Особенности психофизиологического развития детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 04:05, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата-является анализ психофизиологического развития в младшем возрасте.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть психофизиологическое развитие в раннем детстве.
3. Проанализировать причины кризиса трёх лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ 4
1.1 Развитие ощущений и восприятия 4
1.2 Игра как фактор развития 7
1.3 Роль труда в развитии восприятия 8
1.4 Особенности детского восприятия 11
1.5 Развитие памяти 12
1.6 Развитие речи 14
1.6.1 Развитие понимание речи 18
1.6.2 Развитие собственной активной речи ребёнка 20
1.6.3 Развитие способности к выполнению речевых инструкций 25
1.7 Развитие мышления 29
1.8 Теория Гальперина: 5 этапов формирования умственных действий 34
1.9 Развитие представления и воображения 36
1.10 Развитие внимания 38
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 39
2.1 Развитие эмпатии 41
2.2 Формирование личности в раннем детстве 42
ГЛАВА IIIКРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности психофизиологического развития детей раннего возраста.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский  институт переподготовки

и повышения  квалификации работников образования»

Кафедра теории и методики дошкольного образования

 

 

 

РЕФЕРАТ

Особенности психофизиологического развития детей раннего возраста

 

 

 

Выполнила: Нефёдова  О,Г,

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013


СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ3 
ГЛАВА I. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ 4

1.1 Развитие ощущений и восприятия      4

1.2 Игра как фактор развития 7 
1.3 Роль труда в развитии восприятия     8 
1.4 Особенности детского восприятия                                                            11 
1.5 Развитие памяти                                                                                           12 
1.6 Развитие речи                                                                                               14

1.6.1 Развитие понимание речи                                                                        18

1.6.2 Развитие собственной активной речи ребёнка                                      20

1.6.3 Развитие способности к выполнению речевых инструкций                25 
1.7 Развитие мышления                                                                                     29 
1.8 Теория Гальперина: 5 этапов формирования умственных действий     34 
1.9 Развитие представления и воображения                                                   36

1.10 Развитие внимания                                                                                    38

ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА     39

2.1 Развитие  эмпатии                                                                                         41

2.2 Формирование личности в раннем детстве                                               42 
ГЛАВА IIIКРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ                                                                       49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                 58 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ          59

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Раннее детство - особый период становления органов и систем организма и прежде всего функций мозга. Доказано что функции мозга не передаются по наследству, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года. Ранний возраст -это время, когда формируется основы физического, психологического и личностного развития человека. Потери допущены в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребёнка.

Большой вклад  в разработку различных проблем  воспитания детей раннего возраста внесли М.И. Кистяковская, М.Г. Рысс, К.Д. Губерт, Г.Л. Розенгардт- Пупко, И.М. Кононова, Э.Л. Фрухт, Р.В. Топкова-Ямпольская, К.Л.Печера, Г.В. Пантюхина, И.И. Радина, А.М. Фонарев и другие.

Теоретические концепции разработанные  в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубенштейна, А.К. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. психологов и педагогов составляют основу педагогики раннего детства.

Цель данного  реферата-является анализ психофизиологического развития в младшем возрасте.

Задачи: 
1. Провести анализ литературы по данной тематике. 
2. Рассмотреть психофизиологическое развитие в раннем детстве. 
3. Проанализировать причины кризиса трёх лет. 

ГЛАВА I. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

1.1 Развитие ощущений и восприятия

Развитие ощущений ребенка в значительной степени  обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.). Если абсолютная чувствительность достигает достаточно высокого уровня развития уже в первый год жизни ребенка, то на последующих этапах взросления у малыша развивается способность различать ощущения, что прежде всего отражается во времени реакции на физические раздражители. Так, начиная с 3,5 лет и кончая студенческим возрастом происходит постепенное и неуклонное укорочение времени реакции индивида на раздражитель (Е. И. Бойко, 1964.) Причем время реакции ребенка на неречевой сигнал будет меньше времени реакции, чем на речевой.

Абсолютная чувствительность – психофизическая характеристика чувствительности индивида, которая характеризует способность индивида ощущать предельно малые по интенсивности воздействия объектов реального мира. Психофизиологические функции – функции коры головного мозга, обеспечивающими взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами.

Перцептивные  действия – структурные единицы  процесса восприятия у человека, которые  обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру.

Одновременно  с развитием ощущений у детей  в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия.

ОЩУЩЕНИЕ —  построение образов отдельных свойств  предметов внешнего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Именно в нем совершается переход энергии внешнего мира в акт сознания. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущения и сохранение их следов — природная основа психики в филогенезе и онтогенезе.

