Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 17:44, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: "Особенности познавательного развития детей раннего возраста".
Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания дошкольников раннего возраста на занятиях по развитию познавательной активности при помощи реализации взаимосвязи с игрой позволили сформулировать гипотезу исследования: использование интегрированных занятий по развитию познавательной активности, речи и сенсорному воспитанию позволит повысить уровень познавательного развития детей.
Введение
1. Теоретические основы познавательного развития детей раннего возраста
1.1 Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста
1.2 Познавательное развитие в дошкольном возрасте
1.3 Формирование познавательного интереса в раннем возрасте
2. Организация и методы исследования познавательной деятельности детей раннего дошкольного возраста
2.1 Организация эмпирического исследования
2.2 Методики исследования
3. Результаты эмпирического исследования
3.1 Результаты методики "Задания с кубиками"
3.2 Результаты методики "Задания с геометрическими формами"
3.3 Результаты методики "Задания с соотнесением предметов"
3.4 Результаты методики "Задания с предметами быта"
3.5 Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста
Выводы
Литература
Первый этап – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Второй этап – подбор экспериментальных методов исследования.
Третий этап – проведение эмпирического исследования.
Четвертый этап – анализ и интерпретация результатов исследования.
Пятый этап – рекомендации по результатам исследования.
Экспериментальная работа была направлена на выявление познавательной активности детей раннего возраста.
На основе теоретических и практических исследований было выделено четыре критерия оценки успешности выполнения заданий, которые основываются на специфике познавательной активности детей раннего дошкольного возраста.
Уровень развития познавательной сферы был проанализирован в процессе диагностики детей раннего возраста, оценивался по следующим критериям:
5 баллов – высокий уровень развития познавательной активности, выполняет задания выше установленной возрастной нормы.
4 балла – нормальный уровень, то есть соответствует возрастной норме.
3 балла – уровень развития ниже среднего, не соответствует возрастной норме, однако, принимает участие.
2 балла – замкнутый, то есть не реагирует на предложение поиграть.
В эксперименте принимали участие 5 детей раннего дошкольного возраста – от 2 до 3 лет.
Эксперимент проводился на базе детского дошкольного учреждения Ясли-сад № 317 МДОУ г.Уфы.
Данные экспериментальной группы детей
Код |
Имя ребенка |
Возраст |
Группа |
01 |
Артем А. |
2,5 года |
ясельная |
02 |
Дарина Д. |
3 года |
ясельная |
03 |
Гульнара С. |
2,5 года |
ясельная |
04 |
Ильдар М. |
2 года |
ясельная |
05 |
Эльвина Н. |
3 года |
младшая |
В распоряжении психологов сейчас имеется несколько диагностических систем и отдельных методик, направленных на диагностику особенностей формирований познавательной сферы детьми дошкольного возраста.
1. Задания с кубиками. Предложите ребенку 10 кубиков размером 8 см2. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Затем попросите ребенка построить поезд (4 кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других), ворота (один кубик стоит между двумя другими) или лестницу (пять горизонтальных рядов кубиков, стоящих друг на друге, каждый следующий ряд на один кубик короче предыдущего, первый ряд из пяти кубиков). Выясните максимальные способности ребенка. Если необходимо, покажите, как построить нужную модель.
Нормативы:
15 мес. – строит башню из двух кубиков, держит два кубика в одной руке;
18 мес. – строит башню из 3-4 кубиков;
2 года – строит башню из 8 кубиков, строит по показу поезд без трубы;
2,5 года – строит башню из 8 кубиков, строит по показу поезд, добавляет трубу;
3 года – строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, строит по показу мост.
3,5 года – копирует мост с модели, выполняет самые простые задания с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного в кубиках такого же размера.
4 года – строит по показу ворота, выполняет самые простые задания с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного в кубиках такого же размера.
4,5 года – копирует ворота с модели, выполняет самые простые задания с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного на бумаге в натуральную величину, а чуть более сложные – с такого же образца, но с обозначенными границами между кубиками.
5 лет – может построить
Задания демонстрируют возможность выбора системы действий по достижению конкретного результата, представленного в восприятии, способность к организации целесообразного поведения и самостоятельному контролю за процессом выполнения задания, способности производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями, вычленять элементы и правильно ориентировать их друг относительно друга, обнаруживать и исправлять ошибки.
2. Задания с геометрическими формами. Методика "Доски Сегена".
Ребенку предлагается разместить на плоской доске три геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой.
