Особенности нравственного воспитания школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Важной педагогической задачей формирования личности в нашей школе является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Итак, цель данной контрольной работы исследовать нравственное воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

7 педагогика.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

Примером такой системы может служить широко апробированная в практике и получившая в 2001-ом году премию Президента РФ система воспитания этической культуры школьников, разработанная в Государственном НИИ семьи и воспитания.

Данная воспитательная система включает три логически взаимосвязанных компонента: [5, c. 128]

- этический курс занятий  с детьми с 1-го по 11-ый класс  как специализированный воспитательный  предмет этической направленности, учитывающий возрастные изменения  учащихся, построенный по принципу  диалогического взаимодействия  с ними.

Занятия в соответствии с возрастными особенностями учеников строятся по сюжетному рисунку, ориентированы на психолого-педагогический уровень воспитательной палитры и творческое личностное осмысление учеником нравственных проблем человеческой жизни. Это достигается путём создания многообразной сферы включения школьников в практику нравственной жизни человека, приёмов стимулирования усилий личности в моральном самоопределении и самовоспитании через активизацию её природных, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, организацию тонкой рефлексивной работы.

Сюжетный рисунок этического занятия предполагает логически выстроенную канву диалогического взаимодействия педагога и детей, совместного размышления, поиска ответа или решения, в процессе которого рождаются оценочные суждения, побуждающие школьника к нравственно ценным ориентирам и стимулирующие их. Превалирует направленность на стимулирование этических суждений детей, акцент которых базируется не столько на усвоении знаний, сколько на актуализации творческого потенциала мышления, самостоятельного, обоснованного рассуждения, что ведёт к личностному поиску школьниками истины, а не к усвоению лишь готового знания, а педагога ориентирует на раскрытие ресурсов творческого воображения учеников.

- «повседневная методика  этического заряда», действующая  в системе свободного общения  детей на перемене и в послеурочное  время. Она предполагает сочетание  этической установки на доброжелательность  и уважение во взаимоотношениях  со сверстниками с методически  инструментированными формами предупреждения  конфликтных ситуаций и достойного  выхода из них;

Методика ориентирована на позитивные аспекты в организации доброжелательного климата взаимоотношений учащихся, оптимистический прогноз их поведения через психологическую установку на уважение к окружающим и друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание, при котором никто не будет обижен и обделён вниманием. Методические приёмы направлены на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определения достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций. Отрабатывается и психологическая канва поведения педагога, который терпеливо учит школьников находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, настойчиво культивирует умение детей простить, проявить снисходительность и благородство.

- общеколлективная внеурочная  деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на  включение всех учащихся в  этический диалог, общение, взаимодействие. Композиционно она построена  как театрализованное представление-диалог  и осуществляется в форме «школы  вежливости» в начальных классах, «этических диалогов о главном»  – в подростковых, «вечеров этических  раздумий» – в старших возрастных  группах.

Главное здесь – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии.

Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть нравственно-этического воспитания как непрерывного процесса соотнесения знаний, чувств, поведения школьников с ценностными основаниями жизнедеятельности людей, выработанными и отобранными вековым человеческим опытом, что способствует постижению значимых смыслов в цели и образе жизни формирующейся личности. Этическое в данном процессе выступает мировоззренческим основанием жизнеосмысления, а нравственное – критерием отношений с людьми и окружающим миром.

Жизнедействие системы, её педагогическая сущность – в содержательной основе и методическом обеспечении моделирования непрерывного этического воспитания учащихся в современной школе. Она базируется на смыслозначимых ценностях человеческой жизни и жизни общества. [6, c. 121]

Начало логической канве непрерывности нравственно-этического воспитания школьников возложено на специализированный воспитательный предмет этики, несущий в диалогическом взаимодействии с учащимися познавательную основу моральных норм и жизненно значимых ценностей, которые с помощью разнообразных методик осмысливаются учениками, эмоционально проживаются ими и в процессе усвоения через метод нравственного выбора действенно влияют на формирующийся опыт нравственно ориентированных отношений к окружающему миру и людям.

Закрепляется данная направленность нравственного становления личности в последовательном процессе включения учеников в опыт этически значимого поведения в различных видах внеклассной и внеурочной деятельности, применения специальных методик гуманизации взаимодействия и отношений детей в межурочном пространстве, т.е. на переменах. [7, c. 119]

При такой стратегической линии непрерывности нравственно направленного педагогического действия и его воспитательной функции сможет формироваться и укрепляться приоритет нравственности в школьной среде и жизнедеятельности учеников.

