Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 11:15, контрольная работа
Цель исследования: разработка логопедической технологии по коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Объект исследования: двигательная сфера у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и с нормальным онтогенезом.
Предмет исследования: процесс коррекции моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Задачи:
анализ специальной литературы по проблеме исследования;
подбор методики для исследования моторных функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;
обследование особенностей развития двигательных функций у детей со стертой дизартрией.
Содержание
Стертая дизартрия – одно из самых распространенных расстройств речи, по данным Мастюковой Е.М. В настоящее время ее значение для детской практики резко возрасло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы становится все более обычным явлением. У детей с дизартрией различные авторы (Р. И. Мартынова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Е. Ф. Соботович), работы которых стали теоретической основой нашего исследования, помимо нарушений звукопроизносительной стороны речи, отмечают нарушения в формировании лексико-грамматической стороны речи, неречевых процессов, таких как внимание, память, а также и определенные недостатки в формировании вербально-логического мышления, устранение которых является одной из первоочередных задач логопеда, поскольку развитие речи неразрывно связано с формированием мышления.
Учитывая распространенность данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в настоящее время назрела актуальная проблема - проблема диагностики детей со стертой формой дизартрии, а также на основании диагностических данных оказания квалифицированной логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии.
Цель исследования: разработка логопедической технологии по коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Объект исследования: двигательная сфера у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и с нормальным онтогенезом.
Предмет исследования: процесс коррекции моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Задачи:
Методологическую базу исследования по исследованию дизартрии таких ученых, как Т.Н. Аленькина, Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская Е. Волосова и других.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении существующих знаний о проблеме исследования развития двигательных функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Исследование проводилось на базе ДОУ детского сада № 23 г. Барнаула. В исследовании были использованы сравнительный, обсервационный и интерпретационный методы.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке направлений логопедической работы по коррекции двигательных функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Развитие моторики имеет большое значение для всех людей без исключения. Под данным понятием подразумевается вся сфера двигательных
функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты [2].
В педагогической литературе существует разделение на так называемую мелкую и крупную моторику. В настоящее время по уровню развития крупной моторики, состоящему в овладении определёнными видами движений (переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и т.п.) и их координации, определяется уровень психофизиологического развития ребёнка, выявляются заболевания и функциональные расстройства различной этиологии (виды параличей, ДЦП и др.). Большая часть исследователей утверждает, что развитие мелкой моторики, состоящее в овладении движениями пальцев рук, оказывает значительное влияние на становление речи ребёнка, его умственных способностей. Активное развитие мелкой моторики происходит, в частности, в процессе игры на музыкальном инструменте.
Однако начальный период обучения является очень сложным. Это приводит к тому, что многие дети прекращают освоение данного вида деятельности, несмотря на наличие первоначального интереса к ней, что, вероятно, объясняется и неготовностью ребёнка к обучению, которое может принести ему несомненную пользу.
Развитию крупной моторики у дошкольников уделяется большое внимание. В методиках музыкального воспитания выделены специальные разделы, чётко обозначены движения, которые необходимо продемонстрировать в том или ином возрасте, постоянно совершенствуются методические приёмы освоения танцевальных, ритмопластических движений. Развитием мелкой моторики занимаются не меньше: в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) существуют посвящённые ему программы, также не стоящие на месте. Особое значение в них придаётся массажу, в том числе пальчиков рук и т.п.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
Согласно исследованиям Соботович Е.Ф. [41], Мартыновой Р.И. [34], у детей со стертой формой дизартрии наблюдаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольник с легкими проявлениями дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело играет с мозаикой.
Исследование артикуляторной моторики, проведенное Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. [31], показало, что у всех детей со стертой дизартрией имеются нарушения функции мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами.
При исследовании функции тройничного нерва оказалось, что большинство детей были не в состоянии воспроизвести движения для челюстей в полном объеме. Исследование функции лицевого нерва показало, что у всех детей имелись движения мышц артикуляторной мускулатуры, иннервируемых этим нервом. Исследование функции подъязычного нерва показало, что не все дети имеют движения мышц, иннервируемых этим нервом. Исследование функции языкоглоточного нерва показало, что в большинстве случаев для детей со стертой дизартрией характерно недостаточное поднятие мягкого неба, в ряде случаев с отклонением маленького язычка в сторону.
Таким образом, у детей со стертой дизартрией оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются произвольные движения языка, динамической координации – воспроизведение одновременных движений.
Выше перечисленные нарушения динамики и статики артикуляторных движений обуславливают следующие особенности фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Артикуляторные затруднения оказывают влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это свидетельствует о том, что у детей со стертой дизартрией имеется и недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта.
Вышеперечисленные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (лексической, грамматической), вызывая вторичное недоразвитие, затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность (Р. И. Мартынова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Е. Ф. Соботович).