Вынув все три фигуры из соответствующих им ячеек, предложите ребенку найти место на доске для круга и положить круг так, чтобы доска стала гладкой. Если ребенок выполняет задание неправильно, проведите его ручкой по фигуре на доске со словами: "Видишь, получилось как-то неровно, а нужно гладко, сделай гладко". Если ребенок правильно поместит фигуру, медленно переверните доску, сказав ему: "Наблюдай за мной внимательно". Посмотрите, сможет ли он вставить круг на место без ошибки. Если ребенок справился с заданием, предложите ему остальные фигуры, и в том случае, если он правильно разложит их по местам, переверните доску и попросите разместить фигурки опять. Часто бывает необходимо повторить процесс. Это можно сделать 2-3 раза для того, чтобы убедиться в том, что удалось увидеть лучшие из доступных ребенку способов выполнения задания.
Задания следует начинать с демонстрации ребенку собранной доски, которая потом у него на глазах "ломается". Ребенка просят "все починить, найти каждому кусочку свое место, так, чтобы стало гладенько". Если ребенок не справляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком.
Нормативы: 15 мес. – вкладывает круг без показа;
18 мес. – выполняя задание с самой простой доской Сегена, вкладывает круг, а на него накладывает две другие фигуры;
2 года – выполняя задание с самой простой доской Сегена, размещает все три блока, делает около 4 ошибочных проб;
2,5 года - собирает 2 простые доски Сегена;
3 года – собирает отдельные фигуры из элементов.
3,5 года – может собрать более сложные доски Сегена, но только после того, как собрал отдельные фигуры из кусочков.
4 года – может сложить квадрат
из двух половинок, круг из 4 равных
частей, собирает 3 из 4 досок Сегена,
самую сложную доску Сегена
собирает без предварительной
работы над отдельными
5 лет – выполняет все задания.
Задания демонстрируют развитие у ребенка представлений о форме и возможности организации действий в соответствии с представлениями, способности производить сенсорные дифференцировки, узнавать простые геометрические фигуры, зрительно воспринимать их, устанавливать между ними сходство и различие, воспринимать геометрическую фигуру на фоне, а также развитие ориентации в пространственных отношениях и понимание отношения части и целого.
3. Задание с соотнесением
Нормативы: 1 год – снимает кольца с пирамидки;
15 мес. – пытается нанизывать кольца пирамидки;
18 мес. – собирают пирамидку без учета размера колец;
2 года – вкладывает один объект
в другой, затрудняется, если видит
перед собой больше двух
2,5 года – хорошо вкладывает цилиндры и чашки, работая, как правило, методом проб и ошибок, может вложить две матрешки одна в другую;
3 года – легко выполняет
3,5 года – строит вертикальные модели, сам себя корректирует, очень легко усваивает помощь, ориентируется на размер, самостоятельно собирает пять матрешек в одну, правильно собирает пирамидку.
Задания демонстрируют способность организовать и осуществить систему целесообразных действий, обнаружить ошибки и исправить их, выявить определенное понимание заданий и путей их решения, как методом проб и ошибок, так и на основе зрительного сравнения и дифференциации размеров объектов. В процессе выполнения заданий очень хорошо проявляется обучаемость ребенка.
4. Задания с предметами быта.
Дети, воспитывающиеся в условиях нормальной семьи, начиная со второго года жизни приобретают умение выполнять разумные действия и системы действий, адекватные специфическим предметам быта. Об этом можно спросить родителей или, предъявив ребенку соответствующий предмет, попросить его выполнить с ним определенное действие.
Нормативы: 15 мес. – подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетки из бутылочки, рисует каракули карандашами, проявляет интерес к книге;
18 мес. – снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы, указывает на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой, умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия: если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем предметы поменять местами, он находит игрушку на новом месте.
2 года – запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу – каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий.
2,5 года – подражает большому
количеству действий взрослых
с предметами быта, в игре действует
взаимосвязано и
3 года - подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.
По предлагаемой методике выяснялись способности производить пространственные дифференцировки, вычленять элементы и правильно ориентировать их друг относительно друга.
Экспериментальные данные диагностики по заданиям с кубиками
Код |
2 балла – отказ выполнять |
3 балла – ниже нормы |
4 балла – возрастная норма |
5 баллов – выше нормы |
01 |
- |
- |
4 |
- |
02 |
- |
- |
4 |
- |
03 |
- |
- |
4 |
- |
04 |
- |
3 |
- |
- |
05 |
- |
- |
- |
5 |
Итог |
0 |
3 |
8 |
5 |
В % |
0% |
20% |
60% |
20% |
Анализ полученных данных по заданиям с кубиками говорит о том, что соответствует возрастной норме или развиты выше нормы большинство детей – 80%, или 4 детей из 5 обследованных.
Рис.1. Диаграмма результатов выполнения задания с кубиками
По предлагаемой методике выяснялась возможность организации действий в соответствии с представлениями о форме предметов.
Информация о работе Особенности познавательного развития детей раннего возраста