Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 08:18, курсовая работа
Объект исследования: мотивационная сфера человека.
Предмет исследования: развитие мотивационной сферы человека
Цель исследования: определить особенности развития мотивационной сферы человека
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы развития мотивационной сферы человека
Изучить этапы развития мотивационной сферы человека
Подобрать диагностические методики для определения уровня развития мотивационной сферы человека
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы человека в психологической литературе…………………………………………………..5
1.1. Понятие мотивации, ее характеристика и сущность в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………..5
1.2. Этапы развития мотивационной сферы человека ………………………10
Выводы по первой главе ………………………………………………………18
Глава 2. Эмпирическое исследование развития мотивационной сферы человека…………………………………………………………………………20
2.1. Диагностика развития мотивационной сферы человека…………………20
2.2 Формы и методы развития мотивационной сферы человека …………...23
Выводы по второй главе……………………………………………………….31
Заключение …………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы ……………………….34
Ребенку предлагают как можно точнее срисовать пароход, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй, пожалуйста, точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, постарайся быть внимательным, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если ты что-то не так нарисуешь, не стирай ластиком, а нарисуй поверх неправильного или рядом правильно». При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание
а) на соотношение размеров деталей,
б) на присутствие всех деталей,
в) на правильность изображения — нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ,
г) на количество деталей и способ их изображения — считает ли ребенок или рисует «на глазок»?
Если оказывается, что задание слишком трудно, придумайте сами более простые и предлагайте их ребенку почаще — ведь эта игра воспроизводит сразу несколько упражнений для первоклассников!
«Узоры»
Игра для развития сосредоточенности
В эту игру можно играть и с одним, и с группой детей. Ребенку дается лист клетчатой бумаги. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте меня внимательно — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, пока я назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните ее в сторону. Сейчас вы показываете направо. А где левая рука? Молодцы!
Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш. Рисуем линию: одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна вверх, одна налево, одна вверх. Что у нас получилось? Правильно, крестик!
Начинаем рисовать второй узор. Поставили карандаш на следующую точку. Рисуем линию: две клетки направо, две клетки вверх, две направо, две вниз, две налево, две вниз, две налево, две вверх. Попали в начальную точку? Молодцы! А что получилось? Правильно, квадратики!А теперь нарисуем самый сложный, третий узор. Поставьте карандашом точку. Проведите линию на три клетки вверх. А теперь — две клетки направо, две вниз, одну налево, одну вниз, две направо. Повторите с самого начала (продиктовать). Посмотрите, получился орнамент с древнегреческой вазы».
Развитие мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
1. Приём «Фантастическая добавка»
2. Приём «Удивляй». В юго-восточной
Азии на острове Шри-Ланка раст
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах». Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нет». «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».
Выводы по второй главе
Так как процесс формирования мотива (мотивация) связан с использованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива.
Таким образом, в каждом возрасте устанавливается своя иерархия потребностей, ведущие из которых определяют направленность личности, например, гуманистическую (общественную) или индивидуалистическую.
При переходе от одного возрастного периода к другому происходит снижение уровня тревожности. Возрастание мотивации достижения успеха и снижение уровня тревожности в подростковом и юношеском возрасте.
Исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что вопрос изучения мотивации является крайне важным для стабилизации успешности в учебной и иной деятельности.
Заключение
В результате проведенных теоретических исследований, на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можно сделать вывод, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна.
В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Сама сложность данного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферы человека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения всех упомянутых нами теорий. То есть утверждения отдельных теорий могут направляться на различные элементы мотивационной структуры и именно в этих направлениях будут наиболее компетентными и валидными. Целостная картина может сложиться только при интегрированном подходе к изучению проблемы мотивации на современном этапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий.
При изучении различных теорий мотивации, при определении механизма и структуры мотивационной сферы профессиональной деятельности, я пришла к заключению, что действительно мотивация человека является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и к изучению мотивации профессиональной деятельности человека необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство. Мотивация человека, с одной стороны, имеет много общего с мотивацией животных, в части удовлетворения своих биологических потребностей. Но, с другой стороны, имеется ряд специфических особенностей, присущих только человеку, что так, же необходимо учитывать при изучении именно человеческой мотивационной сферы. Нельзя умалять влияния ни той, ни другой части мотивационной сферы человека, на систему мотивационной направленности личности в целом, так как это может привести к искажению целостного понимания данного вопроса.
Структура мотивационной сферы человека в процессе жизнедеятельности проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей его среды.
Список используемых источников и литературы
1. Асеев, В.Г. Формирование личности и структурный уровень мотивов[Текст]/ В.Г. Асеев.- М: Педагогика, 1970.- 60 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст]/В.Г. Асеев. – М: Педагогика, 1976.-89 с.
3. Баканов, Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения [Текст]/ Е.Н. Баканов// Вопросы психологии.- 1983. -№ 4.- .54.-59 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/Л.И. Божович. – М: Провсвещение, 1968.-135 с
5.Божович,Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст]/ Л.И. Божович.-М.: Просещение,1972.-234 с.
6. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека[Текст]/ В.К. Вилюнас. – М.: Академия, 1990.-267 с.
7. Выготский, Л.С. История развития психических функций [Текст]/ В.С. Выготский. Собрание сочинений, т.3.- М.: Просвещение,1983.- 234с.
8. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология [Текст]/ Л.А. Венгер. – М.: Просвешение, 1988.-345 с.
9.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе[Текст]/ Н.И.Гуткина. – М.: Академический Проект, 2000.-184 с.
10. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст]/ А.Н. Леонтьев.- М.: Пресса, 1971.-125 с.
11.Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
[Текст]//М.И,Лисина, Л.М.Семенюк Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
12. Маркова, А.К. Формирование мотивации, учения в школьном возрасте./ А.К. Маркова/ [Текст] – М., 1983.
13. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников[Текст]/ М.В. Матюхина. Просвещение - М.: 1984. 324 с.
14. Мережников, А.П. Общая психология[Текст]/ А.П. Мережников.- Магнитогорск.: Пресса, 2002.-156 с.
15. Немов, Р.С. Психология. т.2[Текст]/ Р.С. Немов.– М.: Просвещение, 2002.-235с.
16. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под редакцией Д.Б.Эльконина, А.П. Венгера. – М., 1988.
17. Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений[Текст]/ под редакцией И.В. Дубровиной. – М., 1997. 345с.
18. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы[Текст]/ И.П. Подласый.- М.: Академия, 2001.- 367 с.
19. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога[Текст]/ Е.И, Рогов. – М.: Просвещение, 1998.- 234 с.
20.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии[Текст]/ С.Л. Рубенштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
21. Столяренко, Л.Д. Основы психологии[Текст]/ Л.Д. Столяренко.- Ростов-на-Дону.: 2003.-312 с.
22. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст]/ Х. Хекхаузен. – М.: Прсвещение, 1986.- с.98.
23. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст]./ Д.Б. Эльконин - М.: Академия, 1981.- 345 с.
24. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации[Текст]/ П.М. Якобсон. – М.:Пресса, 1998.- 128 с.
Приложение 1.
Тестовый бланк к методике «Домик»
Приложение 2.
Тестовый материал к методике «Последовательность событий»
Информация о работе Особенности развития мотивационной сферы человека