Особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения детей с замедленным психическим развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:13, реферат

Краткое описание

Основной целью исследования является выявление недостатков в развитии личности ребенка, организации помощи в успешном освоении мира и адекватного вхождения в социум.
Объектом исследования является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии и в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Содержание

Введение

1. Организационно-педагогические основы создание классов компенсирующего обучения……………………………………………..

4-15
2. Коррекционная работа в начальной школе
Платонова Светлана Владимировна учитель начальных классов…

15-20
Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ КОШКИНА.docx

— 42.79 Кб (Скачать файл)

Индивидуальные и групповые  коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Поскольку  дети с задержкой психического развития, обучающиеся в классах выравнивания и специальных школах, зачислены, как правило, в группы продленного  дня, то во время индивидуальных занятий  с учениками работает воспитатель.

 В соответствии с  учебным планом в начальных  классах на коррекционные занятия  отводятся 3 часа в неделю вне  сетки обязательных учебных часов  (до или после уроков) по утвержденному  графику. Продолжительность занятий  с одним учеником (или группой)  не должна превышать 15-20 минут.  В группы возможно объединение  не более трех учеников, у которых  обнаружены одинаковые пробелы  или сходные затруднения в  учебной деятельности. Работа с  целым классом или большим  количеством учащихся на этих занятиях не допускается [Бгажнокова 2004].

Содержание индивидуальных занятий не допускает «натаскивания», формального, механического подхода, должно быть максимально направлено на развитие ученика. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, счетным материалом, использование условно-графических средств и т.п. создают возможности для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач: формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления учебных и художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчета. Формируемые с помощью предметно-практической деятельности понятия будут иметь в своей основе четкие и яркие образы реальных предметов, представлены в разнообразных связях друг с другом (отношениях общности, последовательности, зависимости и др.).

Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений, например коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять), техники  чтения (плавности, беглости, выразительности), скорописи, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочитанного и т.п.

В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами  действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания отдельных  правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др.

В старших классах для  индивидуальных и групповых коррекционных  занятий отводится в настоящее  время 1 час в неделю. Главное внимание уделяется восполнению возникающих  пробелов в знаниях по основным учебным  предметам, пропедевтике изучения наиболее сложных разделов учебной программы.

Обязанности по руководству  организацией и проведением коррекционных  занятий возлагаются на заместителя  директора по учебно-воспитательной работе. Он же осуществляет и контроль этой деятельности. Опыт показал, что  эффективность индивидуальных и  групповых занятий возрастает там, где к работе привлечены школьные психологи, а также школьные и  районные методические объединения учителей и логопедов [ Глухов 2007].

Организация учебно-воспитательного  процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической  деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального  развития ребенка и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовывать познавательные резервы обучающихся.

В условиях специально организованного  обучения дети с задержкой в психическом  развитии способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.

Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной  школе для детей с трудностями  в обучении создаются два основных вида классов – классы компенсирующего  обучения и классы выравнивания. В  школьной практике имеют место и  другие формы дифференцированного  обучения: классы педагогической поддержки (первично создаются в среднем  звене школы), классы адаптации, здоровья и др.

Коррекционно-развивающее  обучение в классах выравнивания и компенсирующих классах определяется нормативно-правовыми положениями  Министерства образования РФ и строится на основе организационно-педагогических и научно-методических положений  Концепции коррекционно-развивающего обучения, разработанной Институтом коррекционной педагогики, а также  психолого-педагогических принципов  развивающего обучения. В соответствии с положениями Министерства образования  классы выравнивания создаются для  обучения детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального  развития, наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа  и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Классы компенсирующего  обучения создаются в общеобразовательных  школах для детей, испытывающих затруднения  в освоении общеобразовательных  программ. Их основная цель - создание адекватных условий воспитания и  обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях общеобразовательного учреждения.

 В классы компенсирующего  обучения принимаются дети группы  риска. К этой группе специалисты  относят детей, которые по совокупности  причин генетического, биологического  и социального характера приходят  в школу психически и физически  ослабленными, социально запущенными,  с риском школьной и социальной  дезадаптации. Это дети «с сохранным интеллектом», значительно более низкими в сравнении со сверстниками адаптационными возможностями, что делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды и предрасположенным к патологическим реакциям на перегрузки, социально-психологическим срывам.

Дети группы риска не имеют  выраженных отклонений в развитии, т.е. у них нет задержки психического развития церебрально-органического  генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы. При интеллектуальном развитии, соответствующем возрастной норме (отсутствие нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов), эти дети обнаруживают низкую работоспособность, повышенную утомляемость и отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, низкий уровень производительности психических функций и деятельности, несформированность учебной мотивации и познавательных интересов.

Создание специальных  классов коррекционно-развивающего обучения позволяет обеспечить оптимальные  педагогические условия для детей  с трудностями в обучении и  проблемами в физическом и нервно-психическом  здоровье. Охране и укреплению здоровья учащихся этих классов отводится  особая роль, в связи с чем проводится специальная работа. Необходимым моментом организации коррекционно-развивающего обучения в данных классах является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Наблюдение проводится специалистами школьного психолого-педагогического консилиума. Результаты наблюдений обсуждаются не менее 1 раза в четверть на малых педсоветах и консилиумах [Шевченко 2006].

