Особенности проявления и необходимость учёта социокультурного мира ребёнка, подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши. Таким образом, подростковая субкультура призвана выполнять функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....…...….3

1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка, подростка………………………………….………4

2. Особенности проявления и необходимость учёта социокультурного мира ребёнка, подростка…...…………………………………………………………………….……..11
Заключение………………………………………………………….…....................................17
Список литературы……………………………………………………………........................18

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.соц.пед.docx

— 47.73 Кб (Скачать файл)

родился. Национальные игры помогают формировать у ребенка  то

особое, что характерно для  его народа, тип личности с особенностями

национальной ментальности.

Семейные игры обусловлены  национальными и семейными тради-

циями или профессиональной деятельностью родителей. Дети любят

копировать своих родителей: учителей, врачей, продавцов, военнослу-

жащих и пр. С помощью игр можно решать определенные социально-

педагогические задачи, стимулируя формирование соответствующего

социокультурного мира ребенка.

Предметом игры являются ролевое  поведение, направленная ак-

тивность, средством — разнообразные игрушки. В изобретении игру-

шек принимали участие многие народы и отдельные мыслители.

Аристотель рекомендовал в интересах воспитания изобретать для

детей игрушки, иначе они, не имея чем играть, станут ломать в  доме

дельные вещи. И.К. Лафатер (1741 — 1801) — швейцарский писатель

придумал игру в деревянные кирпичики для построек и т.д. Платон

писал, что мальчикам посредством  игры следует давать такое направ-

ление, которое поможет им приспособиться к будущим своим заняти-

ям. Локк советовал, чтобы  все игры и развлечения детей  имели целью

формирование благих и  полезных привычек. Та же мысль нашла  от-

ражение у французского педагога дошкольного воспитания Ф.В. Фре-

беля (1782—1852). Он называл  игру ≪высшей ступенью детского раз-

вития≫, разработал теорию игры.

В раскопках стоянок древних  славян находят большое количество

игрушек, что свидетельствует  о любви и заботе родителей  о детях,

понимании важности для них игрушек и игр. В играх ребенок упраж-

няет все части своего тела, самостоятельно познает их назначение и

способы пользования ими. Они помогают развитию у него разного

рода наблюдений, способности  понимать, что хуже и что лучше. По-

средством игры приобретаются  навыки определения расстояния, ве-

личины, веса, прочности предметов, развивается сообразительность,

практичность, критика суждений, воспитывается внимание. В целом

они выступают важнейшим  средством разностороннего развития ре-

бенка.

Выделяют уединенные и  совместные игры. Каждая из них имеет

свое социальное назначение. Уединенные игры позволяют ребенку

проявлять самостоятельность, полностью уходить в процесс  игры и

получать от этого истинное наслаждение. Они способствуют социаль-

ному развитию, формированию навыка самостоятельного решения

простейших задач самореализации. Отсутствие такой возможности

негативно сказывается на развитии ребенка. Закономерность его  пси-

хического развития как социального существа определяется двумя

противоположными процессами (тенденциями): стремлением к обще-

нию и обособлению. Нарушение условий, сказывающееся на прояв-

лении данной закономерности, отражается на социальном развитии

ребенка. Об этом свидетельствуют  факты воспитания детей в государ-

ственных учреждениях, в домах, где отсутствует возможность для

самостоятельной игры.

Для них имеет большое  значение сам процесс игры. Именно он

способствует наиболее полному  развитию. Например, можно наблю-

дать такую картину. Мама отдыхает с ребенком, который играет в пе-

сочнице, насыпая в ведро песок и высыпая его. Подходит время идти

домой, и мама начинает торопить ребенка. Чтобы ускорить игру, она

помогает ему наполнить  ведро песком. Ребенок возмущен, он плачет,

высыпает ведро и приступает снова к его наполнению. Для него важен

именно процесс, а не результат.

Ребенок, подражая другим, в  играх овладевает опытом деятельнос-

ти, и в душе его возникает потребность анализа. Источником его яв-

ляется естественная любознательность ребенка, которая проявляется

в стремлении проанализировать (разобрать, развинтить и т.д.), что

способствует познанию им окружающего мира на уровне обыденного

сознания, в том числе  и в сфере общественных отношений. Сначала

этот анализ выражается примитивно (например, когда ребенку нра-

вится какая-нибудь игрушка, он долго играет с ней, а затем чувствует

неудержимое влечение познакомиться  с ее внутренним устройством,

разбирает ее). После этого  ребенок с грустью смотрит  на результат и

начинает требовать ее восстановления. От анализа он переходит  к

творчеству. К разряду  творческих игр принадлежат так  называемые

символические игры, а именно: в зверей, птиц, солдатиков, разбойни-

ков и т.п.

Важное место в развитии детей имеют игры, способствующие на-

коплению житейского опыта. С их помощью дети осваивают счет,

первые правила строения, черчения, пения, состязания и т.д. Это  те

игры, которые еще со времен Платона рекомендуются для выявления

наклонностей, степени дарований, пытливости ума и даже склада ха-

рактера. Через них педагоги стараются направлять развитие умствен-

ных способностей ребенка, развивая у него склонность к определен-

ным видам деятельности.

В социальном развитии особенно важны совместные (обществен-

ные) детские игры. Среди своих товарищей ребенок чувствует себя как

бы в родственном, братском кружке. Играя с товарищами и соревнуясь

с ними, он усваивает опыт общения и поведения в социальной среде.

Недаром же говорят, что жизнь  возгорается из жизни, как пламя  от пла-

мени. В этой среде у ребенка проявляется наибольшая изобретатель-

ность, остроумие, решительность, смелость, здесь складываются у него

первые заботы об общественных интересах и уважение к ним, завязы-

ваются дружба, симпатии, вырабатываются и первые понятия о дисцип-

лине и субординации условно поставленным вожакам. Ребенок учится

соотносить свое поведение  с поведением других, что важно  в формиро-

вании у него понимания своих общественных отношений.

Изложенное представляет только некоторые наиболее существен-

ные особенности социокультурного мира ребенка и необходимость его

учета в процессе взаимодействия с ним, формирования его личности.

 

                                      

 

 

 

 

                                          Заключение

В результате комплексного исследования проблем подростковой субкультуры позволяет нам сделать вывод, что формирование культуры личности подростка происходит в сложной социокультурной ситуации в России, которая обусловлена общей направленностью на американизацию, безучастным отношением к проблемам общества, семьи, образования, досуговой деятельности. Что приводит к появлению проблем у подрастающего поколения: несформированность подростка как культурной личности (культура общения, духовно-нравственные ценности, падение культуры чтения и т.д.), потребительское отношение к жизни, дезориентация подростка в досуговой сфере, первостепенная роль СМИ в процессе социализации подростка. В решении этих проблем должны быть заинтересованы родители, школа, государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

Список литературы:

1.А.В.Мудрик «Социальная  педагогика» М. »Академия» 2003г.

2.Л.В.Мардахаев »Социальная педагогика» М.2003г.

3 А.В.Мудрик «Введение в социальную педагогику» М.1997

4 Абраменкова В.В. Детская субкультура: содержание, функции, значение в культуре/ http://www.portal-slovo.ru

 


Информация о работе Особенности проявления и необходимость учёта социокультурного мира ребёнка, подростка