Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 04:05, реферат
Цель данного реферата-является анализ психофизиологического развития в младшем возрасте.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть психофизиологическое развитие в раннем детстве.
3. Проанализировать причины кризиса трёх лет.
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ 4
1.1 Развитие ощущений и восприятия 4
1.2 Игра как фактор развития 7
1.3 Роль труда в развитии восприятия 8
1.4 Особенности детского восприятия 11
1.5 Развитие памяти 12
1.6 Развитие речи 14
1.6.1 Развитие понимание речи 18
1.6.2 Развитие собственной активной речи ребёнка 20
1.6.3 Развитие способности к выполнению речевых инструкций 25
1.7 Развитие мышления 29
1.8 Теория Гальперина: 5 этапов формирования умственных действий 34
1.9 Развитие представления и воображения 36
1.10 Развитие внимания 38
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 39
2.1 Развитие эмпатии 41
2.2 Формирование личности в раннем детстве 42
ГЛАВА IIIКРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Государственное
бюджетное образовательное
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
Кафедра теории и методики дошкольного образования
РЕФЕРАТ
Особенности психофизиологического развития детей раннего возраста
Выполнила: Нефёдова О,Г,
Научный руководитель:
Челябинск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА
I. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ
ДЕТСТВЕ 4
1.1 Развитие ощущений и восприятия 4
1.2 Игра как
фактор развития 7
1.3 Роль труда в развитии восприятия
8
1.4 Особенности детского восприятия
1.5 Развитие памяти
1.6 Развитие речи
1.6.1 Развитие понимание речи
1.6.2 Развитие собственной активной
речи ребёнка
1.6.3 Развитие способности к
выполнению речевых инструкций
25
1.7 Развитие мышления
1.8 Теория Гальперина: 5 этапов формирования
умственных действий 34
1.9 Развитие представления и воображения
1.10 Развитие внимания
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 39
2.1 Развитие
эмпатии
2.2 Формирование личности в раннем
детстве
ГЛАВА IIIКРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
59
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раннее детство - особый период становления органов и систем организма и прежде всего функций мозга. Доказано что функции мозга не передаются по наследству, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года. Ранний возраст -это время, когда формируется основы физического, психологического и личностного развития человека. Потери допущены в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребёнка.
Большой вклад в разработку различных проблем воспитания детей раннего возраста внесли М.И. Кистяковская, М.Г. Рысс, К.Д. Губерт, Г.Л. Розенгардт- Пупко, И.М. Кононова, Э.Л. Фрухт, Р.В. Топкова-Ямпольская, К.Л.Печера, Г.В. Пантюхина, И.И. Радина, А.М. Фонарев и другие.
Теоретические концепции разработанные в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубенштейна, А.К. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. психологов и педагогов составляют основу педагогики раннего детства.
Цель данного реферата-является анализ психофизиологического развития в младшем возрасте.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной
тематике.
2. Рассмотреть психофизиологическое развитие
в раннем детстве.
3. Проанализировать причины кризиса трёх
лет.
ГЛАВА I. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
1.1 Развитие ощущений и восприятия
Развитие ощущений ребенка в значительной степени обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.). Если абсолютная чувствительность достигает достаточно высокого уровня развития уже в первый год жизни ребенка, то на последующих этапах взросления у малыша развивается способность различать ощущения, что прежде всего отражается во времени реакции на физические раздражители. Так, начиная с 3,5 лет и кончая студенческим возрастом происходит постепенное и неуклонное укорочение времени реакции индивида на раздражитель (Е. И. Бойко, 1964.) Причем время реакции ребенка на неречевой сигнал будет меньше времени реакции, чем на речевой.
Абсолютная чувствительность – психофизическая характеристика чувствительности индивида, которая характеризует способность индивида ощущать предельно малые по интенсивности воздействия объектов реального мира. Психофизиологические функции – функции коры головного мозга, обеспечивающими взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами.
Перцептивные действия – структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру.
Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия.
ОЩУЩЕНИЕ — построение образов отдельных свойств предметов внешнего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Именно в нем совершается переход энергии внешнего мира в акт сознания. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущения и сохранение их следов — природная основа психики в филогенезе и онтогенезе.