 При изучении школьников  принимаются во внимание следующие  показатели:

1. Физическое состояние  и развитие ребенка: динамика  физического развития, особенности  слуха и зрения; особенности развития  двигательной сферы, координация  движений; особенности работоспособности  (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, количество ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности).

2. Особенности и уровень  познавательных процессов: особенности  восприятия пространства и времени;  особенности внимания, памяти, мышления, речи; познавательные интересы, любознательность.

3. Отношение к учебной  деятельности, особенности мотивации,  уровень освоения учебной деятельности.

4. Особенности эмоционально-личностной  сферы: эмоционально-волевая зрелость, способность к волевому усилию, преобладающее настроение; особенности  самооценки, отношения со сверстниками  и взрослыми; поведение в школе  и дома, нарушения поведения, вредные  привычки.

5. Особенности усвоения  знаний, умений и навыков, предусмотренных  программой: общая осведомленность  об окружающем мире и о себе, сформированность навыков чтения, письма, счета; характер ошибок  при чтении и письме, счете  и решении задач.

Научные основания коррекционно-развивающей  деятельности в процессе образования  и воспитания раскрываются в контексте  складывающейся в настоящее время  культурно-исторической, гуманистической  педагогики. Основная ценность образования - человек, ребенок. Образование и  воспитание должны помочь ему стать  человеком, стать самим собой. Еще  Л.Н. Толстой писал, что воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам не плодотворно, не законно и не возможно [Гонеев 2002]. Теоретические предпосылки для образовательной коррекционно-развивающей практики созданы научной школой Л.С. Выготского [Выготский 1983].

2. Коррекционная работа в начальной школе

Платонова Светлана Владимировна учитель начальных классов

Я хочу рассказать о коррекционной работе в классах начальной школы. Часто  в первый класс приходят дети, которые  не подготовлены к безболезненному  и успешному вхождению в учебную  деятельность в школе. Не секрет, что  основой для успешного овладения  школьными  знаниями, умениями и  навыками у ребёнка должно быть хорошее  умственное развитие. Тестирование и  обследование психолога показывают, что уровень  развития у детей  не всегда достаточно высок.

Как же учителю  помочь таким  детям? Как сделать, чтобы учение для этих детей стало не тяжёлой  обязанностью, а радостью?

     Начиная работу  в классе, в котором есть дети, нуждающиеся в коррекционной  поддержке, учитель должен полностью  пересмотреть методы своей работы. Задания, предложенные учителем,   вызывают у «слабых» детей  массу затруднений, поэтому подход  к ним должен быть иным.

    10 минут на каждом  уроке я отводила коррекции.  На первых порах кажется, что оставшихся  минут не хватит на то, чтобы объяснить новое, закрепить пройденное, а программу проходить надо, необходимо дать ученикам тот объём знаний, который предусмотрен государственным стандартом. Но в данном случае лучше сначала потратить время, чтобы потом его сберечь. Если не заниматься коррекцией, то скоро становится ясным, что урок можно растягивать и до 50 минут, и до часа, а всё равно ничего не успеть.

    На коррекционных  упражнениях хочу остановиться. Эти упражнения нужны для того, чтобы помочь детям учиться,  овладеть письмом и счётом. Возникает  вопрос: «При помощи   каких средств и методов сделать обучение увлекательным?» Загадки, лабиринты, ребусы, игры «Лото», «Домино», «Третий лишний», «Узнай меня» и другие; грамматические сказки, цепочки, шарады, фонетические зарядки и многое другое помогут детям восполнить пробелы и усвоить школьную программу.

     Вот примеры  упражнений, которые можно использовать  на уроках.

Итак, мы знаем, что успешность обучения в школе во многом определяет уровень развития внимания. Значит,  учителю особенно важно развивать и тренировать внимание у детей.

1.  На уроке математики в 1 классе на наборное полотно выставляются картинки: заяц, утка, кот, поросёнок. Детям предлагается внимательно посмотреть на картинки и закрыть глаза. Учитель добавляет ещё одну картинку, дети должны заметить, что картинок стало больше. Вариантов заданий здесь много: убрать 1 (или несколько) картинку, заменить другой, поставить в новом порядке и т.д. Детям такие задания нравятся, а раз интересно, они стараются сосредоточить своё внимание. Такие задания тренируют внимание и являются  хорошим переходным мостиком от одного вида работы к другому.

2.  Или другое задание.  После того, как выучили счёт  до  10, предлагаю ребёнку рисунок,  на котором изображены 10 переплетённых линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Ребёнок должен назвать номер линии слева, затем проследить за ней до конца и назвать номер справа.

Как вариант – можно  использовать на одном конце цифры, а на другом буквы. Зашифрованное  слово может быть названием следующего задания на уроке (разминка, диктант  и т.д.)

3.  В 1 классе можно  использовать и такое упражнение  на тренировку распределения  внимания. Даётся таблица (сначала  простая, затем усложняя). Дети  должны как можно быстрее находить, называть и показывать от 1 до 10, 25…Более трудное задание: найти и назвать все числа подряд, пропущенные записать и т.д.

Информация о работе Особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения детей с замедленным психическим развитием