Особенности преподавания информатики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время не только педагогов, но и школьников не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Ученик стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3


1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ………………………………………………4

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ………………………………10

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………….15

4. СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………….20

5. ИНАВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНВАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ……………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….29

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Для информатики  характерен динамизм изменения ее методической системы обучения. За прошедшие годы неоднократно менялось представление  о том, чему и как учить на уроках информатики. Недаром за относительно недолгое время школьный курс информатики трижды менял свое название (в соответствии с содержанием): от первых учебников «Основы информатики и вычислительной техники» до десятилетнего этапа «Информатика» к утвержденному ныне в качестве государственного стандарта «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». Эти смены названий стержневого школьного предмета отражают динамические, обоснованные развитием общества, изменения в содержании дисциплины [5].

Одной из главных  задач информатики в школе, является формирование стиля мышления учащихся. Исходя, с одной стороны, из целей формирования стиля мышления, а с другой стороны, из условий (именно в начальной школе начинает складываться мышление молодого человека), можно сделать однозначное заключение – курс информатики должен начинаться в младших классах школы. Формирование навыков операционного стиля мышления должно начинаться одновременно с выработкой основных математических понятий и представлений, т.е. в начальной школе. Такая организационная схема позволяет естественно ввести операционный стиль мышления в систему умений и навыков, формируемых школой.

Изучение основ  информатики в более позднем  возрасте оказывается связанным  с необходимостью ломать установившиеся взгляды и привычки, что существенно  осложняет и замедляет процесс обучения и воспитания.

Информатизация  школьного образования требует  раннего обучения информатике: основным понятиям этой дисциплины и ранней выработки навыков общения с  компьютером. Для того чтобы применять  компьютер на предметных уроках, следует  добиться полного автоматизма в использовании этого дидактического инструмента. Важно, чтобы для школьника не становились проблемами поиск той или иной клавиши, ориентация в представленной на экране учебной информации, операции сохранения промежуточных данных и результатов. В противном случае ученики на уроке по предмету затрачивают лишнее время, испытывают психологическую перегрузку, прилагают дополнительные умственные усилия на второстепенные (по отношению к изучаемой дисциплине) операции с технологическим инструментарием.

Проведение педагогических экспериментов по обучению информатике  детей младшего школьного и даже дошкольного возраста как за рубежом (США, Франция, Болгария и др.), так  и в нашей стране убедительно  показали, что дети младшего школьного  возраста быстрее, прочнее и естественнее осваивают фундаментальные понятия информатики, которые способствуют формированию мировоззренческих концепций ребенка [5].

Только сравнительно недавно одновременно с подготовкой и декларированием  Государственного стандарта общего образования, включающего три компонента — федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент образовательного учреждения (школьный), был принят и стандарт преподавания учебного предмета “Информатика и ИКТ” [6].

Основной миссией курса  информатики в начальной школе является пропедевтика фундаментальных понятий информатики и основных приемов новых учебных информационных технологий. Тем самым курс раннего обучения информатики становится пропедевтическим, способствующим подготовке школьников к последующему систематическому изучению информатики и коммуникационных технологий. Пропедевтический курс информатики в начальной школе нацелен на формирование:

  • первоначальных представлений о свойствах информации;
  • первоначальных представлений о способах работы с информацией, в частности с использованием компьютера: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • начальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры;
  • у учащихся умений применять знания, полученные на уроках информатики, на других предметах с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Реализация указанных целей  достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Основные понятия информатики.

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация  информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

По отношению к компьютеру у  детей младшего школьного возраста в большинстве случаев преобладает установка «играть на компьютере». Поэтому очень важным представляется изменение «целевой функции» ребенка в отношении компьютера, показ всего многообразия его возможностей, формирование «образовательного вектора» его использования, повышение информативности изучаемого материала, усиление обратной связи в системе «ученик – учитель», развитие творческих способностей детей.

В результате изучения информатики  и информационных технологий в начальной  школе ученик должен

  • знать:
  • источники информации;
  • назначение основных устройств компьютера (для ввода, вывода и обработки информации);
  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;
  • уметь:
  • выполнять инструкцию при решении учебных задач;
  • выполнять несложные алгоритмы;
  • работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
  • набирать небольшой текст и конструировать простое изображение на мониторе;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • готовить сообщения с использованием различных источников информации;
  • использовать доступные компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться компьютером для создания и хранения личных текстов, рисунков, аудио и видеозаписей [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация образовательного  процесса на уроках информатики  в начальной школе

Изучение научной и педагогической литературы показало, что пробное преподавание информатики в начальной школе является предметом исследовании и педагогов, психологов, медиков, методистов. В связи с этим отсутствует единая точка зрения на организацию обучения урока информатики в начальной школе.

Предлагается несколько вариантов  обучения информатике [7].

Вариант 1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.

Этот вариант предполагает фронтальную форму работы в школьном кабинете, оснащенном 1 компьютером  с CD-Rom устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно – медиа проектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет.

Обучение информатике в этом случае проводится учителем начальной  школы без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть использован как электронная доска, то есть использоваться в режиме вызова к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В. Горячева.

Учитель должен владеть элементарными  навыками работы с компьютером: уметь  воспользоваться компакт-диском с  компьютерными программами учебного назначения, иметь представление  о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой.

При таком компьютерном сопровождении  уроков информатики требуется учитывать, что общее время работы ученика  с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы  по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. (Например, продукция фирм "Компьютер и детство", "Кирилл и Мефодий".)

Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока без деления на группы.

Для групповой  формы обучения на уроке информатики, возможно, организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока без деления на группы в информационном центре школы.

Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в Интернет. Такой кабинет является современным аналогом читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий.

В информационном центре школы можно организовать обучение информатике с помощью метода проектов. Для этого класс делится  на бригады по 3-4 человека, для которых  предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе ЛЕГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.) Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в учебном пособии автора А.Л. Семенова [8].

Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий, предложенных автором учебного пособия: например, навыки работы в среде ПервоЛого, в клавиатурном тренажере, а также  работы с комплектом программ "Компьютер и детство", "Никита", "Малыш" и другие [8].

Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися  беседу (инструктаж) по правилам поведения  в компьютерном классе.

Примерные правила поведения  учащихся в компьютерном классе.

  1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
  2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
  3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
  4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной  деятельности учащихся на занятиях по информатике.

  1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.
  2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
  3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
  4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.
  5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
  6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
  7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
  8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.

Информация о работе Особенности преподавания информатики в начальной школе