Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:39, контрольная работа
Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши. Таким образом, подростковая субкультура призвана выполнять функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.
Введение………………………………………………………………………………………....…...….3
1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка, подростка………………………………….………4
2. Особенности проявления и необходимость учёта социокультурного мира ребёнка, подростка…...…………………………………………………………………….……..11
Заключение………………………………………………………….…....................................17
Список литературы……………………………………………………………........................18
родился. Национальные игры помогают формировать у ребенка то
особое, что характерно для его народа, тип личности с особенностями
национальной ментальности.
Семейные игры обусловлены национальными и семейными тради-
циями или профессиональной деятельностью родителей. Дети любят
копировать своих родителей: учителей, врачей, продавцов, военнослу-
жащих и пр. С помощью игр можно решать определенные социально-
педагогические задачи, стимулируя формирование соответствующего
социокультурного мира ребенка.
Предметом игры являются ролевое поведение, направленная ак-
тивность, средством — разнообразные игрушки. В изобретении игру-
шек принимали участие многие народы и отдельные мыслители.
Аристотель рекомендовал в интересах воспитания изобретать для
детей игрушки, иначе они, не имея чем играть, станут ломать в доме
дельные вещи. И.К. Лафатер (1741 — 1801) — швейцарский писатель
придумал игру в деревянные кирпичики для построек и т.д. Платон
писал, что мальчикам посредством игры следует давать такое направ-
ление, которое поможет им приспособиться к будущим своим заняти-
ям. Локк советовал, чтобы все игры и развлечения детей имели целью
формирование благих и полезных привычек. Та же мысль нашла от-
ражение у французского педагога дошкольного воспитания Ф.В. Фре-
беля (1782—1852). Он называл игру ≪высшей ступенью детского раз-
вития≫, разработал теорию игры.
В раскопках стоянок древних славян находят большое количество
игрушек, что свидетельствует о любви и заботе родителей о детях,
понимании важности для них игрушек и игр. В играх ребенок упраж-
няет все части своего тела, самостоятельно познает их назначение и
способы пользования ими. Они помогают развитию у него разного
рода наблюдений, способности понимать, что хуже и что лучше. По-
средством игры приобретаются навыки определения расстояния, ве-
личины, веса, прочности предметов, развивается сообразительность,
практичность, критика суждений, воспитывается внимание. В целом
они выступают важнейшим
средством разностороннего
бенка.
Выделяют уединенные и совместные игры. Каждая из них имеет
свое социальное назначение. Уединенные игры позволяют ребенку
проявлять самостоятельность, полностью уходить в процесс игры и
получать от этого истинное наслаждение. Они способствуют социаль-
ному развитию, формированию навыка самостоятельного решения
простейших задач
негативно сказывается на развитии ребенка. Закономерность его пси-
хического развития как социального существа определяется двумя
противоположными процессами (тенденциями): стремлением к обще-
нию и обособлению. Нарушение условий, сказывающееся на прояв-
лении данной закономерности, отражается на социальном развитии
ребенка. Об этом свидетельствуют факты воспитания детей в государ-
ственных учреждениях, в домах, где отсутствует возможность для
самостоятельной игры.
Для них имеет большое значение сам процесс игры. Именно он
способствует наиболее полному развитию. Например, можно наблю-
дать такую картину. Мама отдыхает с ребенком, который играет в пе-
сочнице, насыпая в ведро песок и высыпая его. Подходит время идти
домой, и мама начинает торопить ребенка. Чтобы ускорить игру, она
помогает ему наполнить ведро песком. Ребенок возмущен, он плачет,
высыпает ведро и приступает снова к его наполнению. Для него важен
именно процесс, а не результат.
Ребенок, подражая другим, в играх овладевает опытом деятельнос-
ти, и в душе его возникает потребность анализа. Источником его яв-
ляется естественная любознательность ребенка, которая проявляется
в стремлении проанализировать (разобрать, развинтить и т.д.), что
способствует познанию им окружающего мира на уровне обыденного
сознания, в том числе и в сфере общественных отношений. Сначала
этот анализ выражается примитивно (например, когда ребенку нра-
вится какая-нибудь игрушка, он долго играет с ней, а затем чувствует
неудержимое влечение познакомиться с ее внутренним устройством,
разбирает ее). После этого ребенок с грустью смотрит на результат и
начинает требовать ее восстановления. От анализа он переходит к
творчеству. К разряду творческих игр принадлежат так называемые
символические игры, а именно: в зверей, птиц, солдатиков, разбойни-
ков и т.п.
Важное место в развитии детей имеют игры, способствующие на-
коплению житейского опыта. С их помощью дети осваивают счет,
первые правила строения, черчения, пения, состязания и т.д. Это те
игры, которые еще со времен
Платона рекомендуются для
наклонностей, степени дарований, пытливости ума и даже склада ха-
рактера. Через них педагоги стараются направлять развитие умствен-
ных способностей ребенка, развивая у него склонность к определен-
ным видам деятельности.
В социальном развитии особенно важны совместные (обществен-
ные) детские игры. Среди своих товарищей ребенок чувствует себя как
бы в родственном, братском кружке. Играя с товарищами и соревнуясь
с ними, он усваивает опыт
общения и поведения в
Недаром же говорят, что жизнь возгорается из жизни, как пламя от пла-
мени. В этой среде у ребенка проявляется наибольшая изобретатель-
ность, остроумие, решительность, смелость, здесь складываются у него
первые заботы об общественных интересах и уважение к ним, завязы-
ваются дружба, симпатии, вырабатываются и первые понятия о дисцип-
лине и субординации условно поставленным вожакам. Ребенок учится
соотносить свое поведение с поведением других, что важно в формиро-
вании у него понимания своих общественных отношений.
Изложенное представляет только некоторые наиболее существен-
ные особенности социокультурного мира ребенка и необходимость его
учета в процессе взаимодействия с ним, формирования его личности.
В результате комплексного исследования проблем подростковой субкультуры позволяет нам сделать вывод, что формирование культуры личности подростка происходит в сложной социокультурной ситуации в России, которая обусловлена общей направленностью на американизацию, безучастным отношением к проблемам общества, семьи, образования, досуговой деятельности. Что приводит к появлению проблем у подрастающего поколения: несформированность подростка как культурной личности (культура общения, духовно-нравственные ценности, падение культуры чтения и т.д.), потребительское отношение к жизни, дезориентация подростка в досуговой сфере, первостепенная роль СМИ в процессе социализации подростка. В решении этих проблем должны быть заинтересованы родители, школа, государство.
Список литературы:
1.А.В.Мудрик «Социальная педагогика» М. »Академия» 2003г.
2.Л.В.Мардахаев »Социальная педагогика» М.2003г.
3 А.В.Мудрик «Введение в социальную педагогику» М.1997
4 Абраменкова В.В. Детская субкультура:
содержание, функции, значение в культуре/ http://www.portal-