержание синтагмы еще недоступно ребенку этого возраста.

Исследователи, занимавшиеся изучением становления интонации  у детей, указывают на то, что из всех компонентов звуковой стороны  языка ребенок первой усваивает  именно интонацию, а потом уже  сегментный состав языка, т.е. овладевает звуками родного языка (Кольцова М.М., Артемов В.А.), так и активного  усвоения языка (Тонкова-Ямпольская Р.В., Ковшиков В.А., Лепская Н.И.). Исследуя восприятие детьми речи взрослых, М.М. Кольцова выделяет период в жизни  детей 10–11 месяцев, когда интонация  взрослого является наиболее важным фактором, влияющим на реакцию ребенка. [10, c.82]

Активное овладение интонационной  системой языка рассматривается  в работах Р.В. Тонковой-Ямпольской. Анализируя звуковую активность детей  с рождения до 5 лет, она утверждает, что становление интонации начинается с крика и к началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную  систему языка в целом, а на более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и  дифференцирования. Автор считает  возможным говорить о том, что  со второго месяца жизни в доречевой  стадии в вокализациях ребенка дифференцируются интонации, сопоставимые с интонациями  у взрослых, формирующиеся в следующей  последовательности: со второго по седьмой месяц жизни появляется интонация, сопоставимая с повествовательной  у взрослых; с девятого месяца жизни  – «настойчивая» интонация, сопоставимая с повелительной у взрослых, с  двух лет – интонация вопроса, сходная с вопросительной у взрослых.

Интересны результаты исследования интонации Н.И. Лепской. Она утверждает, что интонация появляется в возрасте 1 года 4 месяцев – 1 года 6 месяцев  и в течение полугода остается основой детской коммуникации. Указываются  возрастные границы возникновения  некоторых типов интонаций. [16, c.148]

По наблюдениям Л.Т. Журба, Е.М. Мастюковой, в возрасте 2–3 месяцев  дифференцированность эмоций ребенка  проявляется интонационной выразительностью голосовых реакций и начальными элементами адекватных реакций на интонацию  обращенного к ребенку голоса. [13, c. 100]

И.В. Верестюк рассматривает  становление интонационной системы  русского языка детей в возрасте от 2 до 5 лет. Автор изучает появление  интонационных конструкций (по классификации  Е.А. Брызгуновой) на различных возрастных этапах, указывая происхождение «взрослых» контуров из специально выделенных промежуточных  «детских», которые, в свою очередь, образуются путем «сужения» многообразия экспрессивных интонаций.

К школьному возрасту при  своевременном развитии речи дети правильно  произносят в слове ударные и  безударные слоги, но выделить их по заданию  взрослого пока не умеют. Интуитивная  способность произносить ударные  и безударные слоги является базой  для развития умения ставить логическое ударение в предложении, что, в свою очередь, предполагает правильное интонирование. Овладение интонацией происходит одновременно с овладением речью, поэтому восприятие интонации обычно опережает восприятие смысла. [20, c. 62]

Анализ данных свидетельствует, что к настоящему времени периодизация основных этапов развития речи осуществлена достаточно подробно. Что касается интонации, то в большинстве работ  основное внимание уделяется времени  появления тех или иных ее форм, но уделяется недостаточно внимания вопросам точности их исполнения, хотя очевидно, что и ребенок, и взрослый допускают при этом ошибки. Степень  усвоения той или иной интонационной  модели, «отрицательный языковой материал», о котором говорил Л.В. Щерба, характер возникающих в разном возрасте ошибок не могут не вызывать интереса. Даже у детей младшего и среднего школьного  возраста нередко отмечается неправильное использование интонационных конструкций  и их отдельных элементов. Очевидно, что между появлением их в раннем детском возрасте и твердом закреплении  во взрослом находится период, когда  освоение и употребление этих конструкций  может нарастать по той или  иной причине или временно ослабевать.[21, c. 116]

Исследования Н.Ю. Вахтиной свидетельствуют о том, что смысл  высказываний детей до трех лет часто  непонятен взрослым, что обусловлено  особенностями синтаксиса и сегментного  состава их речи, и это заставляет взрослых чутко прислушиваться именно к интонации для оценки эмоциональной  насыщенности. К 3–4 годам в связи  с развитием речи ребенка взрослые начинают понимать смысл его высказываний, вырванных из контекста.

Информация о работе Особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей школьного возраста с заиканием