ВОСПРИЯТИЕ  — целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования — посредством активных действий — субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Детерминировано предметностью мира явлений. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет — в совокупности его инвариантных свойств.

Характерно, что  самые существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом эталонов сенсорных и приемов обследования раздражителей. Уже до полугодовалого возраста — в условиях взаимодействия со взрослыми — возникают активные действия поисковые: ребенок смотрит — видит — хватает и ощупывает предметы руками. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными системами рецепторными — зрительной, слуховой, осязательной. Так ребенок обретает способность воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и различать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие системы двигательной и в качестве деятельности ведущей выступают действия и манипуляции предметные, что требует константности восприятия (->константность). При этом основным способом восприятия становятся движения воспроизводящие, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в теснейшей связи с развитием различных видов деятельности — игровой, изобразительной, конструктивной, элементов деятельности трудовой и учебной. После четырехлетнего возраста развитие восприятия становится относительно самостоятельным.

1.2 Игра  как фактор развития 

Основным фактором, оказывающим существенное влияние  на развитие психических познавательных процессов у детей в возрасте от 2 до 6 лет, является игра.

Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности. В игре дети получают опыт манипулирования предметами мира взрослых людей, знакомятся и усваивают нормы и правила социального поведения.

Игровая форма  деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. На первых этапах игровая деятельность ребенка в основном носит характер никак не связанного с конкретной ситуацией подражания действиям взрослого человека, т. е. основным содержанием игры является манипулирование предметами мира взрослых людей. Позднее же игровая деятельность ребенка все больше получает социальную направленность: ребенок приобретает опыт социального поведения, пытаясь в игре «примерить» на себя ту или иную социальную роль. Подобная трансформация игровой деятельности ребенка отражает основные закономерности и тенденции психического развития маленького человека.

На первых этапах рассматриваемого возрастного периода  в психике ребенка доминируют процессы, связанные с приобретением им чувственного опыта. К этой категории психических познавательных процессов относятся ощущение и восприятие. Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов. У ребенка начинают значительно развиваться произвольная память, речь, мышление и др.

1.3Роль  труда в развитии восприятия

Приобщение  ребёнка раннего возраста к посильному труду (главным образом к домашней уборке, поливу цветов, слежению за своей  одеждой и обувью, к работе на огороде) способствует накоплению индивидуального опыта в процессе активных действий, что является главным условием развития восприятия, а значит и развития всех зависимых от этой доминанты в на данном возрастном этаппе психических процессов (мышлении, памяти, внимания, речи). Ещё Г. Доман, разработавший систему гармоничного физического и интеллектуального развития ребёнка, говорил, что даже у годовалово ребёнка должны быть свои обязанности по дому.

Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи), стадии и фазы онтогенеза психики ребенка (табл. 1).

Таблица 1 «Эпохи и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину»

ЭПОХА

РАННЕЕ ДЕТСТВО

ДЕТСТВО

ОТРОЧЕСТВО

стадия

младенческий возраст

ранний возраст

дошкольный возраст

младший школьный возраст

младший подростковый возраст

старший подростковый возраст

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Эмоционально-непосредственное общение

Орудийно-предметная деятельность

Сюжетно-ролевая  игра

Учебная деятельность

Личностное общение

Учебно-профессиональная деятельность

СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Мотивационно-потребностная

Операционально-техническая

Мотивационно-потребностная

Операционально-техническая

Мотивационно-потребностная

Операционально-техническая

Кризис новорожденности

Кризис 1 года

Кризис 3лет

Кризис 7 лет

Кризис 12-13 лет

Кризис 15 лет

Кризис 18 лет

Большие кризисы  развития (кризисы отношений)

Малые кризисы  развития (кризисы мировоззрения)


Необходимо  специально подчеркнуть, что на каждой стадии развития всегда есть две линии одна - явная, другая - латентная. Та линия, которая на одной стадии развития была латентной, на другой стадии развития становится явной. Так, для ребенка младенческого возраста направляющей, явной линией развития, является линия развития мотивационно-потребностной сферы ("хочу"), а линия развития операционально-технических возможностей ("могу") остается скрытой, латентной. Однако в следующем возрасте она становится ведущей, подчиняющей себе развитие мотивационно-потребностной сферы.

Чередование линий  развития "хочу" и "могу" на протяжении периодов детского развития представлено на схеме 1.

Информация о работе Особенности психофизиологического развития детей раннего возраста