Особенности методики проведение физкультурных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
подготовка к жизни, труду, овладения определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей из культурно-спортивной деятельности , обучение детей основным действиям и правилам восприятия, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения.

Содержание

Введение
Глава I
Анализ и обобщение научно-методической литературы
1.1 Анатомические особенности детей младшего дошкольного возраста...7стр
1.2 Физические особенности детей младшего дошкольного возраста…….9стр
1.3 Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….12стр
1.4 Развитие основных свойств, двигательного аппарата…………………16стр
1.5 Средства и методы занятий с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….18стр
1.6 Организация занятий с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….23стр
Вывод
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая тфк.docx

— 71.58 Кб (Скачать файл)

 

Национальный государственный  Университет 

физической культуры, спорта и здоровья

им.П.Ф.Лесгафта

 

 

 

 

 

Кафедра теории и методики физической культуры

 

Курсовая работа 
Особенности методики проведение физкультурных занятиях

с детьми младшего дошкольного  возраста

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  
2 курса 4 группы  
педагогического факультета  
Шевелева Дарья

 

 

 

 

Санкт-Петербург,2012

 

Оглавление 

Введение 

Глава I 
Анализ и обобщение научно-методической литературы 

1.1 Анатомические особенности  детей младшего дошкольного возраста...7стр

1.2 Физические особенности  детей младшего дошкольного возраста…….9стр

1.3 Психологические особенности  детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….12стр

1.4 Развитие основных свойств, двигательного аппарата…………………16стр

1.5 Средства и методы  занятий с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….18стр

1.6 Организация занятий с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….23стр

Вывод

Список использованной литературы

 

 
          

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Младший дошкольный возраст  характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается  ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности – предметно-действенное  сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают  целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать  в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированной произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении  со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес  ребенка к миру взрослых, которые  выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать  над индивидуальными играми и  играми рядом. Открываются новые  возможности для воспитания у  детей доброжелательного отношения  к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В  игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые  общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны  формы, величины, цвета и др. Они  становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно  увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом  развитии ребенка создают благоприятные  условия для существенных сдвигов  в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям  взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные  действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Малыш учится ставить перед  собой цели и пытается достигать  их. Для развития этого навыка старайтесь в каждом случае находить форму, в  которой он может реализовать  свои намерения и планы.

Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим  намерениям и воле. Их упрямство, как  правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них  есть. Различные качества - умней, умелый, добрый, храбрый - они теперь относят к себе, и для них очень важна положительная оценка взрослых.

 

Цель исследования: 

подготовка к жизни, труду, овладения определенным запасом  двигательных навыков и умений в  момент поступления в школу, которые  помогут более успешно усвоить  школьную программу на последующих  этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими  упражнениями и в частности всей из культурно-спортивной деятельности , обучение детей основным действиям и правилам восприятия, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения.

    Задачи исследования:  

Охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей, которая относится к общей оздоровительной задаче.  
Учить детей объединить свойства предметов в целостный образ предмета.

Учить узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства.

Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства.

Расширять кругозор детей.

Обучать детей действиям  с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.

Формировать познавательную активность, любознательность.

Учитывая своеобразие  развития психики детей этого  возраста, особенности восприятия, непроизвольность развития психических  процессов, в частности, внимания, мною использована следующая общая структура  каждого занятия.

 

    Методы исследования:

    Наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей; словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях; практический метол, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях.

     Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, использованием элементов соревнования.

Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью  движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует  лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального состояния организма  и психики ребенка.

     Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые  качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения  и ориентировки в условиях действия коллектива.

В младших группах при  обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению  представлений о характере движений (например, «Будете бегать легко  и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»), 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

1.1 Анатомические особенности.

