Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:18, курсовая работа
В настоящее время не только педагогов, но и школьников не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Ученик стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ………………………………………………4
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ………………………………10
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………….15
4. СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………….20
5. ИНАВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНВАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ……………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..31
Для информатики характерен динамизм изменения ее методической системы обучения. За прошедшие годы неоднократно менялось представление о том, чему и как учить на уроках информатики. Недаром за относительно недолгое время школьный курс информатики трижды менял свое название (в соответствии с содержанием): от первых учебников «Основы информатики и вычислительной техники» до десятилетнего этапа «Информатика» к утвержденному ныне в качестве государственного стандарта «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». Эти смены названий стержневого школьного предмета отражают динамические, обоснованные развитием общества, изменения в содержании дисциплины [5].
Одной из главных задач информатики в школе, является формирование стиля мышления учащихся. Исходя, с одной стороны, из целей формирования стиля мышления, а с другой стороны, из условий (именно в начальной школе начинает складываться мышление молодого человека), можно сделать однозначное заключение – курс информатики должен начинаться в младших классах школы. Формирование навыков операционного стиля мышления должно начинаться одновременно с выработкой основных математических понятий и представлений, т.е. в начальной школе. Такая организационная схема позволяет естественно ввести операционный стиль мышления в систему умений и навыков, формируемых школой.
Изучение основ информатики в более позднем возрасте оказывается связанным с необходимостью ломать установившиеся взгляды и привычки, что существенно осложняет и замедляет процесс обучения и воспитания.
Информатизация школьного образования требует раннего обучения информатике: основным понятиям этой дисциплины и ранней выработки навыков общения с компьютером. Для того чтобы применять компьютер на предметных уроках, следует добиться полного автоматизма в использовании этого дидактического инструмента. Важно, чтобы для школьника не становились проблемами поиск той или иной клавиши, ориентация в представленной на экране учебной информации, операции сохранения промежуточных данных и результатов. В противном случае ученики на уроке по предмету затрачивают лишнее время, испытывают психологическую перегрузку, прилагают дополнительные умственные усилия на второстепенные (по отношению к изучаемой дисциплине) операции с технологическим инструментарием.
Проведение педагогических экспериментов по обучению информатике детей младшего школьного и даже дошкольного возраста как за рубежом (США, Франция, Болгария и др.), так и в нашей стране убедительно показали, что дети младшего школьного возраста быстрее, прочнее и естественнее осваивают фундаментальные понятия информатики, которые способствуют формированию мировоззренческих концепций ребенка [5].
Только сравнительно недавно одновременно
с подготовкой и
Основной миссией курса информатики в начальной школе является пропедевтика фундаментальных понятий информатики и основных приемов новых учебных информационных технологий. Тем самым курс раннего обучения информатики становится пропедевтическим, способствующим подготовке школьников к последующему систематическому изучению информатики и коммуникационных технологий. Пропедевтический курс информатики в начальной школе нацелен на формирование:
Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
Основные понятия информатики.
Информация и ее свойства: смысл,
описание, оценка. Роль человека в преобразовании
информации и создании новой информации.
Обработка, передача, хранение информации
с помощью технических
Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.
Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.
По отношению к компьютеру у детей младшего школьного возраста в большинстве случаев преобладает установка «играть на компьютере». Поэтому очень важным представляется изменение «целевой функции» ребенка в отношении компьютера, показ всего многообразия его возможностей, формирование «образовательного вектора» его использования, повышение информативности изучаемого материала, усиление обратной связи в системе «ученик – учитель», развитие творческих способностей детей.
В результате изучения информатики и информационных технологий в начальной школе ученик должен
3. Организация образовательного
процесса на уроках
Изучение научной и педагогической литературы показало, что пробное преподавание информатики в начальной школе является предметом исследовании и педагогов, психологов, медиков, методистов. В связи с этим отсутствует единая точка зрения на организацию обучения урока информатики в начальной школе.
Предлагается несколько
Вариант 1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.
Этот вариант предполагает фронтальную форму работы в школьном кабинете, оснащенном 1 компьютером с CD-Rom устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно – медиа проектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет.
Обучение информатике в этом случае проводится учителем начальной школы без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть использован как электронная доска, то есть использоваться в режиме вызова к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В. Горячева.
Учитель должен владеть элементарными
навыками работы с компьютером: уметь
воспользоваться компакт-диском с
компьютерными программами
При таком компьютерном сопровождении
уроков информатики требуется
Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. (Например, продукция фирм "Компьютер и детство", "Кирилл и Мефодий".)
Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока без деления на группы.
Для групповой формы обучения на уроке информатики, возможно, организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока без деления на группы в информационном центре школы.
Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в Интернет. Такой кабинет является современным аналогом читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий.
В информационном центре школы можно организовать обучение информатике с помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4 человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе ЛЕГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.) Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в учебном пособии автора А.Л. Семенова [8].
Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий, предложенных автором учебного пособия: например, навыки работы в среде ПервоЛого, в клавиатурном тренажере, а также работы с комплектом программ "Компьютер и детство", "Никита", "Малыш" и другие [8].
Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.
Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе.
Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.
Информация о работе Особенности преподавания информатики в начальной школе