Процесс непрерывности воспитания основан на дифференцированно и последовательно выстроенной, логически обоснованной канве поэтапного включения учащихся в соответствии с их возрастным взрослением в стержневые категории этики, осмысливаемые и осваиваемые ими во взаимодействии и взаимосвязи просвещения с богатой палитрой разнообразных, эмоционально-чувственных, деятельностных, игровых, экспериментальных, творческих средств введения школьника в процесс освоения этических смыслов в собственном образе жизни.

1.3 Психолого-педагогические принципы организации процесса нравственного воспитания школьников в образовательном учреждении

Нравственное воспитание как педагогическое явление направлено на развитие и укрепление механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь школьников, их жизнедеятельность. Процесс нравственного воспитания учащихся в образовательном учреждении предполагает овладение личностью необходимой суммой этических знаний, их осмысление через эмоционально-образное представление и практическое опробование норм морального поведения, что влияет на развитие культуры нравственно ориентированного мышления и поведения воспитанников.

Сам процесс нравственного развития школьников следует рассматривать как постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности, обеспечивающего накопление, осознание и развитие школьником эмоционально пережитых и личностно принятых этических норм поведения. Логика данного процесса предполагает направленность на совершенствование и реализацию всей совокупности моральных ориентиров и ценностно значимых смыслов жизнедеятельности человека в образе жизни школьников. [8, c. 132]

Всё это требует чёткого вычленения психолого-педагогических принципов организации процесса нравственного воспитания школьников, которые базируются на двухмерной позиции ученика, выступающего в роли объекта воспитания и субъекта организуемого воспитательного процесса. И это очень важно, поскольку действенность организуемого процесса зависит от характера взаимодействия этих позиций, в котором необходимо обеспечить развивающее нравственные основания ребёнка движение от позиции объекта к всё более выраженной и осознаваемой самим учеником позиции субъекта.

В соответствии с этим важнейшим психолого-педагогическим принципом организации процесса нравственного воспитания является его последовательная поэтапность. Внутри каждого этапа также заложены в соответствии со стоящими задачами и обеспечивающие их принципы и методические подходы. [9, c. 201]

На первом этапе, когда субъектность ученика сравнительно невелика, педагог стремится вызвать его интерес к нравственному знанию, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности. Достигает он этого с помощью широкого спектра насыщения школьников нравственными знаниями, эмоционально и деятельностно окрашенными формами их включения в игру, упражнение, размышление, диалогическое взаимодействие, практические формы деятельности с учётом возрастных особенностей детей, их уровня воспитанности.

На втором этапе, когда наблюдается расширение сферы субъектного начала личности школьника, необходимо эмоционально-образное сосредоточение учеников на нравственно ценных ориентирах их жизнедеятельности через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности. Усиление эмоционального начала в реакциях на других людей психологи связывают с культивированием гуманности. Этому способствует разбуженная эмоциональная сфера ученика, которая включает его в позитивную канву построения своих контактов и отношений с окружающими. При этом нравственное чувство и нравственное сознание как опосредствующие духовные звенья во взаимодействии и общении школьников приведут к конкретизации и обоснованию собственной нравственной позиции ученика как на этических занятиях, так и в повседневной жизнедеятельности. [10, c. 96]

На третьем этапе на основе концентрации развившихся моральных представлений и чувств, формирующегося нравственного опыта поведения на максимально используемых педагогом и стимулирующих внутренние усилия школьников ситуациях нравственного выбора субъектная позиция ученика актуализируется. Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты направлены на становление жизненно важных смыслов, поскольку учащимся важно выработать своё субъектное их основание. Происходит как бы саморазвёртывание нравственных свойств личности, формируются и развиваются движущие силы её субъектного начала.

Четвёртый этап, направленный на создание педагогических условий для нравственной рефлексии, ведущей к самоопределению школьников, самооценки через актуализацию нравственного потенциала личности, утверждения через оценку других положительного начала личности каждого, характерен развитием нравственного отношения к самому себе, уважения к своим человеческим достоинствам, осознания себя равным другим и рождением ответственности за последствия своего поступка, поведения.

На этом этапе следование нравственным принципам и нормам поведения обусловлено внутренним принятием их личностью. Данные нормы становятся устойчивым требованием школьников к себе, убеждением.

 

 

 

Заключение

В заключение отметим то, что на уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям.

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: например, в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С.Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию.

Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.

Информация о работе Особенности нравственного воспитания школьников