ВОСПРИЯТИЕ
— целостное отражение
Характерно, что самые существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом эталонов сенсорных и приемов обследования раздражителей. Уже до полугодовалого возраста — в условиях взаимодействия со взрослыми — возникают активные действия поисковые: ребенок смотрит — видит — хватает и ощупывает предметы руками. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными системами рецепторными — зрительной, слуховой, осязательной. Так ребенок обретает способность воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и различать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие системы двигательной и в качестве деятельности ведущей выступают действия и манипуляции предметные, что требует константности восприятия (->константность). При этом основным способом восприятия становятся движения воспроизводящие, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в теснейшей связи с развитием различных видов деятельности — игровой, изобразительной, конструктивной, элементов деятельности трудовой и учебной. После четырехлетнего возраста развитие восприятия становится относительно самостоятельным.
1.2 Игра как фактор развития
Основным фактором, оказывающим существенное влияние на развитие психических познавательных процессов у детей в возрасте от 2 до 6 лет, является игра.
Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности. В игре дети получают опыт манипулирования предметами мира взрослых людей, знакомятся и усваивают нормы и правила социального поведения.
Игровая форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. На первых этапах игровая деятельность ребенка в основном носит характер никак не связанного с конкретной ситуацией подражания действиям взрослого человека, т. е. основным содержанием игры является манипулирование предметами мира взрослых людей. Позднее же игровая деятельность ребенка все больше получает социальную направленность: ребенок приобретает опыт социального поведения, пытаясь в игре «примерить» на себя ту или иную социальную роль. Подобная трансформация игровой деятельности ребенка отражает основные закономерности и тенденции психического развития маленького человека.
На первых этапах рассматриваемого возрастного периода в психике ребенка доминируют процессы, связанные с приобретением им чувственного опыта. К этой категории психических познавательных процессов относятся ощущение и восприятие. Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов. У ребенка начинают значительно развиваться произвольная память, речь, мышление и др.
1.3Роль труда в развитии восприятия
Приобщение ребёнка раннего возраста к посильному труду (главным образом к домашней уборке, поливу цветов, слежению за своей одеждой и обувью, к работе на огороде) способствует накоплению индивидуального опыта в процессе активных действий, что является главным условием развития восприятия, а значит и развития всех зависимых от этой доминанты в на данном возрастном этаппе психических процессов (мышлении, памяти, внимания, речи). Ещё Г. Доман, разработавший систему гармоничного физического и интеллектуального развития ребёнка, говорил, что даже у годовалово ребёнка должны быть свои обязанности по дому.
Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи), стадии и фазы онтогенеза психики ребенка (табл. 1).
Таблица 1 «Эпохи и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину»
ЭПОХА |
РАННЕЕ ДЕТСТВО |
ДЕТСТВО |
ОТРОЧЕСТВО | |||
стадия |
младенческий возраст |
ранний возраст |
дошкольный возраст |
младший школьный возраст |
младший подростковый возраст |
старший подростковый возраст |
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Эмоционально-непосредственное общение |
Орудийно-предметная деятельность |
Сюжетно-ролевая игра |
Учебная деятельность |
Личностное общение |
Учебно-профессиональная деятельность |
СФЕРА ЛИЧНОСТИ |
Мотивационно-потребностная |
Операционально-техническая |
Мотивационно-потребностная |
Операционально-техническая |
Мотивационно-потребностная |
Операционально-техническая |
|
|
|
|
|
|
|
Кризис новорожденности |
Кризис 1 года |
Кризис 3лет |
Кризис 7 лет |
Кризис 12-13 лет |
Кризис 15 лет |
Кризис 18 лет |
|
Большие кризисы развития (кризисы отношений) | |||||
|
Малые кризисы развития (кризисы мировоззрения) |
Необходимо специально подчеркнуть, что на каждой стадии развития всегда есть две линии одна - явная, другая - латентная. Та линия, которая на одной стадии развития была латентной, на другой стадии развития становится явной. Так, для ребенка младенческого возраста направляющей, явной линией развития, является линия развития мотивационно-потребностной сферы ("хочу"), а линия развития операционально-технических возможностей ("могу") остается скрытой, латентной. Однако в следующем возрасте она становится ведущей, подчиняющей себе развитие мотивационно-потребностной сферы.
Чередование линий развития "хочу" и "могу" на протяжении периодов детского развития представлено на схеме 1.
Информация о работе Особенности психофизиологического развития детей раннего возраста