Е.Н. Винарская [8, с. 14-17] характеризует дизартрию как невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную стволово-подкорковыми очаговыми поражениями мозга. Автор считает, что дизартрия – одно из самых частых расстройств речи. В настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в детском возрасте становится все более обычным явлением. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, в целом произношение становится невнятным. С учетом неврологического подхода выделяют бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую дизартрии.
Однако наиболее часто встречаются в дошкольном возрасте не резко выраженные, в сравнении с дизартрией, речевые расстройства, при которых ведущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны речи. Если сопоставить подобные нарушения с дислалией, то исследователи отмечают, что фонетические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Подобные нарушения являются достаточно распространенными и ученые стали выделять их в отдельную форму (степень) дизартрии – стертую форму дизартрии.
К возникновению стертой дизартрии приводят острые и хронические заболевания матери в период беременности; токсикоз беременности; хроническую гипоксию плода; минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях матери и плода; легкую асфиксию; родовые травмы; острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте.
Р. И. Мартынова [34], исследуя неврологический статус детей со стертой дизартрией, выявила симптомы органического поражения центральной нервной системы в форме стертых парезов, изменения тонуса мышц, гиперкинезов в мимической и артикуляционной мускулатуре, патологических рефлексов. Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением подъязычных нервов (XII пары), которое проявляется в виде некоторого ограничения движения языка в сторону гиперкинезов. Повторные движения языка вверх, вперед и в стороны вызывают быстрое утомление, выражающееся в замедлении темпа движений, а иногда и легкого посинения кончика языка. Все эти нарушения обусловлены паретичностью мышц языка. Со стороны тройничных нервов (V пара) у детей грубых парезов не наблюдается. Однако при боковых движениях нижней челюсти у некоторых детей отмечаются синкенезии в виде поворота головы, языка, реже губ в ту же сторону. Асимметрия лицевых нервов (VII пара) имеется у детей, главным образом, за счет сглаженности правой или левой носогубной складки. Тяжелых расстройств со стороны языкоглоточных и блуждающих нервов (IX, Х пары) часто не наблюдается. Однако отмечается недостаточное сокращение мягкого нёба. Голос у детей тихий, глуховатый с небольшим носовым оттенком. Перечисленные состояния черепномозговых нервов при легкой форме дизартрии в большинстве случаев носят стойкий характер, т. к. они обусловлены органическим поражением центральной нервной системы.
Со стороны двигательной сферы у детей отмечается слабо выраженный парез с денерваторными изменениями мышечного тонуса. Сила мышц у детей удовлетворительна. Однако большинство детей не сразу включается в активное сопротивление. Активные движения совершаются в полном объеме, но замедленны, неловки, недифференцированы. В рефлекторной сфере у детей отмечается оживление сухожильных и периостальных рефлексов. Помимо вышеперечисленных нарушений в неврологическом статусе у детей с легкой формой дизартрии отмечаются изменения со стороны вегетативной нервной системы, которые проявлялись в виде потливости ладоней и стоп, наличии стойкого красного демографизма.
Итак, у большинства детей с легкой формой дизартрии исследователи обнаружили легкую (стертую) неврологическую симптоматику, которая выявляется при тщательном исследовании и указывает на органическое поражение центральной нервной системы.
Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и других нарушений звукопроизношения чрезвычайно затруднена. Нарушения фонетической стороны речи при стертой дизартрии, внешне сходные с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. В то же время своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи [29, с. 177].
В специальной литературе отмечается, что в практике логопедической работы часто встречаются нарушения звукопроизношения, которые по своим внешним проявлениям напоминают дислалию, но характеризуются особой трудностью преодоления в процессе коррекционного воздействия. При выборе адекватной методики коррекции и для достижения максимального результата логопедической работы по преодолению нарушений фонетической стороны речи актуальными являются вопросы дифференциальной диагностики внешне сходных по проявлениям артикуляторных расстройств.
Описывая классификацию нарушений звукопроизносительной стороны речи, основанную на патогенетическом принципе, Р. А. Белова-Давид наряду с нарушением деятельности речеслухового анализатора выделяет нарушения деятельности речедвигательного анализатора, характеризующиеся недостаточностью эфферентных и афферентных систем. Клинически это проявлялось в наличии негрубых парезов артикуляторной мускулатуры, в нарушениях апраксического ряда. Систематизируя многообразные формы нарушений звукопроизношения, Р. А. Белова-Давид выделила две основные группы: дислалии, имеющие функциональный характер, и дизартрии, в основе которых лежат органические нарушения. Исходя из этого, автор выделяет в качестве основного критерия дифференциации нарушений звукопроизношения наличие или отсутствие симптомов органического ряда. При этом отмечается, что органическая симптоматика часто может быть выражена в микропроявлениях, выявляемых только специальными приемами неврологического обследования. При помощи такого специального, углубленного обследования выявляются негрубые парезы лицевой мускулатуры, препятствующие нормальному формированию артикуляций.
Информация о работе Особенности развития продуктивной деятельности у дизартриков