 

Одним из основных условий  правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая  опорно-двигательная система. К моменту  рождения структурная дифференцировка  костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят  из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения  в хрящевой ткани закладываются  на 7-8-й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка  костный скелет увеличивается, одновременно перестраивается структура костной  ткани. У плода и новорожденного она имеет волокнистое строение, к 3–4 годам появляется пластинчатое строение костей. Костная ткань детей содержит большее количество воды и органических веществ и меньшее – минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгибании. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают под надкостными. Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснабжению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая находится между окостеневшим эпифизом и метафазам. Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике. Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На первом году жизни они составляют 20–25 % массы тела, к 8 годам – 27 %, к 15 годам – 15–44 %. Увеличение мышечной массы происходит за счет изменения размера каждой миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигательный режим, в более старшем возрасте – занятия спортом. В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быстрых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного волокна увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамометрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в возрасте 17–18 лет. Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5–6 лет развиваются двигательные умения, после 6–7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8–9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10–12 лет координация движений улучшается. В периоде полового созревания из-за нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Физические упражнения в этот период должны быть строго определенного объема ( Карпан. В. Л, 2006 ) .

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипокинезии) возникает  задержка развития мышц, могут развиться  ожирение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей. Первые молочные зубы, отличающиеся хрупкостью и нежностью, прорезываются у 6 – 7-месячных детей. К 1-му году жизни число зубов должно равняться 8, а к 2 годам – 20. В 6 – 7-летнем возрасте начинается процесс смены молочных зубов на постоянные: к 7 – 8-му году жизни ребенка меняются 4 внутренних резца, в 8 – 9 лет – 4 наружных резца, в 10 – 12 лет – 4 клыка и в 12 – 14 лет – 4 больших коренных зуба. У детей эмаль постоянных зубов более тонкая, чем у взрослых, легко подвергается перерождению. Поэтому столь важен бережный уход за ними. Слюнные железы, хотя уже сформированы к моменту рождения ребенка, тем не менее, впервые 6 мес. жизни еще недостаточно функционируют. Это обусловливает определенную сухость слизистой оболочки полости рта ( Маханева. М. Д, 1980) .

Пищевод ребенка покрыт нежной, легкоранимой слизистой оболочкой. Желудок интенсивно растет в течение  первых месяцев и более медленно на 2-м году жизни. Его кислотообразующая  функция еще плохо развита. Содержание в желудочном соке переваривающих ферментов  невелико, особенно у годовалых детей  и новорожденных.  Длина кишечника у малыша грудного возраста в 6 раз превышает длину тела (у взрослого в 4,5 раза). Покрывающая его слизистая оболочка нежна, обильно снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами, поэтому питательные вещества лучше всасываются. Между тем мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты хуже, чем у взрослых. Это обусловливает более слабую перистальтику и склонность детей к запорам.

Описанные анатомо-физиологические  особенности органов пищеварения  диктуют необходимость особого  режима питания новорожденных и  детей младшего возраста, тщательной кулинарной обработки пищи, более  частого ее приема небольшими порциями. Большие изменения происходят и в эндокринной системе. При этом ведущую роль играют гипоталамус, который является частью нервной системы и центральной эндокринной железой, а также гипофиз, половые железы, надпочечники и щитовидная железа. Масса гипофиза по сравнению с его массой в дошкольном возрасте увеличивается в 2 раза, размеры турецкого седла становятся больше у девушек, чем у юношей. Увеличивается и число клеток, участвующих в выделении гонадотропных гормонов: фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), латинизирующего гормона (ЛГ) или гормона, стимулирующего интерстициальные клетки тестикул, адренокортикотропного гормона (АКТГ) и тиреотропного гормона (ТГ). Гонадотропные гормоны обусловливают созревание половых желез, стимуляцию биосинтеза их гормонов. ФСГ участвует в развитии половых желез у юношей, а у девушек – в росте фолликулов и в образовании эстрогенов в яичнике. Латинизирующий гормон у девушек способствует превращению созревших фолликулов в желтое тело, а у юношей стимулирует образование андрогенов клетками Лейдига тестикул.

Информация о работе Особенности методики проведение физкультурных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста